Jan 10, 2017 22:40
Есть две модели элиты общества: одна раньшая, другая прогрессивная. Раньшая - это когда социальные лифты заткнуты, статус определяется происхождением, и чем глубже прослеживается происхождение, тем лучше статус. Если человек знает своих предков в десятом колене, то уже не так важно, кем были эти предки. Знать - от слова "знать" (а ведун - от слова "ведать", но это неважно, просто странно). Разумеется, лифты порой прорываются, как гнойники - и тогда традиционное общество совершает очередной рывок вперед или разрушается. Всякое индивидуальное, не массовое пробивание потолка сопровождается страданиями вороны, залетевшей в высоки хоромы: "да, ты гений, оды твои слушаем, московский университет твоим именем когда-нибудь назовем, но чморить тебя не перестанем, бо еси плебей и мастдай".
И вторая модель. Она вот какая. Элита как таковая ни в коем случае не упраздняется, плохое происхождение по-прежнему затрудняет попадание в клуб избранных, но если ты уже в клубе, то ты безусловно в клубе, не хуже других прочих. Члены клуба различаются градусом, но не качеством. Социальные лифты по-прежнему в экстремальных случаях иногда пробиваются массово - но система благоволит штучному, индивидуальному всплыванию пузырьков, а не кипению ключом.
Католики и православные (устаревшие) охотно крестят детей во младенчестве: папа нашенский, мама нашенская, авось и дитятко воспитают нашенским, надобно доверять. Протестанты (прогрессивные) крестят в зрелом возрасте: папа-то нашенский и мама нашенская-от, а ты, супчик-голубчик, неизвестно еще, чьих. Не все пузырьки всплывают, иные и тонут. Не всё определяется происхождением.
Собственно, весь многотомный опус Дж. Роулинг - о кровавом противостоянии этих двух моделей. Зло у Роулинг не властолюбиво-эгоистичное, как у Толкина, а идейное. Это не удивительно, для прогрессивной общественности идейность уже есть синоним квинтэссенции зла, если только в основе идейности не лежит безыдейность. Кто с идейками - тот уже отчасти Гитлер. Того и гляди, жертвы своим идеям начнет приносить, оне же всегда хочут жертв, идеи-те. Роулинговский антигерой - ретроград, главной социальной опасностью считающий полукровок, то есть членов элитарного клуба с неправильным происхождением. Это несовременный взгляд, принятый до XVI в. Но теперь так уже не носят, и магическое общество единогласно порицает того-чьи-бестселлеры-нельзя-скачивать-в-торрентах-и-читать; порицает и побеждает.
Разумеется, целесообразность существования самого клуба и презрение к внешним под сомнение никем не ставится, ни добрым Гарри, не девочкой-полукровкой. Юный читатель должен получить ясную ролевую модель.
К чему я это всё? А не помню уже.