Несем ли мы на себе тяжесть грехов предков?

Apr 26, 2010 20:27

Вопрос о покаянии за грехи предков мне представляется одним из ключевых (если не самым главным) в судьбе Русской Православной Церкви. Подходы к этому непростому вопросу намечены в статье Елены Семёновой, опубликованной на сайте "Национальный манифест".

Разделение на свои и несвои грехи очевидно, и каяться за чужие грехи - что-то ненормальное. Чужие грехи стоит обличать (предварительно проверив, нет ли бревна в собственном глазу). Свои надо признавать и очищаться от них. Грехи предков - это чужие или наши грехи? У меня нет сомнений, что наши. Или иначе невозможно вымолить грешивших предков у Бога, и молиться за них нет причины.
Собственно, когда патриарх Кирилл сказал, что кровью наши грехи искуплены, то он имел в виду под словом "наши", разумеется народа, а не нынешнее население. Или это абсурд - искупить грехи, которых еще не было! Если не предполагать крайней формы абсурда, то искупление могло касаться только того народа, тех людей, которые жили в то время, когда приняли свой крест Царственные Мученики.
Чей же грех был искуплен тогда? Грех ли цареубийц, грех ли генералов-изменников, грех ли равнодушных простолюдинов? Чем, собственно, грех? И мог ли он быть искуплен без покаяния грешника?
Думается, что искуплен может быть только грех раскаявшегося. Искупление через покаяние. Иное также выглядело бы абсурдом. "Искупление кровью", конечно же, странное высказывание в речи патриарха. Что-то в нем прямо-таки напоминает человеческую жертву.
Проблема тут непроста. На самом деле, как для тогдашних грешников, так и для нынешних, Царственные Мученики сохранили возможность искупления! Без их подвига искупление просто не было бы возможным. Иное поведение Государя и его семьи в тех условиях превращало бы его в "гражданина Романова с чадами и домочадцами". Не отрекаясь от своего служения и не подняв руку на свой собственный народ, заблудший во грехе, Государь оставил нам возможность воплощения в России православного идеала - идеала православной монархии.
Эта тема, конечно, не для праздной болтовни и не для глупых вопросов, которые может задать любой неуч, начитавшийся то ли советских, то ли либералистических учебников истории. Тут вопрос жизни и смерти России и русского народа, тонкая материя православной мистики, ускользающая от грубых рационалистов, а тем более - от хулителей Империи.

Церковь, вера

Previous post Next post
Up