Когда в сентябре прошлого года на Netflix вышел новый фильм Стивена Содерберга, это было лишь вопросом времени, когда я до него доберусь. Собственно, не прошло и года, а я всё-таки с ним ознакомился. В этот раз Содерберг решил погрузить нас в мир финансовых махинаций, так что не будем ему в этом противиться.
Эллен Мартин, путешествуя на пароме со своим мужем, попадает в аварию. Муж тонет, а ей теперь предстоит разобраться с финансовой стороной возмещения ущерба, но здесь кроется подвох. Владельцы парома сами оказались заложниками собственной скупости. Приобретённая ими страховка оказывается зарегистрирована в фирме-пустышке и они не могут получить деньги за произошедший инцидент. Пожилая дама Эллен Мартин пытается докопаться до ключевых виновников и делает она это скорее от отчаяния, нежели от искреннего желания помочь самой себе.
По мере раскручивания сложных финансовых махинаций, всплывают не только пострадавшие простые налогоплательщики, но и хитрые богачи, которые избегают больших потерь. Так например один бизнесмен избавляется от финансовых притязаний своей жены, которой он изменял, вручив ей контрольный пакет акций компании-пустышки.
Среди всех этих небольших эпизодов мошенничества, укрывания мошенничества и подставных компаний, через которые отмываются деньги, чётко проступают две фигуры обаятельных джентльменов Юргена Моссака и Рамона Фонсека, которые под корень разрушают четвертую стену и рассказывают зрителю о внутренней кухне отмывания денег. Именно они становятся связующим звеном во всех рассказанных историях, правда уловить их участие в каждом отдельном случае крайне затруднительно. Они подобны серым кардиналам, которые чаще светят лицом перед крупными заказчиками, а вся чёрная работа достаётся случайной секретарше, на которую могут быть оформлены три сотни фирм-однодневок.
Сценарий скачет по историям маленьких людей и очень искренне переживает за каждого облапошенного персонажа. От подобного издевательства сердце сжимается, но где-то в глубине ты понимаешь, что таких историй полно, а посочувствовать каждому не получится от слова совсем. Вот и смотришь фильм просто как наглядную демонстрацию несовершенства современной экономической системы, в которой возможно выписывать такие вензеля.
В своём новом фильме Стивен Содерберг поднимает крайне любопытную тему - отмывание денег и забота о богачах. Чаще всего в кино этот аспект затрагивается по касательной - мол, есть незаконные деньги, которые нужно отмыть, чтобы потом использовать со спокойной душой и совестью и чтобы ни закон, ни налоговики не подкопались. Тем интереснее наблюдать за тем, как такую сложную, большую и комплексную тему раскрывают авторы фильма, пытаясь доступным языком объяснить ключевые моменты масштабного механизма. Ключевым моментом становится разбивка повествования на отдельные истории, в которых есть герой, тем или иным способом оказавшийся втянут в тему отмывания денег. Авторы бодро переключаются между персонажами и тянут ниточки всё ближе и ближе к основным персонажам, щеголяющим в роскошных смокингах, а между делом ломающим четвёртую стену.
На самом деле осветить все аспекты озвученной тематики в рамках одного фильма практически нереально, но даже то, что в конечном итоге получилось, вызывает приятное чувство удивления. В первую очередь поражаешься именно смелости авторов, которые открыто критикуют текущее положение вещей. Буквально недавно подобной смелостью щеголял Эдвард Нортон в своём "Сиротском бруклине", а теперь вот Стивен Содерберг с ватагой непоследних голливудских звёзд рассуждает о финансовой стороне современной жизни богачей. В финале так и звучит вопрос "Доколе это будет продолжаться?". Молчаливые титры служат ответом.
Гари Олдман и Антонио Бандерас, сыгравшие Юргена Моссака и Рамона Фонсека соответственно, оттягивают на себя большую часть зрительского внимания. С улыбкой на устах и бокалом коктейля в руке, они обращаются напрямую к зрителю и большую часть времени занимаются тем, что обращают происходящие печальные события в шутку. Мол, это не мы такие, а мир такой. И именно больше всего бьёт по восприятию. Кино критикует существующий порядок вещей, насмехается над ним, и никогда не превращает в серьёзную проблему. Как, например, обсуждая офшорные счета, персонажи Олдмана и Бандераса веселятся, упоминая, что и у режиссёра, и у сценариста этого фильма тоже есть счета в офшорах - разве это делает их плохими людьми?
Мэрил Стрип, сыгравшая Эллен Мартин, выглядит как главный герой всей этой вакханалии, но слишком уж часто авторы оставляют её с драматичным выражением лица, и возвращаются лишь когда в её жизни снова начинает происходить что-то интересное по их мнению. Именно в её слова сценаристы вкладывают ключевую критику существующего порядка вещей, а следом позволяют ей выйти за пределы четвёртой стены, чтобы стать гласом сознания, кричащего в пустоту.
Кроме них, можно отметить эпизодические роли Роберта Патрика и Дэвида Швиммера, Мэтью Куирка и Джеффри Райта, Шэрон Стоун и Джеймса Кромуэлл, но все они появляются в одном-двух эпизодах, а после пары фраз исчезают в закоулках небольших эпизодов о мошенничествах. Так что их участие скорее формальное, чтобы можно было побольше знакомых имён указать в титрах, нежели важное для истории.
"Прачечная" может похвастаться отличным актёрским составом, шикарной режиссурой и интересными пересекающимися сюжетными ветками, образующими комплексное дерево повествования, на которое приятно смотреть. Взявшись за сложную и откровенно сухую тему финансовых махинаций, авторы фильма попытались весело и бодро разжевать и положить её в рот рядовому зрителю. Отчасти идея сработала - теперь всегда есть шанс понять принцип действия и даже уловить подвох, но в сухом остатке остаётся громкая критика существующего режима, которая дальше экрана не уходят.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Третий эпизод игры про сражения с древними богами с обилием литературных приколов Ремейк вестерна про семёрку разнонациональных защитников небольшого городка Игровые новинки августа 2020 Культовый вестерн про семерых стрелков, защищающих деревню от бандитов Историческая драма про короля Шотландии Второй сезон игрового сериала про выживание девочки в кепке в зомби-постапокалипсисе Культовая видеоигра про путешествие контрабандиста и девочки через всю Америку Четвёртый сезон безумных приключений дедушки-учёного и его семьи Нуарный детектив про парня с синдромом Туретта Боевик про напарников из Майами 25-летней давности Финальный сезон фантастического сериала про путешествия во времени с отсылками к современной поп-культуре Российская драма про фанатичное чтение Библии Компьютерная версия настольной игры про Ведьмака Геральта и его друзей Экранизация фантастики с абсурдным британским юмором Сериал про комедийное средневековье Игровые новинки июля 2020 Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.