ПИТЕР ГРЕЙ (
http://alpha-parenting.ru/2014/03/31/svobodnaya-igra-pochemu-mat-priroda-pobuzhdaet-detey-igrat-v-zahvatyivayushhie-igryi/ + статьи по ссылкам):
В нашем обществе мы решили, что дети должны проводить всевозрастающее количество времени именно в тех обстоятельствах, где они хотят находиться меньше всего. Плата за это убеждение, измеряемая уровнем счастья и умственного здоровья наших детей, огромна... Уровень депрессии и тревожности молодых американцев стабильно увеличивается на протяжении последних 50-70 лет. Сегодня симптомы сильной депрессии и/или повышенной тревожности имеют в 5-8 раз больше учеников школ и студентов колледжей, чем полвека и более назад... По мнению молодых людей, уровень контроля над собственной жизнью резко снизился в эти десятилетия... Когда люди считают себя невластными или почти невластными над своей судьбой, у них увеличивается уровень тревоги. “В любую минуту со мной может произойти нечто ужасное и я ничего не смогу с этим сделать”. Когда чувство тревоги и беспомощности становится слишком сильным, человек впадает в депрессию: “Бесполезно пытаться; я обречен.”
Дети сегодня проводят больше часов в день, дней в год и лет своей жизни в школе, чем когда-либо раньше. Контрольные и оценки значат больше, чем когда-либо. Вне школы дети проводят больше, чем когда-либо, времени в атмосфере, где их направляют, защищают, обслуживают, распределяют по группам, оценивают и поощряют взрослые. Во всех этих ситуациях контроль лежит на взрослых, а не на детях... Моя гипотеза состоит в том, что причина возросшей у нового поколения ориентированности на внешнее, внешние цели, а также тревожности и депрессии состоит в снижении за тот же период времени возможностей свободной игры и возросшее количество и значимость школьного обучения.
Моя основная мысль состоит в том, что игра автоматически запускает гипотетическое мышление. Она заставляет нас думать о воображаемых мирах, где все возможно, и размышлять об этих возможностях, а не ограничивать наши мысли тем, что действительно только здесь и сейчас. В этом плане игра развивает мышление, необходимое не только для теоретических наук, но и для планирования будущего, в котором мы должны предполагать возможные события и думать, как с ними справиться.
Дети развивают мышление каждый по-своему, в играх, которые они выбирают сами; мы не должны делать это за них, не нужно даже пытаться. Что нам нужно сделать, так это предоставить детям пространство, где они смогут естественно и безопасно играть с другими детьми разного возраста. Об остальном они позаботятся сами... Мы единственные живые существа, обладающие воображением. Оно является основой изобретательности, творчества и способности планировать.
Изучавшие игру и писавшие о ней до меня выделили довольно много таких характеристик, но все они, по моему мнению, сводятся к следующим пяти:
1. Игра выбирается и направляется самостоятельно.
Радость от игры - это восторженное чувство свободы... Если один из игроков попытается задирать и доминировать, остальные выйдут из игры и игра окончится; поэтому игроки, желающие продолжать игру, должны научиться на задирать и не доминировать... Игроки - это свободные агенты, а не пешки.
2. Игра - это деятельность, в которой средства более значимы, чем результат.
Когда мы не играем, мы обычно прибегаем к наиболее простым и наименее трудозатратным средствам достижения цели. В игре, однако, все наоборот. Игра - это действие ради самого действия... В игре внимание сфокусировано на средствах, а не на результате, и игроки необязательно ищут легких путей для достижения результата.
3. В игре есть структура или правила, которые исходят от игроков.
В игре есть структура, и эта структура образуется из правил в сознании игрока... Это находящиеся в сознании игрока понятия, требующие умственного усилия, чтобы о них помнить и следовать им... “Игра непрерывно, на каждом шагу создает требования к ребенку действовать вопреки непосредственному импульсу… Правило побеждает, как сильнейший импульс. Отсюда вытекает, что такое правило есть внутреннее правило, то есть правило внутреннего самоограничения, самоопределении”. [Л.С. Выготский, 1933]... Чтобы жить в человеческом обществе, люди должны вести себя в соответствии с общими понятиями о приличиях; это то, чему дети постоянно учатся в игре. В игре дети по собственному желанию практикуют искусство быть людьми.
4. Игра воображаема, небуквальна, отделяется сознанием от “реальной” или “серьезной” жизни... Даже двухлетки понимают разницу между реальностью и игрой...
5. Игра предполагает активное, бдительное, но не тревожное состояние ума.
Поскольку внимание игрока сконцентрировано на процессе, а не на результате, его ум не отвлекается на страх неудачи. Таким образом, ум в игре активен и бдителен, но не тревожен... Внимание настроено на саму деятельность, осознание себя и времени ослаблено. Ум сконцентрирован на идеях, правилах и действиях игры.
Дети играют не для того, чтобы уйти от явлений жизни; их игра основана на явлениях жизни... Дети противостоят защитным объятиям сердобольных взрослых, борются с ограничениями, которые должны удержать их на идеальных детских площадках, и, когда и где только можно, выходят навстречу окружающему их реальному миру и включают его в свою игру. Они, не мы, знают, что для них лучше... Когда взрослые рядом, чтобы “защитить” детей от опасности и разрешить их конфликты, они лишают детей возможности научиться защищаться, решать конфликты самостоятельно и управлять своими эмоциями.
Поскольку ребенок в игре не беспокоится о будущем и поскольку ребенок не испытывает последствий реального мира в случае неудачи - из-за обыденности игры, - он не боится неудачи. Поскольку ребенок в игре не ищет одобрения, или похвалы, или звезд на погоны, или чего-то другого от взрослых судей, его игру не нарушают мысли об оценке.
... Маленький ребенок может играя читать одну и ту же (заученную) книгу снова и снова. Все виды организованных игр, как пятнашки, бейсбол или “двадцать вопросов”, включают повторение одних и тех же действий или процессов снова и снова. Но это повторение не является зубрежкой. Поскольку игрок повторяет действие по своей собственной воле, каждое повторение - это акт творения. Если действие повторяется в точности, это потому, что игрок захотел и стремился повторить его в точности. Хотя зачастую каждое “повторение” несколько отличается от предыдущего; игрок намеренно изменяет его в соответствии с игрой или своим желанием экспериментировать. Побочным эффектом повторения становится совершенствование и закрепление нового навыка.
... В разновозрастном сообществе, где нет формальных уроков чтения, дети обучаются ему, потому что оно является ценной частью их социального окружения. Они видят других детей за чтением, слышат их разговоры о прочитанном, поэтому они хотят читать. Они играют в игры, включающие литературные произведения. Им читают взрослые и подростки, которым нравится читать. Они хотят слушать одни и те же книги, пока не запомнят их наизусть, затем они играют в то, что они “читают” книги, которые запомнили, пока чтение понарошку не превратится в настоящее чтение.
Играющие дети иногда вступают в настоящие конфликты, сопряженные с гневом, который останавливает игру и с которым нужно справиться, чтобы игра могла продолжаться. Они учатся контролировать гнев и в игре, и вне игры, потому что хотят продолжать играть, и они знают, что, если “сорвутся”, поддадутся гневу и начнут драться по-настоящему, игра прекратится. В реальной жизни мы часто переживаем вызывающие гнев ситуации, и важнейшим жизненным навыком является умение управлять им, чтобы он служил полезным целям, а не приводил к потере контроля и к поведению, которое может навредить окружающим и нам самим. В “агрессивной” игре дети обучаются этому навыку и тренируют его. Этому можно научиться только в свободной игре, без взрослых руководителей и воспитателей.