"Некий майор Н. Ф. Повзун"

Mar 02, 2015 00:53

Недавно в журнале allin777'а была выложена объяснительная записка Сергея Огольцова, бывшего в конце 1940-х годов заместителем министра государственной безопасности СССР, об обстоятельствах убийства сотрудниками МГБ актёра, режиссёра и председателя Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса в Минске в январе 1948-го. В комментариях я вкратце ( Read more... )

Еврейский антифашистский комитет, Михоэлс, МГБ

Leave a comment

Сталин против космополитов belkafoto March 3 2015, 13:01:21 UTC
А есть ли попытки рационального объяснения внезапного (?) антисемитизма Сталина? Если отбросить «дела давно минувших дней» (борьбу с Каменевым-Зиновьевым и Троцким), что могло расстроить «вождя всех народов»?
Просчет в играх при создании Израиля?

(Ходили слухи, кажется, что евреям был обещан Крым.)

Reply

Re: Сталин против космополитов scabon March 3 2015, 17:40:56 UTC
Это непростой вопрос, так как Сталин был человеком скрытным, а кроме того со временем менялся. Как Каганович говорил Чуеву: "Причем, его надо брать по временам, по периодам, разный он был. Послевоенный - другой Сталин. Довоенный - другой. Между тридцать вторым и сороковым годами - другой. До тридцать второго года - совсем другой. Он менялся. Я видел не менее пяти-шести разных Сталиных." (http://aleksandr-kommari.narod.ru/kaganovich.html) Походя замечу, что как сторонники Сталина (Молотов), так и противники (Джилас) говорят, что после войны он сдал, как в плане работоспособности, так и в плане способности к критической самооценке ( ... )

Reply

Как Каганович говорил Чуеву belkafoto March 3 2015, 17:55:40 UTC
Каганович или Молотов (книжку Чуева держал в руках, но было это давненько...).
О том, что в Сталине живет "семь-я" - совершенно согласен.

Считается, что он правил единолично. Но это тоже - закавыка. Проще было некоторые вопросы отдать на откуп, с последующей ответственностью....
(А за всем не уследить.)

Reply

Re: Как Каганович говорил Чуеву scabon March 3 2015, 19:13:37 UTC
Чуев беседовал сначала с Молотовым, а потом, после смерти Молотова, с Кагановичем. Вот что он об этом пишет ( ... )

Reply

Сто сорок бесед с Молотовым belkafoto March 3 2015, 19:25:53 UTC
Были серьезные разборы этой книги?
Что имею в виду.
Она появилась в то время, когда валом шла "разоблачительная" литература.
И на этом фоне, документальное повествование человека, который считал себя (и своих соратников) почти не погрешимыми, как-то не смотрелось.
Казалось, что это просто современный пересказ "История ВКПб" 1937 года.

Reply

Re: Сто сорок бесед с Молотовым scabon March 3 2015, 21:30:06 UTC
Да, у Молотова были такие перлы, которые в 1991-м году, когда книга вышла, казались дикими. Вот, например, что он говорил о своих разногласиях с Берия о политике по отношению к ГДР в 1953-м году ( ... )

Reply

все были друзьями belkafoto March 3 2015, 21:48:26 UTC
"29 декабря 1948 года Полина Жемчужина исключена из партии, а 29 января 1949 года арестована..."

Жену Калинина тоже "взяли в заложники".
Хотя Полина, по существу, прошла по "еврейскому делу".
Кажется, из лагеря она вышла такой же пламенной коммунисткой, как и вошла.

Reply

стареющий диктатор, ищущий преемника belkafoto March 3 2015, 19:28:46 UTC
Сталин, наверное, вспоминал как подвесили дуче. Да и Гитлер со товарищи предпочли не полагаться на суд людской.

Reply

Re: Сталин против космополитов scabon March 3 2015, 17:42:28 UTC
1. В 1934-м начинается перевод советской пропаганды с интернационалистических рельсов на националистические. Ещё в 1945-м Тимашев задокументировал этот процесс по статьям в советской прессе, а сейчас нам известны сталинские документы, связанные с этой эволюцией (письмо о статье Энгельса, переписка о статье Зиновьева в "Большевике".) Поначалу эта пропаганда носила характер "советского/государственного патриотизма" и русско-национальный элемент был второстепенен ( ... )

Reply

принятия решения об убийстве Михоэлса belkafoto March 3 2015, 18:04:32 UTC
Почему-то пришлось отказаться от открытых/закрытых процессов типа 37 года.
Но к 53 году к этой идее снова вернулись?

Reply

Re: принятия решения об убийстве Михоэлса scabon March 3 2015, 20:18:08 UTC
У советских "открытых процессов", на которых подсудимые во всём признавались и каялись, своя история. Первым громким открытым процессом был суд над эсерами в 1922-м году (советские власти называли их "правыми эсерами"), на котором в число обвиняемых в качестве "подсадной утки" был включён Григорий Семёнов, бывший руководитель Петроградской военной организации эсеров, который с апреля 1919-го года сотрудничал с ЧК. Он, естественно, "признался" во всём том, что от него требовалось, и оклеветал остальных подсудимых ( ... )

Reply

открытые процессы были уже не нужны. belkafoto March 3 2015, 20:40:52 UTC
Идея Сталина (если смотреть из наших дней...) об усилении классовой борьбы, была не лишена своеобразной логики.
КПСС в конце концов пало под грузом собственных ошибок (как в двух словах сказать о крахе СССР?)

Означает ли это, что большевики были обречены на поражение с самого начала, когда сделали ставку на диктатуру (класса, партии и ЦК)?

Reply

Re: открытые процессы были уже не нужны. scabon March 3 2015, 22:13:05 UTC
Да, главная идея Сталина в данной области заключалась в том, что всех -- и народ и начальство -- нужно держать в строгости, а иначе раньше или позже вся система распадётся. У Хрущёва же и у тех, кто за ним пошёл в середине 1950-х, был другой подход; делалось ударение на то, что сытый обыватель не восстанет, даже если его постоянно не терроризировать. Как сказал Хрущёв в октябре 1956-го, "В нашей стране тоже слушают Би-Би-Си и Радио Свободная Европа. Но когда желудок полный, это не так страшно" (запись Яна Свободы, http://www2.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB76/doc5.pdf , последняя страница.) И Молотов об этом же говорил: "Хрущев пообещал более спокойную, более легкую жизнь наверху, и сразу многие за это ухватились. И внизу пообещал." (http://grachev62.narod.ru/molotov_140/chapt10.htm... )

Reply

Re: открытые процессы были уже не нужны. utgard_loky March 25 2015, 09:15:44 UTC
"События 1987-1991 годов не дают прямого ответа на вопрос о том, кто был прав. Тогда в СССР почти одновременно произошла нейтрализация репрессивного аппарата "

Не могли бы вы, если возможно, прояснить в чем причина того ослабления репрессивного аппарата?

Reply

Re: открытые процессы были уже не нужны. scabon March 25 2015, 19:14:33 UTC
Ну, техническую сторону вопроса, то есть кто кому когда приказывал нейтрализовать этот аппарат, мы знаем достаточно хорошо. Но почему в середине 1980-х годов в руководстве СССР восторжествовали люди, которые потом эти приказы отдавали, это весьма сложный вопрос и существуют разные интерпретации ( ... )

Reply

Re: Сталин против космополитов ext_2358867 December 6 2017, 21:39:21 UTC
Я вас ещё вот о чём хотел спросить.
1. Чем, на ваш взгляд, было вызвано начало перехода в 1934 г. советской пропаганды с интернационалистических рельсов на националистические?
2. Как далеко бы мог зайти этот процесс, если бы Сталин умер чуть позже или сумел найти себе наследника, разделяющего его взгляды, то есть осуществима ли на практике была замена марксизма-ленинизма в качестве официальной идеологии каким-то советским вариантом национал-большевизма (подобно тому, как это произошло в КНДР при позднем Ким Ир Сене)?

Reply


Leave a comment

Up