Грехи наши тяжкие...

May 04, 2010 16:03

Вопрос о том, несем ли мы на себе тяжесть грехов предков, оказался поводом для упорной дискуссии со множеством поворотов сюжета. Дискуссия оттолкнулась от статьи Елены Семёновой. Ознакомившись с позициями спорщиков, автор написала следующую статью, в которой даны ответы многим оппонентам. С моей точки зрения, статья Елены Семёновой очень точно ( Read more... )

Церковь, вера, история

Leave a comment

Comments 18

khramov May 4 2010, 14:44:08 UTC
В целом, хорошая статья, но некоторые тезисы оставлены без аргументации. Надергать цитат, близких к теме - ещё не значит доказать.

Например: "Народ, являющийся единым организмом, единым духовным существом, не есть собрание отдельных личностей" - в обоснование этого тезиса нет решительно никаких аргументов. Полная бессмыслица. Народ отдельно, люди отдельно - так, что ли? Ни цитату из Ильина, ни слова о.Серафима Роуза невозможно трактовать таким образом. "Автор так видит".

"Великие святые Русской земли не взывали к покаянию отдельных личностей (????), но обращались к Народу, понимая его, как единое существо"Опять - ни из чего не следует, что обращение к народу означает, будто сам народ понимается как "единое существо", или тем более, что святые не взывали к личному покаянию. Этот вывод вообще ни из чего не вытекает. Приведенная цитата свят.архиеп.Иоанна Шанхайского и Сан-Франц. никак не свидетельствует, что он или кто-либо из русских святых придерживался именно такого понимания народа. Опять "авторское видение ( ... )

Reply

savliy May 4 2010, 19:50:25 UTC
В данном случае "читатель так видит". Нигде в статье нет отделения людей от народа. Обычное понимание целого и части: целое больше, чем простая сумма, поскольку возникает интегративный эффект. В философии этот вопрос подробно разработан. В немецкой философии, скажем, в понятии гештальт ( ... )

Reply

khramov May 5 2010, 12:07:32 UTC
Противопоставление русских людей (суммы) русскому народу (целому) я вижу во фразе: "народ, являющийся единым организмом, единым духовным существом, не есть собрание отдельных личностей". Если в этой фразе заменить слова "не есть" на слова "есть не только", тогда применим и Ваш философский подход, и соответствующие выводы. Иначе получается противопоставление, а не дополнение. Но это не снимает вопроса о том, откуда вообще взялась трактовка о "единой сущности" народа или о том, что "святые не обращались к отдельным личностям" и прочий "авторский домысел ( ... )

Reply

savliy May 5 2010, 17:07:18 UTC
Знаете в чем проблема нашего общения? В "неточнстях" и "недосказанностях". То есть, то, что можно домыслить не так, вы именно и стараетесь домыслить "не так". То есть, мыслите не синтонно, а непременно в пику, в альтернативу. Так разговор может приобрести характер бесконечных препирательств ( ... )

Reply


Leave a comment

Up