Аскеза и харизма Сан Франческо д’Ассизи

Jul 24, 2011 19:01


С некоторым трепетом душевным приступаю к рассказу о кульминации нашего путешествия по Умбрии, а именно, посещении святынь, связанных с жизнью и деяниями Сан Франческо д’Ассизи. Хотя по русской традиции нам более привычен святой Франциск Ассизский, я буду именовать его так, как с любовью зовут его в Италии. Франциск Ассизский звучит несколько строго и аскетично, а Сан Франческо из Ассизи более соответствует светлому доброму и даже веселому образу, который предстает перед глазами при чтении его жизнеописания. Сам он считал себя самым ничтожным и грешным рабом Божьим, называя себя менестрелем или даже шутом Бога. А в Ассизи его ласково называли “Il poverello” - бедняжечка.

Я купила в Перудже книгу Иоанна Йоргенсена «Сан Франческо д’Ассизи» на итальянском языке (за неимением английского). Я читала эту книгу долгими зимними вечерами, вооружившись большим итальянско-русским словарем. Автор очень добросовестно и дотошно описал жизнь святого, однако, в процессе чтения у меня возникало больше вопросов, чем ответов. Будучи экономистом, я не могла понять, почему каждому новому члену ордена надлежало раздать все свое имущество нищим. Мне казалось, что если бы новые члены вносили свое имущество в орден, они могли оказать значительно больше помощи неимущим, нежели увеличивая число нищих, поскольку первые францисканцы жили исключительно за счет подаяний. По мере роста ордена количество нищенствующих монахов (между прочим, молодых и здоровых людей) росло в геометрической прогрессии. Второй вопрос, который я задавала себе: как объяснить явное несоответствие аскетического образа жизни Сан Франческо и пышного великолепия базилики в Ассизи? Далее, в современном Ассизи фигуры Сан Франческо и Санта Клары предстают как равновеликие, а в действительности все было не так. И даже в наше время францисканцы и клариссы находятся в совершенно разных условиях. И, наконец, я спрашивала себя, как такой простой и не авторитарный человек мог создать столь могущественный и многочисленный орден, который существует и процветает, в том числе и материально, по сей день?!

Я искала ответы на эти вопросы не только в книгах и Интернете, но и спрашивала своих итальянских друзей. В ответ они недоуменно пожимали плечами: “E cosi”. Мол, так повелось.

Я пребывала в полном смятении потому, что не найдя ответы на эти вопросы никак не могла приступить к описанию нашей поездки в Ассизи. Я считала себя не вправе говорить о личности такого масштаба, не уяснив себе принципиальных моментов его жизни и деяний. Простой и ясный ответ пришел почти сам собой. На книжном развале в Пескаре мне попалась тоненькая книжечка за 50 центов, изданная в 1995 году. Она дожидалась меня 16 лет! Сначала я увидела название «Франческо д’Ассизи», а потом автора - Гессе. Я сразу поняла, что эта книжечка из серии «Идеальная карманная библиотека» - посланный мне свыше ответ. Однако я получила ответы не на каждый вопрос в отдельности, а один - на все.

Я тщетно пыталась найти эту книгу в русском переводе или хотя бы выяснить, существует ли он. Я понимаю, что перевод с немецкого на итальянско-русский, неизбежно будет выглядеть коряво. Поэтому буду давать выдержки из книги в вольном переводе, передавая ее дух, а не букву. По этой причине кавычек не ставлю.

Герман Гессе пишет, что на земле во все времена существовали великие люди, которые не стремились прославиться героическими деяниями или выдающимися литературными произведениями. Тем не менее, эти великие души оказывали воздействие на жизнь многих людей и целые исторические эпохи. И далее. Такие люди, столь непостижимые и необычные, на первый взгляд кажутся сумасшедшими. Однако чистым душам жизнь великого человека открывается, как поток, низвергающийся из ущелья, как страстный вопль всего человечества, как воплощение вековой мечты.

Прочитав эти слова, я устыдилась своего узко прагматического подхода, и меня осенило, что к таким личностям нельзя подходить с позиций здравого смысла. Все сразу стало на свои места. Гессе ответил еще на один мой вопрос. Я мучилась сомнениями, стоит ли мне, далекой от католической веры, браться за описание жизни Сан Франческо? В то же время по себе знаю, что без специальной подготовки очень трудно ориентироваться в базиликах, посвященных Сан Франческо и Санта Кларе. Особенно, сложно воспринимать фрески Джотто в верхней базилике, которые иллюстрируют конкретные эпизоды из жизни святого. Пишу это со знанием дела потому, что сама была знакома с биографией Сан Франческо лишь в самых общих чертах. Прочитав книгу Гессе, я решила взять ее за основу очень краткого жизнеописания Сан Франческо потому, что из разнообразных эпизодов его жизни писатель отобрал самые значимые.

«Франческо д’Ассизи» - первое прозаическое произведение молодого Германа Гессе. 27-летний писатель написал эту книгу в 1904 году после нескольких путешествий по Италии. Жизнеописание Сан Франческо - восторженный гимн в прозе будущего автора «Сидхарты» и «Степного волка». Это не удивительно потому, что до этого Гессе уже издал несколько сборников стихов.


 
Чимабуэ. Сан Франческо д’Ассизи
Внешняя канва жизни Сан Франческо не изобилует выдающимися событиями. В 1182 году в семье преуспевающего торговца тканями Пьетро Бернардоне родился первенец. Купец Бернардоне часто ездил за товарами во Францию, и был женат на француженке. Пьетро очень любил Францию и поэтому назвал сына Франческо. Благодаря французским корням, Франческо хорошо говорил по-французски, а в зрелом возрасте, когда был в особенно хорошем настроении, распевал гимны собственного сочинения на французском языке.

До 20 лет Франческо вел типичную жизнь представителя золотой молодежи. Мало-помалу светская жизнь наскучила, и он стал задумываться над смыслом жизни. Поначалу его привлекала военная карьера, и он мечтал прославиться на поле брани. Случай не замедлил представиться. В Апулии на юге Италии прославленный рыцарь Гуальтьери ди Бриен готовился к новому крестовому походу. Юноши со всей Италии съезжались под его знамена. Франческо с друзьями тоже решил присоединиться к нему. Отец справил ему богатые доспехи и лошадь, и молодые люди отправились в поход за славой.

Однако Франческо не доехал до места назначения потому, что ночью впервые услышал глас Божий, который открыл ему всю суетность его затеи. Вдобавок в городе Сполето он заболел жестокой лихорадкой и вынужден был вернуться домой, предварительно отдав свое пышное снаряжение бедному дворянину.




Джотто. Франческо отдает одежду бедному человеку
После возвращения домой Франческо уже не вернулся к прежней веселой жизни, несмотря на уговоры и даже насмешки друзей. Он бродил по холмам и лесам Умбрии, терзаясь мучительными думами о своем жизненном предназначении.

Теперь сына богатого Пьетро Бернардоне можно было чаще увидеть в окружении нищих и убогих, нежели среди молодых прожигателей жизни. Он не довольствовался тем, что подавал им щедрую милостыню, но и любил беседовать с ними, говоря слова сочувствия и утешения. Однажды, когда Франческо ехал верхом на лошади, он увидел прокаженного, лежащего в дорожной пыли. Сначала он инстинктивно отвернулся и продолжил путь, но быстро устыдился и повернул лошадь назад. Он сошел с лошади, отдал ему свою одежду и поцеловал покрытую ужасными зловонными язвами руку. После этого он взял за обыкновение приезжать в монастырь госпитальеров, где была лечебница для прокаженных. Он раздавал щедрые подарки, помогал ухаживать за больными и нередко целовал им руки или мыл ноги.

Душа Франческо все чаще обращалась к Богу. После долгих метаний и сомнений он решил совершить паломничество в Рим. Вернувшись оттуда, он продолжал искать уединения и большую часть времени проводил в молитвах в маленькой капелле Сан Дамиано, расположенной на холме около Ассизи. Наконец, после долгих молитв и не без жестокой внутренней борьбы он решил всецело посвятить себя Богу. С этого момента на него снизошел великий покой, давший ему силы встретить трудности и унижения, которые пришлось испытать в скором будущем.

Франческо продал все что у него было, включая коня, и отдал деньги пожилому священнику на восстановление капеллы Сан Дамиано, которая была в довольно плачевном состоянии. Он поселился рядом с капеллой и вознамерился своими руками отремонтировать ее потому, что в ту пору не знал, куда лучше направить свои силы, чтобы послужить Богу.

Его планы нарушил разгневанный отец, который насильно увел его домой и запер в темной каморке под лестницей. Когда отец отлучился по делам, любящая мать выпустила сына из заточения. Однако отец не оставил надежду вернуть сына на путь истинный, вернее, сбить его с такового! Пьер Бернардоне подал жалобу на своего сына епископу Ассизи. В назначенный день отец и сын предстали перед судом епископа. По этому случаю отец купил Франческо богатую одежду. Весь город собрался посмотреть на это зрелище. Отец публично отрекся от сына и лишил его наследства. Услышав эти слова, Франческо спокойно снял с себя одежду, и, оставшись нагим, объявил, что отныне желает всецело принадлежать только Небесному Отцу. Толпа онемела от изумления, а епископ, тронутый смелостью и твердостью веры юноши, снял с себя мантию и прикрыл его наготу.



Джотто. Франческо возвращает одежду отцу
Так Франческо обвенчался со своей единственной невестой - святой Бедностью (Santa Poverta). Наконец, он нашел то благо, которое искал годами, гармонию своей души с Богом и миром. С этого момента его больше не беспокоили материальные заботы, он доверился Богу, как новорожденный младенец, и говорил с ним не как с далекой и неведомой сущностью, а как с любящим отцом. Он снова бродил по зеленым холмам Умбрии, но уже с сердцем исполненным радости и восторга, распевая песни собственного сочинения. Он чувствовал сродство со всеми Божьими творениями: деревьями, ручьями, птицами и цветами. Это не было минутной экзальтацией или эйфорией потому, что с тех пор и до самой смерти Франческо оставался блаженным и избранным, который слышал голос Бога в каждой травинке и каждом ручье.

Между тем Франческо продолжал трудиться над восстановлением капеллы Сан Дамиано. Работа продвигалась медленно потому, что деньги, вырученные за одежду и коня, быстро закончились. Приходилось ходить по улицам города и просить милостыню. Когда ему, наконец, удалось завершить восстановление капеллы, он сразу же принялся за реконструкцию еще одной маленькой церкви. Она была настолько крошечной, что называлась Porziuncola, т.е. маленький участок земли. (Я встречала в Рунете разные транскрипции: Порционкола, Порциункола, я буду писать это название так, как оно звучит по-итальянски - Порциюнкола). Часто бывает, что какое-то место пользуется особой любовью человека. Так и Порциюнкола всегда оставалась самым любимым убежищем Франческо, где он сосредоточенно медитировал, искал уединения и душевного покоя, где к нему приходили новые мечты и песни. С большим трудом ему удалось восстановить и эту маленькую церковку, которая превратилась в священное место, где однажды он явственно услышал глас Божий и открыл цель своей жизни.

Он  смутно чувствовал, что материальные деяния, такие как восстановление капеллы и церковки, не могут полностью удовлетворить стремления его сердца. В голове постоянно звучали слова Спасителя: «Идите, проповедуйте и говорите: приблизилось Царство Небесное». Франческо начал проповедовать. С крестьянами он говорил как крестьянин, с горожанами - как горожанин, с рыцарями - как рыцарь. Он проповедовал на улицах и рыночных площадях Ассизи, у городских ворот и стен. Он затронул сердца многих людей, направив их к сосредоточенности и размышлениям. Постепенно Франческо стало окружать немое поклонение потому, что от его личности и слов исходили сила и жар, как от звезды лучистой и благосклонной.

Через некоторое время к Франческо присоединился первый спутник и брат, имя которого история не сохранила. Затем его бедную хижину посетил молодой дворянин Бернардо ди Квинтавале. Вскоре после ночного бдения, проведенного в разговорах с Франческо, Бернардо продал все свое имущество, раздал деньги неимущим и присоединился к нему. Братья построили себе хижины из тростника рядом с Порциюнколой. Постепенно к ним присоединялись все новые братья. Они добывали себе пропитание, помогая крестьянам, а в обмен на свой труд просили только самую простую пищу. После работы они беседовали с людьми, проповедовали и пели гимны. По этой причине Франческо любил называть себя и братьев “joculatores Domini”, или «менестрели Бога» потому, что они воздавали хвалу Господу, как трубадуры, пилигримы и певцы.

Когда число братьев возросло до одиннадцати, Франческо стал ощущать груз ответственности за их судьбы. К тому же на них стали косо поглядывать некоторые священники, которые начинали видеть в новоявленных проповедниках очередную секту. Все это не могло не угнетать по-детски чистую душу Франческо. Мало-помалу у него созрело намерение отправиться в Рим и испросить у папы римского позволения на проповеди.

Все вместе они отправились пешком в Рим. Шел 1210 год, и папский престол занимал Иннокентий III. Двенадцать нищих братьев из Ассизи вызвали в пышном Риме большое удивление. Они просили лишь об одной милости - позволении жить в бедности, отказавшись от всех земных благ, и проповедовать слово Божье без всякого вознаграждения. Папа Иннокентий III и кардинал Иоанн ди Сан Паоло сразу почувствовали, что эти бедные и необразованные люди обладают великой внутренней силой, поэтому папа отнесся к этой просьбе со всей серьезностью. Незадолго до того Франческо написал для своей братии краткие и простые правила (Regola), которые состояли исключительно из положений Евангелия. Он излагал и отстаивал эти правила с большим пылом и просил папу одобрить их. В конце концов, папа Иннокентий III утвердил правила, дал позволение на проповеди и даже попросил у Франческо благословения.

Когда в Ассизи узнали, что Франческо получил благословение папы, столько народу собралось послушать его, что он вынужден был проповедовать в кафедральном соборе. Жители Ассизи и окрестностей относились к нему со все большей любовью и почтением, и уже тогда стали называть его святым. Число его последователей постоянно росло, но он смиренно называл свою братию Орденом миноритов. Новые братья вступали в орден без какого-либо испытательного срока, единственным условием была раздача своего имущества и отказ от собственности. Среди братии были крестьяне и горожане, дворяне и даже бывшие священники, высокообразованные и неграмотные, утонченные и неотесанные. Братья обитали в хижинах, которые они строили около Порциюнколы. Все они жили в братстве, служа друг другу по очереди.

В 1212 году на проповедь Сан Франческо в кафедральном соборе пришла юная Клара из богатого и благородного семейства Шиффи. Слова проповедника так тронули ее сердце, что она захотела поговорить с ним. Вскоре после этого она убежала из дому и присоединилась к ордену. Когда Клара сменила богатый наряд на грубую одежду и остригла свои золотистые волосы, Сан Франческо отвел ее в монастырь бенедиктинцев. После этого к ордену присоединились многие девушки и женщины, образовав женскую общину, которую возглавила Клара. Сестры поселились около Сан Дамиано и посвятили себя уходу за больными. Теперь в орден входило около сотни братьев и сестер, и руководство орденом отнимало у Франческо много сил.

Летом 1224 года тяжело больной Сан Франческо поднялся на гору Верна, где находилось его любимое убежище. Он был так слаб, что против своего обыкновения ехал верхом на муле. Он отпустил сопровождавших его братьев и остался один, чтобы держать 40-дневный пост. Сан Франческо построил маленькую хижину в лесу, в которой проводил много времени. Легенды говорят, что горячо молясь Богу на горе Верна, он получил стигматы, т.е. кровоточащие раны, подобные ранам распятого Христа. Он настолько ослаб, что его отнесли на носилках в Сан Дамиано.

Испытывая жестокие страдания, он не переставал улыбаться и славить Бога. Распростертый на убогом ложе в своей хижине, он пел гимны и сочинил знаменитую «Поэму о брате Солнце». Когда Сан Франческо узнал от врача, что жить ему осталось совсем недолго, он широко раскрыл объятья и произнес: «Приветствую тебя, сестра Смерть». Потом снова стал петь гимны, и братья присоединились к нему. За несколько дней до смерти он попросил отнести себя в свою Порциюнколу. Там он ожидал смерть с доброй улыбкой и говорил слова утешения опечаленным братьям.
Сан Франческо умер вечером 3 октября 1226 года. Как гласит легенда, в момент его смерти прилетела большая стая жаворонков, которые приземлились на крышу хижины и громко запели.




Джотто. Смерть Сан Франческо
На этой пронзительной светлой ноте Герман Гессе завершает жизнеописание Сан Франческо, земного человека и святого. Добавлю лишь несколько моментов из книги Иоанна Йоргенсена «Сан Франческо д’Ассизи», которые характеризуют его многообразную организаторскую деятельность по созданию и развитию францисканского ордена.

Сан Франческо неустанно занимался миссионерской деятельностью, стремясь обратить неверных в христианскую веру. В 1212 и 1214-1215 годах он предпринял миссионерские поездки в Сирию и Марокко. В 1219 году он посетил Египет и проповедовал перед султаном Египта Мелек-эль-Камелем. И хотя обратить султана в христианство не удалось, тот дал Сан Франческо охранную грамоту в знак особого уважения. Сан Франческо неоднократно направлял братьев-миссионеров в Германию, Венгрию, Испанию, Францию, Сирию и Марокко.

Буквально за несколько лет францисканское движение распространилось по многим городам Италии и Европы. Для того, чтобы братья, и в первую очередь миссионеры, не теряли связи с ядром ордена, Сан Франческо установил даты всеобщего сбора: Троицын день (Pentecoste) и день святого Михаила Архангела (29 сентября). Наиболее значительными были собрания францисканцев на Троицу. Такие собрания получили названия «капитулы». На них обсуждались проблемы применения и соблюдения устава ордена (la Regola). Затем Сан Франческо выступал с проповедью. На капитулах Сан Франческо назначал проповедников, которые отправлялись с зарубежными миссиями.

Францисканцы собирались на целую неделю и располагались на поляне вокруг Порциюнколы. Первый капитул состоялся в 1217 году, но о нем не сохранилось подробных сведений. Известно только, что на капитуле 1219 года присутствовало примерно 5 тысяч братьев. Жители Ассизи привозили им целые возы с провиантом, и нередко братии приходилось оставаться еще на неделю, чтобы доесть все припасы.
 ноябре 1223 года папа Гонорий III утвердил устав после того, как Сан Франческо выступил перед Папой и кардиналами так благочестиво и с такой силой, что было ясно: он говорил не учеными словами человеческой мудрости, а по божественному вдохновению. Кроме основного устава Францисканского ордена, Сан Франческо составил уставы для Ордена кларисс и так называемого Третьего ордена (Францисканского ордена мирян). Плодотворная организаторская, миссионерская и законодательная деятельность Сан Франческо свидетельствует о том, что он был не только святым праведником, но и талантливым харизматическим лидером.
По мере роста численности и влияния ордена возникла потребность в пересмотре первоначального устава. Первая Regola были написана Сан Франческо собственноручно и единолично. Правила, основанные на положениях Евангелия, были очень краткими и простыми. Они носили рамочный характер. На капитуле 1223 года был принят новый Устав, окончательный вариант которого Сан Франческо подготовил в соавторстве с кардиналом Уголино, будущим римским папой и одним из образованнейших людей того времени. Как свидетельствует современники, Сан Франческо говорил то, что ему внушал Святой Дух, а кардинал Уголино записывал, делая необходимые дополнения.


 
Джотто. Гонорий III одобряет Устав Сан Франческо

Иллюстрации к этому посту - фрески Джотто из верхней базилики Сан Франческо в Ассизи и фрагмент фрески Чимабуэ из нижней базилики.

Очень рекомендую великолепный русскоязычный ресурс о Сан Франческо.

regola, орден кларисс, капитул францисканского ордена, Ассизи, Герман Гессе, францисканский орден, капелла Сан Дамиано, Джотто, porziuncola, Порциюнкола, Франциск Ассизский, Умбрия, Сан Франческо д’Ассизи, Санта Клара

Previous post Next post
Up