Рецензия на первый сезон сериала "Ведьмак" (Witcher) 2019

Dec 26, 2019 09:00



К сериалу "Ведьмак" у меня было умеренно-оптимистичное отношение. Как-никак за плечами семь прочитанных романов Сапковского и три пройденных игры. Было интересно, как воплотят историю Геральта из Ривии на малом экране. Netflix вполне способен выдавать хорошие сериалы и надежда на хорошее была до последнего момента. 20 декабря восьмисерийный сериал наконец вышел и теперь можно узнать, что же получилось в итоге.


Геральт из Ривии - беловолосый мутант, странствующий по миру и истребляющий монстров, докучающих жителям деревень. Волею судьбы ему предстоит встретить говорливого барда Лютика и вляпаться по уши в Предназначение, согласно которому ему предначертано связать свою жизнь с необычной девочкой Цири и эффектной чародейкой Йеннифер.


Авторы довольно рано на этапах создания сериала начали утверждать, что будут следовать книгам. Это вселяло надежду - в первых книгах было много любопытных аспектов, которые потом трансформировались в большую политику и ещё более сложные человеческие характеры. Игры польских разработчиков CD Project RED лишь углубили эти черты и тоже отлично высказывались на остросоциальные темы без какого бы то ни было ущерба для оригинальных произведений. И вот теперь перед нами сериал, в котором асинхронное повествование, а социальный подтекст замещён странными персональными заморочками.


Одним из самых спорных решений стала подача сюжета. Сценаристы ведут сразу несколько сюжетных веток, а происходят они в разные времена, причём об этом даже не упоминается. То есть авторы хотели создать сюжетный твист уровня "Мира Дикого Запада", но их идея разрушается мгновенно. Фанаты книг точно знают где какая история звучала и могут точно идентифицировать временную принадлежность. Получается, что самая старая история - это становление Йеннифер, потом знакомство Геральта и Лютика, потом сватовство Паветты, а уже потом все события связанные с вторжением Нильфгаарда. Кстати, начало истории Йеннифер - редкий пример хорошего творческого подхода. В книгах о ней довольно мало информации, поэтому творческая свобода развязала авторам руки и дала простор для манёвра. В остальном - асинхронное повествование не работает как надо - для знатоков серии не будет должного сюрприза, а новички просто запутаются.
Первые несколько эпизодов довольно точно визуализируют главы первой книги с лёгкими творческими изменениями. Авторы представляют героев и дают им время притереться друг к другу, а потом наступает время второй половины сериала и шоураннеры решают добавить повествованию эпичности. Видимо экранизации мрачных версий знакомых сказок было недостаточно для задуманной масштабности, поэтому сценаристы начинают вплетать основную сюжетную ветку, но делают это так неестественно, что это вызывает отторжение. Слишком рано сценаристы начинают вводить глобальные понятия и величины, забывая рассказать элементарные вещи. В результате сюжет не ощущается как органичным мелководьем для интересующихся, нет. Это сразу суровый и жестокий прыжок в ледяную воду на недосягаемую глубину. Порог вхождения в сериал обескураживает - если зритель не знаком с первоисточником, ориентироваться в происходящем будет практически невозможно. Очень много имён, понятий, явлений, мест и сил. Причём ничего из этого не объясняется, поэтому вся геополитика, все хитросплетения интриг и подковёрные игры чародеев остаются неуместным словесным нагромождением, которые очень легко пропустить мимо ушей.
Но больше всего раздражает осебятина, которая стартует в середине сезона и развивается настолько бредово, что уши вянут с каждой новой фразой. Причём всех этих проблем можно было легко избежать - но сценаристы решили проявить творческое видение и получилось попросту плохо. Сценаристы "Игры Престолов", к слову, первые пару сезонов следовали написанному почти один в один, позволив себе лишь вырезать некоторые детали - и первые сезоны были же отличными. А авторы сценария "Ведьмака" сразу решили уходить от первоисточника в неведомые дали забвения. Посмотрим, куда это их приведёт.


В визуальном плане сериал получился противоречивым. Здешние пейзажи могут похвастаться особой живописностью и завораживающей свободой. Внутреннее убранство замков и деревень подобным похвастаться, к сожалению не может. Всюду ощущается скромность бюджета и декораторская пустота. Голые стены не в силах создать атмосферу мрачного фэнтези, на которое рассчитывали авторы, поэтому сериал ощущается этакой театральной постановкой с минимумом необходимых декораций. В кои-то веки хочется придраться к одежде персонажей - даже если оставить в стороне факт, что она слишком чистая, невозможно не заметить, что она слишком вычурная. Условно говоря, тот же самый доспех Геральта - слишком стильный и его схожесть с игровым прототипом слишком заметны, хотя авторы сериала всё время напирали на то, что ориентируются в первую очередь на книжный первоисточник. Некоторые костюмы чародеек выглядят достойно, но в общей своей массе всё равно раздражают. Но больше всего вызывают смех доспехи Нильфгаарда - явно пластмассовые пластины с узором то ли складок, то ли взбухших вен выглядят так глупо, что эти войны даже не воспринимаются как угроза - просто клоуны в странных нарядах, которые превосходят своих врагов численностью, но это не точно (ведь нам показывают от силы десяток-другой солдат крупным планом).


Другой раздражающий момент - компьютерная графика. У нас тут мрачное фэнтези с фантастическими созданиями и магией, поэтому надо было удивлять. Удивили, но в плохом ключе. Дизайн монстров просто убогий - мало того, что они нарисованы плохо, так ещё двигаются как бревно на нитке. У всех монстров неестественно большая голова и анатомически корявое строение тела. Да и двигаются они так странно, что становится не по себе (здравствуй, зловещая долина). Авторы наверное не знают, что есть motion capture и как им пользоваться.
Единственное, что радует во всём этом тихом ужасе - это красивая хореография боёв. Мрачные и жестокие пируэты с брызгами крови, динамичными ракурсами и изобретательной динамикой смотрятся на ура и отлично освежают в памяти красивое фехтование из видеоигр.
Ещё до выхода сериала постоянно всплывали новости о жутком мискасте. Мол, как же так - восточно-европейское фэнтези, а кругом куча негров! Меня бы это не сильно напрягало, если бы это было сюжетно-обоснованно, однако нет - регулярно попадаются тёмнокожие эльфы, дриады, чародеи и простые солдаты. Откуда они взялись и почему это так - никто не объясняет.


Генри Кавилл сам очень хотел сыграть Геральта из Ривии и отчасти он смотрится вполне терпимо. Да - местами переигрывает, да - иногда слишком эмоционален, но в общей своей массе смотрится неплохо.


Зато Фрейя Аллан, сыгравшая Цириллу, смотрится максимально естественно. Запуганная девочка со сложной судьбой и большими глазами у неё получилась вполне адекватной. Мне всё ещё кажется, что зря её так рано ввели в сериал. Нужно было подождать до второго сезона, рассказать несколько историй о Ведьмаке, Лютике и Йеннифер, и только потом вводить Цири в повествование.


Аня Чалотра в роли Йеннифер из Венгерберга на самом деле вполне хороша. Есть в ней что-то искреннее, несмотря на чушь последних сезонов ("Иди на башню и копи Хаос"). И да - на её фиолетовые глаза можно залипнуть.


Очень порадовал Джои Бэти, сыгравший Лютика. Образ типичного сайдкика со смазливой внешностью работает на ура и они отлично работают в тандеме с Кавиллом. Более того, раз он бард, логично было пустить несколько песен в его исполнении, а мотив композиции "Toss a coin to your Witcher", кажется, надолго застрял у меня в голове.


По поводу локализации можно сказать пару хороших слов. Авторы явно старались сделать как минимум не хуже локализации видеоигры "Witcher 3: The Wild Hunt". Оттуда же вышла регулярно срывающая с уст Геральта "Зараза". А песня Лютика "Ведьмаку заплатите чеканной монетой" уже стала мемом - это ли не показатель успеха?


Совершенно не понятно, на кого рассчитан сериал. Для новичков тут слишком высокий порог вхождения, для фанатов книг тут слишком много отсебятины, а для фанатов видеоигр тут почти всё "не так" - и медальон не такой, и двух мечей за спиной нет, и дриады - негры. В диалогах периодически проскакивают фразы из книг, но вплетены они очень топорно и звучат вырванными из контекста. Добавьте сюда отсутствие социальных комментариев и отсутствие геополитического подтекста, и получите поверхностное произведение по мотивам, не достойное внимание.


"Ведьмак" от Netflix разочаровывает. Причём делает это резко в середине - и главная проблема тому не мискаст с неграми или страшные (в смысле плохо нарисованные) монстры, а банальная отсебятина, в которую сценаристов бросило не сразу, но так глубоко, что теперь сложно отмыться. В сериале есть светлые моменты - некоторые актёры действительно попали в образ, а в некоторых эпизодах чувствуется ведьмачья атмосфера, но в общей своей массе получился проходняк, за который искренне обидно.

Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Финальный сезон про обозлённого проповедника
Финальный эпизод новейшей трилогии про Далёкую-далёкую галактику
Симулятор байкера в мире с зомби
Комедийная драма про социальное неравенство
Выживастик в мире викторианских роботов
Сиквел приключения о затягивающей игре
Комедийная драма о зациклившемся режиссёре
Сериал про противостояние двух пожилых актрис 60-х годов.
Игра про моральный выбор в киберпанк мире
Детектив про самоубийство престарелого писателя
Симулятор ходьбы про пропавшего мальчика и зловещую семью
Спортивная драма про дружбу автоконструктора и гонщика
Книга про тройственность мышления
Сериал про феечку с крылышками и хтонического убийцу
Боевик про роботов из будущего и спасение человечества

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

netflix, сериал, обзор, cinema, ведьмак, witcher, кино, series, movies, tv show, review, рецензия

Previous post Next post
Up