«Я ИХ УЧУ, А ОНИ НЕ УЧАТСЯ»

Feb 21, 2014 15:13

ДЖОН ХОЛТ "Причины детских неудач"
http://bookre.org/reader?file=2230008&pg=0

Жизнь маленьких детей полна страхов. Как первобытные люди, они живут в каком-то непонятном мире. Волшебные сказки значат - и всегда значили - для маленьких детей то же, что мифы, ритуалы и религия для первобытных людей: они дают страхам имена и определяют их сущность, тем самым позволяя узнать и, возможно, даже отбросить их.
Маленькие дети не глупы. В возрасте двух и даже трех лет они отдают себя полностью тому, что делают, поэтому и учатся довольно быстро, и общительны. Скука и апатия приходят позже.
Это мы, взрослые, уничтожаем в детях творческие способности тем, что делаем что-то дня них или заставляем делать их. Мы уничтожаем эти способности прежде всего тем, что вселяем в их души страх - страх не сделать того, что от них требуют, страх ошибиться, не угодить взрослым. Так мы отбиваем у них всякую охоту к риску, к экспериментам, к попыткам проникнуть в неизведанное и неизвестное...

Дети в школе - все равно что дети у врача. Он может до посинения болтать о чудесном воздействии своего лекарства, но дети при этом будут думать лишь о боли, которую им могут причинить, либо о противном вкусе лекарства... Дети воспринимают школу как место, куда они (учителя) заставляют их ходить, где они заставляют их чем-то заниматься и где они пытаются причинить им всевозможные неприятности, если дети не занимаются или занимаются плохо. Школы поощряют «производителей», ребят, стремящихся получить правильный ответ любыми средствами. В программе, действующей по принципу «правильных ответов», этого не избежать. Школы с подобными системами обучения весьма неуютны для «мыслителей».
Ребенка нельзя заставить, не заставив при этом бояться. И не стоит заблуждаться на этот счет. Те, кто влияет на школьное образование в стране, этого не понимают. Они говорят и пишут, а значит и думают, что есть хорошие пути и плохие пути к принуждению детей (плохие - жестокость, хорошие - убеждение), и если избегать плохих методов и сосредоточиться на хороших, большого вреда не будет. Это одно из величайших заблуждений и причина того, что революция в области образования так и не произошла. Идея мягкого, безболезненного принуждения иллюзорна. Страх и принуждение неразделимы. Страх - неизбежное следствие принуждения... Вы можете подойти к делу на старый манер - высказать открытую угрозу в относительно грубых словах, ограничить их свободу или даже наказать физически. А можете сделать это на новый манер - мягко, спокойно, отказывая в одобрении, к которому вы и другие взрослые их приучили, или дав им почувствовать, что в будущем их ждет определенное возмездие - туманное, но неотвратимое. Вы можете научиться, как это делают опытные учителя, бить словом, жестом, взглядом и даже улыбкой - огромные возможности, чтобы вызвать страх, стыд, чувство вины, с которыми постоянно живут нынешние школьники.

Дети не нуждаются в том, чтобы их учили. Они узнают достаточно, а может быть даже больше, если начнут думать сами. Детей очень интересует мир взрослых и то, что мы делаем в нем. Дети узнают больше, когда изучаемые вопросы вплетены в контекст реальной жизни, связаны с практикой... Дети, учащиеся самостоятельно тому, что их интересует, не теряются при виде чего-то необычного или странного. Они могут думать и фантазировать на тему того, чего не понимают, но сам факт непонимания их нисколько не беспокоит. Беспокойство возникает тогда, когда взрослые начинают контролировать их учебу и навязывают свое понимание, и дети начинают волноваться из-за своего непонимания как источника потенциальных неприятностей со стороны взрослых.

Мы не должны учить сообразительности. Дети изначально сообразительны. Мы должны только перестать делать их тупыми. Мозг как орган человеческого тела обладает большей пластичностью и регенеративной способностью, чем мы это себе представляем. Что невыполнимо одним путем, может быть выполнено другим. И наоборот, мы должны отдавать себе отчет в том, что, не загружая в достаточной мере мозг ребенка, мы провоцируем уменьшение его возможностей.

Лучший способ узнать, что же дети действительно знают (а узнать мы можем самую малость), - дать им свободу делать что им нравится и понаблюдать за ними... Ребенок, изучающий что-то естественным образом, следуя туда, куда ведет его любопытство, и смело отвергая то знание, в котором он не нуждается, быстро растет умственно, повышает свою способность к восприятию знаний. Такой ребенок на верном пути к тому, чтобы стать полноценным членом общества, человеком, который ищет и находит смысл, истину и радость во всем, что он делает. Всю свою жизнь он будет чему-нибудь учиться, совершенствуя свою собственную модель реального мира, приближая ее к действительности. Это даст ему возможность занять куда более реалистическую и конструктивную позицию в жизни.

Только сам ребенок может знать, какая именно толика знаний нужна ему в каждый конкретный момент больше всего, подходит к его модели реальности лучше всего. Он может заблуждаться, но все равно сделает свой выбор куда лучше, чем этот выбор сделаем за него мы. Все, что мы можем, - это оказать ему посильную помощь, поделившись своими знаниями и подсказав, где можно найти более исчерпывающие и подробные сведения. Выбор он должен сделать сам.

разум, развитие, миф, шаблон, Холт

Previous post Next post
Up