Слева: Митрополит Фотий, фреска Ризоположенской церкви, 1644 г. Справа: Епископский саккос малый митрополита Фотия
Лицевой саккос из собрания Государственной Оружейной палаты, известный под именем Малого саккоса митрополита Фотия, принадлежит к числу трёх уникальных литургических облачений, сохранившихся до наших дней и имеющих целый комплекс шитых лицевых изображений. В эту группу входят также Большой саккос митрополита Фотия и византийский саккос из собрания Ватиканского музея
Впервые Малый саккос был упомянут в 1863 г. епископом Можайским Саввой, который согласно описям Патриаршей ризницы 1686 г. и по аналогии с Большим саккосом, соотнёс это облачение с митрополитом Фотием, однако на сегодняшний день существуют различные научные гипотезы относительно времени и места его создания, с временным разбросом в 100 лет - от 1339 года до конца 1430-х годов
Задачу исследования Малого саккоса осложняет тот факт, что он не был создан единовременно, а перешивался. Древнейшей его частью является средник лицевой стороны, выполненный скорей всего греческими мастерами, на что указывают шитые греческие надписи. Остальные части по разнообразным признакам относят к работе русских мастеров XV-XVI вв (1400-е и 1500-е годы)
Малый Саккос митрополита Фотия. Лицевая сторона XIV - начало XV вв, Византия. Атлас золотой, серебряные нити, серебро, жемчуг.
Расположение вышитых изображений на саккосе уподоблено системе декораций многоглавого крестово-купольного храма.
Исходя из этого, всю композицию саккоса можно разделить на несколько зон: самая верхняя - зона куполов, в которых помещены главные сцены праздников; чуть ниже - наугольные клейма с пророками, уподобленных парусам или простенкам барабанов; образы св. отцов можно связать с зоной подкупольных столбов (причём, каждой сцене соответствует четыре изображения - с каждой стороны по два); последнюю часть этой композиции занимают образы св. апостолов и мучеников, расположение которых сопоставимо с изображениями в боковых нефах.
Малый саккос митрополита Фотия. Оборотная сторона
Сообразно с классической системой декорации первые две зоны относятся к Церкви Небесной, остальные - к Церкви земной, на что указывает и тот факт, что центральные сцены и фигуры пророков изображены на золотом фоне, а святые в боковых нишах на тёмно-синем.
.
Малый саккос митрополита Фотия. Схема лицевой стороны
1. Распятие с предстоящими; 2. Пророк Исаия; 3. Пророк Иеремия; 4. Пророк Моисей; 5. Пророк Софония 6. Сошествие во ад; 7. Пророк Иезекииль; 8. Иисус Навин; 9. Иона; 10. Елисей
11. Василий Великий; 12. Николай Мирликийский; 13. Афанасий Александрийский; 14. Спиридон Тримифунтский; 15. Иоанн Златоуст; 16. Григорий Богослов;
17. Митрополит Петр; 31. Антоний Великий;
18. Кирилл Александрийский; 19. Апостол Петр; 20. Евангелист Иоанн Богослов; 21. Евангелист Матфей; 22. Мученик Георгий; 23. Мученик Феодор Стратилат; 24. Апостол Павел; 25. Евангелист Марк; 26. Евангелист Лука; 27. Мученик Димитрий Солунский; 28. Мученик Феодор Тирон; 29. Иоанн Лествичник; 30. Савва Освященный; 32. Евфимий Солунский; 33. Ефрем Сирин;
34. Вход в Иерусалим Композиция на правом рукаве лицевой стороны. 35.Сошествие Святого Духа Композиция на левом рукаве лицевой стороны
Малый саккос митрополита Фотия. Схема оборотной стороны
36. Преображение; 37. Пророк Давид; 38. Пророк Михей; 39. Пророк Моисей; 40. Пророк Илия 41. Вознесение; 42. Пророк Иезекииль; 43. Пророк Давид; 44. Пророк Захария; 45. Пророк Малахия
46. Герман Константинопольский; 47. Евстафий Антиохийский; 48. Сильвестр папа Римский; 49. Софоний Иерусалимский; 50. Никифор патриарх Константинопольский; 51. Милетий Антиохийский;
52. Петр Александрийский; 66. Антоний Великий;
53. Андрей Критский; 54. Апостол Андрей; 55. Апостол Симон; 56. Апостол Филипп; 57. Мученик Артемий; 58. Мученик Прокопий; 59. Апостол Иаков; 60. Апостол Варфоломей; 61. Апостол Филипп; 62. Мученик Никита; 63. Мученик Меркурий; 64. Отшельник Онуфрий; 65. Отшельник Феодосий Фивейский; 67. Павел Фивейский; 68. Макарий Великий;
69. "Никейский собор" с "Видением Петру Александрийскому" со стоящими по бокам Константином и Еленой; 70. Воскрешение Лазаря
Цветовое решение саккоса очень сдержанное и построено на сочетании всего нескольких цветов: красно-коричневогo (терракотового), светло-сиреневого и светлозелёного с лёгким оттенком жёлтой охры.
Яркие цветовые контрасты исключены из-за того, что цвет чрезвычайно светоносен. Кажется, сама его природа наполнена светом, растворенным в цвете. В живописи начала XV века этот эффект достигался активным добавлением белил в основной тон.
В шитье применяется тот же принцип.
Здесь цветные нити перемежаются с золотыми, как на фоне, или с серебряными, как в одеждах святых, причем не в строгом порядке, а хаотично, создавая причудливую игру света и цвета на поверхности формы
Если кого заинтересовала тема, отсылаю к научной статье Алексея Баркова "Малый саккос митрополита Фотия" из собрания Музеев Московского Кремля. Проблема стиля и датировки.
Она в интернете много где выложена в свободном доступе
Византийские ткани и традиции узоров на Руси Саккос митрополита Петра 1322 год Саккос митрополита Алексия 1364 год Большой саккос митрополита Фотия 1414-1417 гг Саккос митрополита Симона 1496 год Голубой саккос митрополита Дионисия 1583 год Белый саккос митрополита Дионисия 1583 год Саккос патриарха Иосифа 1648 г Саккос "Спас на престоле" патриарха Иосифа 1642-1652 гг