Кадр из телесериала "Годунов" (2019 г.). В роли митрополита Дионисия Борис Клюев
В предыдущем посте мы познакомились с голубым саккосом митрополита Дионисия. Переходим ко второму саккосу - белому.
Еще раз напомню, что Дионисий в 1581 году был избран Иваном IV московским митрополитом. Он отличался красноречием и написал ряд знаковых для того времени сочинений (все они утеряны), за которые его прозвали Грамматик. Будучи близким другом семьи Шуйских, Дионисий сумел примирить их с Годуновыми в 1585 году, но год спустя все-таки пал жертвой политических разборок между Шуйскими и Борисом Годуновым.
Нам, собственно, важно, что Дионисий был Грамматик и мог в недошедших до нас трудах идеологически поддерживать возникшую в то время конкуренцию между Москвой и Стамбулом за звание наследника Рима (концепция "Москва - Третий Рим") , а также борьбу за собственное патриаршество отдельное от Константинопольского. Известно, что именно Дионисий в 1586 году поднял вопрос об учреждении в Москве патриаршества, которое было учреждено в 1589 году уже при его преемнике
Описанные саккосы митрополита Дионисия сделаны в 1583 году по приказу Ивана IV из особо ценимых в России тканей и богато украшены жемчужным шитьем с камнями и золотыми дробницами. Иван IV после завоевания Астраханского и Казaнского ханства озаботился разнообразными регалиями и атрибутами власти, как светской так и церковной.
Чтобы было понятней, вот пост про шапки, обратите внимание, что Казанская шапка сделана в 1553 году, а Астраханская и Сибирская шапки по некоторым версиям являются копиями утраченныx во время Смуты оригиналов.
Царские венцы РоссииА вот тут немного больше про противостояние со Стамбулом
Откуда взялись такие шапки у русских царей В общем, денег Иван Грозный на саккосы Дионисия в 1583 году не пожалел. Из времен Ивана Грозного кроме саккосов Дионисия до нас дошли саккосы митрополитов Иоасафа, Макария (самый красивый, подарен ему царской семьей) и Антония, но они по красоте и богатству даже не то что уступают саккосам Дионисия, они и рядом не стояли.
Саккос митрополита Дионисия, Москва, 1583 г.
Итак, второй саккос Дионисия сшит из атласа белого цвета с изображением богоматери с младенцем; по сторонам богоматери - летящие ангелы. Фон заполнен цветами гвоздики и тюльпанов; одни цветы даны на тонких стеблях в изящных изгибах, типичных для иранского искусства, другие, мелкие цветы, образуют легкие остроовальные клейма, внутри которых помещены золотые кресты византийского типа.
Элементы поздневизантийского стиля (изображения Христа, Богоматери, крестов) необыкновенно органично сочетаются с персидским растительным орнаментом.
Атлас саккоса с легкими растительными узорами сплошь расшит искусными вышивальщицами Мастерской Царицыной палаты, которые сумели вписать в рисунок ткани законченные портреты, выполненные золотом с чернью и эмалью дробницы и жемчуга.
В этих тканях наблюдается смешение двух различных стилей: поздневизантийского, в лицевых изображениях, крестах и надписях и чисто иранского в трактовке растительных элементов. Строгие, несколько суровые изображения богоматери и Христа смягчаются окружающим их орнаментом из цветов.
Деталь саккоса митрополита Дионисия. 1583 год.
Можно еще отметить незначительные детали в орнаментации того и другого атласа:
на белом - присутствие кружка с полулунками, скомбинированными по три, это так называемая "тамга Тамерлана" - мотив, часто встречающийся в турецком декоративном искусстве;
на голубом атласе выделяется узор в виде шестилучевой розетки, близкой по типу к элементам восточного декоративного искусства.
Стилистическая разнохарактерность в орнаментах этих тканей затрудняет четкое определение места их производства. Вернее всего, их можно отнести к восточной работе, поскольку в изображениях видны византийские традиции, а в орнаменте - приемы иранских ткачей.
Несмотря на некоторые недостатки в передаче человеческих фигур (например, изображения богоматери имеют различные пропорции - одни шире в плечах и ниже ростом, другие более стройные и высокие; Христос представлен благословляющим левой рукой вместо правой; некоторые надписи вытканы в обратном порядке), все же ткани эти являются высокими образцами ткацкого искусства XVI века.
Деталь облачения. Вклад царя Ивана Грозного
Саккос с изображением богоматери сохранил на себе все украшения и низанную жемчугом надпись о том, что саккос является царским вкладом, с указанием даты. Отдельные надписи исполнены вышивкой золотом (например, над изображениями ангелов).
Жемчужное шитье на саккосе митрополита Дионисия. 1583 г.
Византийские ткани и традиции узоров на Руси Саккос митрополита Петра 1322 год Саккос митрополита Алексия 1364 год Большой саккос митрополита Фотия 1414-1417 гг Малый саккос митрополита Фотия XIV - начало XV вв
Саккос митрополита Симона 1496 год Голубой саккос митрополита Дионисия 1583 год Саккос патриарха Иосифа 1648 г Саккос "Спас на престоле" патриарха Иосифа 1642-1652 гг