Прошлые три серии ушли на то, чтобы рассказать о том, что такое
Афганистан, как выглядит его
столица и зачем
затевался весь этот текст. Сейчас попытаюсь доказать, почему афганская провинция намного интереснее Кабула.
Возьмём для начала Бамиан. В самом деле, почему бы и нет?..
Что посмотреть. По большому счёту, единственная достопримечательность в городе и ближайших окрестностях - это очень красивая долина и всё, что с ней связано. С северной стороны к ней примыкает известняковый массив, в котором более полутора тысяч лет, в эпоху кушанского царя Канишки, были высечены две статуи стоящего Будды, высотой 38 и 55 метров.
2.
Бамианская долина и статуя большого Будды. Афганская открытка, сентябрь 2005 года.
В марте 2001 года колоссы были взорваны фанатиками из «Талибана», обломки были расхищены, а частично увезены в Национальный музей в Кабуле. В сегодняшнем Бамиане о скульптурах напоминают лишь две огромные ниши.
3.
Бамианская долина. Сентябрь 2005 года.
...Причём рядом с большей (западной) теперь сидят кассиры, предлагающие осмотреть Всё-что-осталось за 170 афгани (почти $3.5). Не хотите стать жертвой остаповского способа отъёма денег, держитесь второй ниши, где нет корыстных «реставраторов».
4.
Ниша малого Будды.
Стремясь вернуть туристов, власти провинции думают о восстановлении статуй, однако первоначальная идея воссоздать их в камне в натуральную величину не получила развития. Теперь Будд планируют вернуть при помощи лазерных лучей. Согласно разработке японского художника
Хиро Ямагаты, по ночам 14 лазерных установок будут проецировать 140 фрагментов изображений статуй, которые будут непрерывно менять цвет на зеленый, розовый, оранжевый, белый и синий.
5.
Рабочие вывозят обломки из ниши малого Будды. Сентябрь 2005 года.
В настоящее время проект «бесплотного воскрешения» ожидает одобрения афганского правительства, которое в свою очередь ждёт решения ЮНЕСКО. Необходимо убедиться в том, что скалы не будут повреждены мощными лазерными лучами.
6.
Примерно в то же время, что и Будды, в скале появились 750 пещер, в которых жили монахи и паломники, добиравшиеся сюда аж из Китая и Индии.
7.
Вид на город Бамиан и нишу большого Будды. Сентябрь 2005 года.
До последнего времени кое-где сохранялись даже росписи, однако большинство из них погибло, с тех пор как бывшие кельи стали прибежищем для чабанов и их стад в зимнюю непогоду.
8.
Пещерные кельи в Бамиане. Сентябрь 2005 года.
Город Бамиан вытянулся вдоль длинной базарной улицы со стандартным для Афганистана набором лавок.
9.
В начале улицы, ближе к выезду на Кабул, имеется домик бизнес-центра с интернетом; а ближе к середине - несколько антикварных магазинчиков, пара книжных дуканов с «буддистскими» открытками и переговорный пункт «Рошан» с возможностью позвонить домой.
В конце улицы, ближе к выезду на местечко Яколанг - левый отворот на вершину холма, в сторону отделения связи, военной части и аэродрома. С той вершины открывается красивейший вид на долину.
10.
Снимать возможно с любой точки, даже с территории военного городка, благо военные местного гарнизона, давно привыкшие к иностранцам, не возражают. По соседству, в «риасат мухаберат» (на почтамте) ещё не раскуплены запасы старых марок с изображением Будды. (На следующей иллюстрации одна такая миниатюра - в левом верхнем углу.) Спешите застать!
11.
На восточной окраине Бамиана, недалеко от АЗС на кабульском выезде, увидите руины крепости Шахр-и Голгола, разрушенной Чингисханом в 1221 году. Местные утверждают, что из всех подступов к крепости не заминирован только один, так что обязательно берите с собой проводника.
12.
Шахр-и Зохак - не менее старинная крепость из тех, что в XII-XIII вв. охраняли вход в Бамианскую долину, километрах в 15 к востоку от Бамиана. Её видно с дороги неподалеку от кишлака Шашпуль.
Банди-Амир - цепочка из пяти окруженных обрывами карстовых озёр на высоте 3000 м, в 75 км к западу от Бамиана (примерно четыре часа езды). Благодаря сильно минерализованной воде озёра ярко-синие, разделены травертиновыми плотинами. Место очень красивое и легкодоступное, по крайней мере с мая по октябрь.
13.
Банди-Амир. Из афганского туристического буклета 1970-х годов.
Как добраться. Из Кабула существует две дороги - северная и южная. На первых километрах каждой из них (отрезки Кабул - Чарикар и Кабул - Майданшахр) будет приличный асфальт «Афганского кольца», на остальной же, большей части пути его будет очень не хватать. Потому максимальная скорость не составит больше 30 километров в час - независимо от того, едете ли вы северным или южным путём, на джипе или на неповоротливой фуре.
Зато на этих нерядовых дорожках не составляет труда увидеть британские крепости XIX века и встретить настоящих кочевников! Ранней осенью номады из племени кучи перегоняют караваны верблюдов и овечьи стада с холодеющих горных пастбищ в тёплые пустыни провинций Кандагар, Гильменд, Нимруз и Фарах. Ближе к лету, когда в пустыне становится невыносимо от жары, эти колоритные процессии начинают двигаться в обратном направлении.
14.
Мужчина кучи в провинции Парван. Сентябрь 2005 года.
15.
Палатки кучи в провинции Кандагар. Ноябрь 2004 года.
Итак, первая, северная дорога, протяжённостью около 235 км.
16.
Перевал Шибар - восточные ворота провинции Бамиан. Сентябрь 2005 года.
После чарикарского отворота она поведёт через пуштунские райцентры Шинвари, Сияхгард...
17.
Дорога в Бамиан. Окрестности селения Сияхгард.
...а после таджикско-хазарейского Шейх-Али взберётся на перевал Шибар (3285 м), разделяющий провинции Парван и Бамиан. До города Бамиан от этого перевала остаётся 40 км через живописные ущелья.
18.
19.
20.
В окрестностях кишлака Дуаб Горбанд, провинция Парван. Сентябрь 2005 года.
Хазарейские селения (компактные и смешанные) встречаются ещё в западной части Парвана, а в провиции Бамиан - самом сердце Гиндукуша - их становится всё больше и больше. По пути дальше на восток, через большие кишлаки Шумбуль и Шашпуль, вы заметите, что пуштуны и таджики (брюнеты с европейским разрезом глаз) здесь встречаются гораздо реже «хазара» (тех же брюнетов, но узкоглазых).
21.
22.
Пуштуны в кишлаке Джальрез (провинция Вардак), сентябрь 2005 года.
Этот народ считает себя потомками воинов Золотой Орды, осевших в долинах нагорья Хазараджат, и единственный в Афганистане исповедует ислам шиитского толка. Говорят хазарейцы на своём диалекте фарси («хазараджи»), который отличается от кабульского отдельными словами и особенностями произношения.
23.
24.
25.
Хазарейцы из Джальреза, Шейх-Али и Бамиана. Сентябрь 2005 года.
Южная дорога (примерно 180 км) лежит через Майданшахр (центр провинции Вардак) - кишлак Джальрез - перевал Унай (3300 м) - селение Гардандеваль (другое название - Сияхсанг) - перевал Хаджигак (3700 м). Затем она выходит на кишлак Шашпуль, где соединяется с северной дорогой.
26.
Южная дорога Кабул - Бамиан. Автостопом в кузове грузовика между Майданшахром и Джальрезом. Сентябрь 2005 года.
Транспорт и ночлег. Если едете не автостопом, за маршруткой на Бамиан приходите в кабульский район Пули-Сохта. Проезд в микроавтобусе будет стоить от 350 до 450 афгани ($ 7-9). Спустя 7-9 часов вас привезут, скорее всего, на автостанцию у гостиницы «Мама Наджаф». (В названии - горячий
шиитский привет от хазарейского народа.). Сутки в трёхместном номере с туалетом и умывальником во дворе обойдутся в $10 плюс ещё два за лепёшку, шашлык и чай. Через улицу от «Мамы Наджафа» - обменник и отельчик «Кабул» с аналогичными расценками и условиями. На холме, где отделение связи и военные, есть гостиницы «Бамиан» и «Крыша мира» («Roof Of The World»).
27.
Афганистан, центр и юг. Карта из путеводителя Nancy H. Dupree. An Historical Guide To Afghanistan. - Kabul, 1977.
ГАЗНИ
В эпоху зрелого средневековья - столица мусульманской
империи Газневидов (994-1160), простиравшейся от центральной Персии и Средней Азии до Индии. Сейчас - небольшой транзитный город в 135 км от Кабула на пути в Кандагар и Герат по южному полукольцу.
Достопримечательности. От седой древности их осталось немного - построенные при султане Масуде III и Бахрам-шахе (XII в.) два «близнецовых» минарета с арабскими надписями шрифтом «куфи»...
28.
29.
Ноябрь 2004 года.
...кварталы-«соты» Старого города
30.
31.
32.
Старый Газни, ноябрь 2004 года.
....и древняя крепость на обрывистом берегу речки.
33.
Газнийская крепость, ноябрь 2004 года.
34.
35.
Всё это находится на северо-восточной окраине современного Газни. Наиболее удалены от центра минареты, они уже за городской чертой, справа от дороги со стороны Кабула.
36.
Землю от мин вокруг них уже расчистили, но битая бронетехника - обычное зрелище во всех афганских провинциях - ржавеет на пустыре и поныне.
37.
Газни, ноябрь 2004 года.
На том же пятачке - нити грунтовых дорог и беспорядочно разбросанные островки захоронений двух последних столетий, обозначенных невысокими грудами камней и иногда деревянными шестами. Зелёные флаги ислама на тех шестах - знак почёта погибшим на войне.
38.
Как добраться. Из Кабула - на автотранспорте любого назначения, который идёт в любой город на южном отрезке Трансафганской кольцевой дороги (будь то Мукур, Калат, Кандагар, Гиришк или Герат) или в южные пуштунские провинции Пактия, Пактика или Хост.
39.
Газни. Грузовик на обочине трассы Кабул - Кандагар - Герат. Ноябрь 2004 года.
Цивильный пассажирский транспорт отправляется с кабульской автостанции у элеватора, в районе Кот-э Санги. Многочисленные микроавтобусы отходят каждые 40-50 минут (по мере заполнения), проезд $2 - примерно столько же, сколько ночное такси по Кабулу.
40.
В новой части Газни. Ноябрь 2004 года.
Дорожное покрытие на участке Кабул - Газни в ноябре-2004 стараниями турецких дорожников стало гораздо лучше, чем дорога Кабул - Саланг.
41.
Газни. Дорожные работы и американские военные. Ноябрь 2004 года.
На этой первой можно наблюдать указатели с надписями на дари и английском и даже дорожные знаки (для афганских дорог это чудо из чудес!). Пейзаж вокруг - сгорбленная жёлто-коричневая полупустыня с редкими селениями, базарчиками и автозаправками.
42.
Газни, ноябрь 2004 года.
Транспорт и ночлег. У газнийской автостанции, что на южной окраине города - тьма машин, едущих откуда угодно и куда угодно.
43.
Газни. Дальнобойщики у придорожной гостиницы. Ноябрь 2004 года.
Билет на автобус в Кандагар стоит $4, в Герат - около $9. Все «четырёхколёсные друзья» отдыхают с дороги под открытым небом, а их хозяева, водители и пассажиры - в трёхэтажных трёхдолларовых гостиницах спартанского типа.
44.
В харчевне у стихийной автостанции в Газни. Ноябрь 2004 года.
При одной из них имеются цирюльня и «хамам», то бишь душевые кабинки с горячей водой, где всем без разбору посетителям выдают одни и те же шлёпанцы. Удовольствие помыться, а после постричься обходится в смехотворную сумму в $0.8, но гигиена в евростандартном понимании отсутствует. Другие отели в Газни вряд ли есть - это всё-таки пункт транзита, а не витрина для иностранных туристов.
В следующей серии заберёмся в ещё более интересные уголки -
Панджшерское ущелье и провинцию Нуристан.
Рассказы из тех же поездок:
Афганские чётки, часть первая. Афганские чётки, часть вторая. Афганские чётки, часть третья. Афганские чётки, часть четвёртая. Афганские чётки, часть пятая, заключительная.