Белый саккос митрополита Дионисия 1583 год

Aug 15, 2023 23:30



Кадр из телесериала "Годунов" (2019 г.). В роли митрополита Дионисия Борис Клюев

В предыдущем посте мы познакомились с голубым саккосом митрополита Дионисия.  Переходим ко второму саккосу - белому.


Еще раз напомню, что Дионисий в 1581 году был избран Иваном IV московским митрополитом. Он отличался красноречием и написал ряд знаковых для того времени сочинений (все они утеряны), за которые его прозвали Грамматик. Будучи близким другом семьи Шуйских, Дионисий сумел примирить их с Годуновыми в 1585 году, но год спустя все-таки пал жертвой политических разборок между Шуйскими и Борисом Годуновым.

Нам, собственно, важно, что Дионисий был Грамматик и мог в недошедших до нас трудах идеологически поддерживать возникшую в то время конкуренцию между Москвой и Стамбулом за звание наследника Рима (концепция "Москва - Третий Рим") , а также борьбу за собственное патриаршество отдельное от Константинопольского. Известно, что именно Дионисий в 1586 году поднял вопрос об учреждении в Москве патриаршества, которое было учреждено в 1589 году уже при его преемнике

Описанные саккосы митрополита Дионисия сделаны в 1583 году по приказу Ивана IV  из особо ценимых в России тканей и богато украшены жемчужным шитьем с камнями и золотыми дробницами. Иван IV после завоевания Астраханского и Казaнского ханства озаботился разнообразными регалиями и атрибутами власти, как светской так и церковной.
Чтобы было понятней, вот пост про шапки, обратите внимание, что Казанская шапка сделана в 1553 году, а Астраханская и Сибирская шапки по некоторым версиям являются копиями утраченныx во время Смуты оригиналов. Царские венцы России
А вот тут немного больше про противостояние со Стамбулом Откуда взялись такие шапки у русских царей

В общем, денег Иван Грозный на саккосы Дионисия в 1583 году не пожалел. Из времен Ивана Грозного кроме саккосов Дионисия до нас дошли саккосы митрополитов Иоасафа, Макария (самый красивый, подарен ему царской семьей) и Антония, но они по красоте и богатству даже не то что уступают саккосам Дионисия, они и рядом не стояли.



Саккос митрополита Дионисия, Москва, 1583 г.

Итак, второй саккос Дионисия сшит из атласа белого цвета с изображением богоматери с младенцем; по сторонам богоматери - летящие ангелы. Фон заполнен цветами гвоздики и тюльпанов; одни цветы даны на тонких стеблях в изящных изгибах, типичных для иранского искусства, другие, мелкие цветы, образуют легкие остроовальные клейма, внутри которых помещены золотые кресты византийского типа.

Элементы поздневизантийского стиля (изображения Христа, Богоматери, крестов) необыкновенно органично сочетаются с персидским растительным орнаментом.
Атлас саккоса с легкими растительными узорами сплошь расшит искусными вышивальщицами Мастерской Царицыной палаты, которые сумели вписать в рисунок ткани законченные портреты, выполненные золотом с чернью и эмалью дробницы и жемчуга.
В этих тканях наблюдается смешение двух различных стилей: поздневизантийского, в лицевых изображениях, крестах и надписях и чисто иранского в трактовке растительных элементов. Строгие, несколько суровые изображения богоматери и Христа смягчаются окружающим их орнаментом из цветов.


Деталь саккоса митрополита Дионисия. 1583 год.

Можно еще отметить незначительные детали в орнаментации того и другого атласа:
на белом - присутствие кружка с полулунками, скомбинированными по три, это так называемая "тамга Тамерлана" - мотив, часто встречающийся в турецком декоративном искусстве;
на голубом атласе выделяется узор в виде шестилучевой розетки, близкой по типу к элементам восточного декоративного искусства.

Стилистическая разнохарактерность в орнаментах этих тканей затрудняет четкое определение места их производства. Вернее всего, их можно отнести к восточной работе, поскольку в изображениях видны византийские традиции, а в орнаменте - приемы иранских ткачей.

Несмотря на некоторые недостатки в передаче человеческих фигур (например, изображения богоматери имеют различные пропорции - одни шире в плечах и ниже ростом, другие более стройные и высокие; Христос представлен благословляющим левой рукой вместо правой; некоторые надписи вытканы в обратном порядке), все же ткани эти являются высокими образцами ткацкого искусства XVI века.



Деталь облачения. Вклад царя Ивана Грозного

Саккос с изображением богоматери сохранил на себе все украшения и низанную жемчугом надпись о том, что саккос является царским вкладом, с указанием даты. Отдельные надписи исполнены вышивкой золотом (например, над изображениями ангелов).


Жемчужное шитье на саккосе митрополита Дионисия. 1583 г.

Византийские ткани и традиции узоров на Руси

Саккос митрополита Петра 1322 год

Саккос митрополита Алексия 1364 год

Большой саккос митрополита Фотия 1414-1417 гг

Малый саккос митрополита Фотия XIV - начало XV вв

Саккос митрополита Симона 1496 год

Голубой саккос митрополита Дионисия 1583 год

Саккос патриарха Иосифа 1648 г

Саккос "Спас на престоле" патриарха Иосифа 1642-1652 гг

история, Россия, одежда

Previous post Next post
Up