Базилика Santa Maria degli Angeli в Ассизи

Aug 14, 2011 21:21

Свежим сентябрьским утром мы направились из Перуджи в Ассизи. Туда можно добраться поездом от станции Fontivegge и автобусом от автостанции или площади Италии. После поезда нужно еще ехать на местном автобусе, а междугородний автобус довозит прямо до базилики Сан Франческо. Сообщение между двумя городами великолепное.


 
Вид на церковь Santa Maria degli Angeli
Обычно паломники и туристы сразу направляются в базилику Сан Франческо, а я по какому-то наитию хотела сначала посетить церковь Santa Maria degli Angeli (Богоматерь ангелов). Наверное, потому, что именно эта церковь впервые позвала меня в Ассизи. Я гостила у своих друзей в Сиене ровно два года назад и, когда возвращалась домой в Монтесильвано, автобус несколько минут стоял прямо у церкви. Я смотрела из окна на громадное строгое здание из светло-бежевого камня, и мне ужасно хотелось выйти и сфотографировать, но я боялась отстать от автобуса. Вокруг здания прогуливались настоящие францисканцы в грубых рясах цвета какао без молока и сандалиях на босу ногу. Они оживленно беседовали между собой и выглядели очень довольными жизнью. В память навсегда врезалась возвышающаяся высоко над церковью золоченая фигура Мадонны, которая ослепительно сияла в лучах послеполуденного солнца.


 Францисканцы около базилики
Довольно быстро доехав на поезде до Ассизи, мы вышли на крошечную привокзальную площадь. Подъехал автобус, и я спросила у водителя, доедем ли мы до базилики Santa Maria degli Angeli. Он заверил, что доедем. Однако мы поехали кружным путем. Сначала мы приблизились к церкви и увидели совсем недалеко серебристый купол, но неожиданно автобус круто развернулся и поехал в противоположную сторону. Минут двадцать нас катали по окрестностям, еще раз подвозили к вокзалу, и лишь после этого высадили у самой церкви. В ответ на мое возмущение мой друг философски сказал, что водитель был формально прав, когда сказал, что мы доедем до церкви, поскольку маршрут был круговой. Хотя и не сказал, что нам надо было ехать в обратном направлении.


 
Базилика Santa Maria degli Angeli
Первым делом я осуществила свою давнюю мечту, сделав фотографии базилики. Мне не удалось захватить ее полностью в объектив, даже отойдя к самому дальнему концу площади, красиво вымощенной брусчаткой. Зато удалось сфотографировать чудесную золотую Мадонну, которая два года назад навсегда запечатлелась в памяти.


 
Santa Maria degli Angeli
Грандиозная базилика строилась более 100 лет (1569-1679 годы). Для первоначального проекта архитектора Галеаццо Алесси (1512-1572) была характерна строгая простота, соответствовавшая францисканским идеалам бедности. В 1832 года церковь сильно пострадала от землетрясения, и в процессе реставрации в здание были внесены некоторые изменения. Нынешний монументальный фасад базилики был создан в 1930 году по проекту Чезаре Баццани. Он выполнен в стиле римского барокко с большим атриумом, разделенным на три портика. Над главным портиком расположена ложа для благословения с аркой, которая завершается тимпаном. Всю эту сложную конструкцию венчает бронзовая статуя Девы Марии, выполненная скульптором Гульельмо Коласанти. В 1950 году по проекту архитектора Николози была благоустроена площадь перед базиликой . После «фотосессии» мы поспешили в базилику. Внутри было не очень многолюдно. Огромное пространство поглощало все посторонние звуки. Согласно традиции, в основу плана базилики положен латинский крест. Интерьер базилики состоит из трех нефов с полукруглыми абсидами и крестообразного купола. Даже сегодня святилище поражает своими размерами и является одним из крупнейших христианских храмов. Его длина составляет 126 м, ширина - около 65 м, высота - 75 м (с учетом купола, возведенного в 1680 году). Посреди всего этого строгого великолепия, прямо под куполом, мы увидели старенькую каменную церквушку. Когда мы подошли ближе, я поняла: это не что иное как Porziuncola! Оказалось, что великолепная базилика служила хранилищем для бесценной реликвии. Папа Пий V (1566-1572) принял решение построить базилику для того, чтобы сохранить мемориальные места, связанные с жизнью Сан Франческо: Порциюнколу, а также келью, в которой умер святой и Розарий. Согласно легенде, Сан Франческо, обуреваемый искушениями, упал всем телом на куст шиповника, который в то же мгновение превратился в прекрасную розу без шипов. По замыслу папы Пия V, базилика должна была служить святилищем, где многочисленные паломники могли бы в тишине и покое прикоснуться душой к реликвиям, связанным с жизнью Сан Франческо. Путеводители советуют обратить также внимание на деревянные хоры конца XVIII века, папский алтарь работы Аполони Гетти со скульптурами Манфредини, фрески Аппьяни (1757) и картины художников XVII века Помаранчо, Джорджетти, Сермеи, Салимбени и братьев Дзуккари. Однако как только я увидела Порциюнколу, с которой было связано столь многое в жизни Сан Франческо, она полностью завладела моим вниманием, а главное чувствами.



Порциюнкола
В этот день мы посетили великолепную базилику Сан Франческо и церковь Санта Клары и получили колоссальный эмоциональный заряд. Но все-таки я советую начать свое паломничество с базилики Santa Maria degli Angeli, которая является самым необычным в мире мемориалом, гигантской капсулой, заключающей в себе священные пространства, наполненные великим духом Сан Франческо, его молитвами, мыслями и надеждами. Порциюнкола, которую юный Франческо восстановил собственными руками, всегда оставалась самым излюбленным его местом. О чудесной Порциюнколе я писала в предыдущем посте о жизни Сан Франческо и собираюсь писать в следующем.

Предыдущие посты об Ассизи
Умбрийские каникулы
Аскеза и харизма Сан Франческо д’Ассизи 

Порциюнкола, базилика Santa Maria degli Angeli, Ассизи, Сан Франческо

Previous post Next post
Up