"Некий майор Н. Ф. Повзун"

Mar 02, 2015 00:53

Недавно в журнале allin777'а была выложена объяснительная записка Сергея Огольцова, бывшего в конце 1940-х годов заместителем министра государственной безопасности СССР, об обстоятельствах убийства сотрудниками МГБ актёра, режиссёра и председателя Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса в Минске в январе 1948-го. В комментариях я вкратце ( Read more... )

Еврейский антифашистский комитет, Михоэлс, МГБ

Leave a comment

Comments 38

yura_sh March 2 2015, 10:19:43 UTC
Спасибо. Показательная история.

Reply


labas March 2 2015, 11:20:33 UTC
В 1943 г. органы еще не вполне ориентировались относительно местопребывания Власова, вероятно, исходя из того, что если есть "власовцы" (РОА), то и сам генерал должен квартировать где-то поблизости. На деле же в Орше он был кажется всего один день на обратном пути из Смоленска, если я не ошибаюсь.

Reply

scabon March 2 2015, 20:00:19 UTC
Повзун говорит, что "[п]о данным разведки он тогда находился в Осинторфе за Оршей ... из Москвы вскоре сообщили, что Власов вылетел в Берлин." Так что возможно, что изначальная информация о том, что Власов прилетел (или должен был прилететь) в Оршу, была правильной, но, как то часто бывает, быстро устарела, а давший её агент в следующий раз вышел на связь только, скажем, через 10 дней.

Reply


Сталин против космополитов belkafoto March 3 2015, 13:01:21 UTC
А есть ли попытки рационального объяснения внезапного (?) антисемитизма Сталина? Если отбросить «дела давно минувших дней» (борьбу с Каменевым-Зиновьевым и Троцким), что могло расстроить «вождя всех народов»?
Просчет в играх при создании Израиля?

(Ходили слухи, кажется, что евреям был обещан Крым.)

Reply

Re: Сталин против космополитов scabon March 3 2015, 17:40:56 UTC
Это непростой вопрос, так как Сталин был человеком скрытным, а кроме того со временем менялся. Как Каганович говорил Чуеву: "Причем, его надо брать по временам, по периодам, разный он был. Послевоенный - другой Сталин. Довоенный - другой. Между тридцать вторым и сороковым годами - другой. До тридцать второго года - совсем другой. Он менялся. Я видел не менее пяти-шести разных Сталиных." (http://aleksandr-kommari.narod.ru/kaganovich.html) Походя замечу, что как сторонники Сталина (Молотов), так и противники (Джилас) говорят, что после войны он сдал, как в плане работоспособности, так и в плане способности к критической самооценке ( ... )

Reply

Как Каганович говорил Чуеву belkafoto March 3 2015, 17:55:40 UTC
Каганович или Молотов (книжку Чуева держал в руках, но было это давненько...).
О том, что в Сталине живет "семь-я" - совершенно согласен.

Считается, что он правил единолично. Но это тоже - закавыка. Проще было некоторые вопросы отдать на откуп, с последующей ответственностью....
(А за всем не уследить.)

Reply

Re: Как Каганович говорил Чуеву scabon March 3 2015, 19:13:37 UTC
Чуев беседовал сначала с Молотовым, а потом, после смерти Молотова, с Кагановичем. Вот что он об этом пишет ( ... )

Reply


реабилитация русского национализма belkafoto March 3 2015, 18:01:19 UTC
Если не ошибаюсь, примерно в это время исчезает выражение "русский колониализм", "русские колонизаторы", который ранее уверенно использовался.

Reply

Re: реабилитация русского национализма scabon March 3 2015, 20:57:24 UTC
Да, эти термины употреблялись Покровским и его школой и разделили судьбу этой школы в конце 1930-х.

Reply

употреблялись Покровским belkafoto March 3 2015, 21:05:50 UTC
"М. Н. Покровский был инициатором чисток в академии наук и так называемого «Академического дела», когда органами ОГПУ была арестована большая группа учёных-историков"... (Вика)

Сложное было время.

Reply

Re: употреблялись Покровским scabon March 3 2015, 23:14:19 UTC
Ну, конечно, Покровский в 1920-е годы был видным большевиком, заместителем наркома, так что принимал участие в разных чистках. Например, он был членом комиссии Политбюро по чистке экспедиции Козлова на Тибет в 1923-м году. (Alexandrе Andreyev, "Soviet Russia and Tibet: The Debacle of Secret Diplomacy, 1918-1930s", с. 175-176). Он многое сделал для подавления старой исторической науки, которая с его концепциями, естественно, не была согласна, и для насаждения своей школы. Во время больших чисток рубежа 1920-1930-х годов его, уже больного раком (он умер в 1932-м), тоже слегка потрепали и ему пришлось признать некоторые ошибки, но только частично. Разгром его школы произошёл уже после его смерти ( ... )

Reply


Виктор Абакумов belkafoto March 3 2015, 19:18:28 UTC
"Зная об усиливающемся антисемитизме Сталина и его ненависти к родственникам покончившей с собой жены Надежды Аллилуевой, министр государственной безопасности Виктор Абакумов сфальсифицировал сионистский заговор, якобы направленный против самого Сталина и его семьи. С конца 1946 года он регулярно направлял Сталину информацию о контактах его дочери Светланы и её мужа Григория Морозова с Исааком Гольдштейном, якобы подосланным к ним «еврейским националистом» Михоэлсом с целью сбора личной информации о Сталине по заданию американской разведки"

(Из Вики).

Скорее всего, и да , и нет.
Безусловно, подчиненные почти всегда подыгрывают хозяину. С учетом, что Сталин СДАЛ после войны, это трудно отрицать. Но кажется несколько прямолинейно.

Reply

Re: Виктор Абакумов scabon March 3 2015, 20:38:53 UTC
Да, есть такая версия. Если ей следовать, то последовательность событий выглядела примерно следующим образом. В 1930-е годы Михоэлс был просто актёром и режиссёром, а к политике не имел никакого отношения. Когда Сталин его сделал председателем ЕАК, то Михоэлс постепенно "вошёл в роль" и стал со временем чувствовать себя представителем советских евреев. И вот в 1946-1947-м годах он начинает думать о том, как бы ему выйти прямо на Сталина и рассказать о росте антисемитизма в СССР, что приводит к попыткам установить контакт со Светланой и её мужем. О чём, конечно, узнает Абакумов и сообщает Сталину "под шпионским соусом".

Возможно, что зерно истины в этом есть, но я не настолько знаком с историей вопроса, чтобы судить о том, в чём оно заключается.

Reply

к попыткам установить контакт со Светланой belkafoto March 3 2015, 20:45:38 UTC
Поскольку информация о Гулаге и процессах была закрытой, многие простые СОВЕТСКИЕ люди были (с нашей возможной точки зрения) ужасно наивными.

Конечно, еще более этот НАИВ был усугублен войной, когда казалось, что все мы - на правой стороне.

Reply

Re: Виктор Абакумов belkafoto May 5 2019, 20:47:34 UTC
Эта инфа - пересказ Костырченко, "Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм", 2003, с. 376.

Reply


Leave a comment

Up