Долго же я добирался до этого победителя Каннского фестиваля. Обласканный критиками со всех сторон, фильм корейского режиссёра Пон Джун-хо оказался настоящим откровением для каждого - настолько впечатляющим получился его фильм. И, что самое приятное, он достоин каждого доброго слова в его сторону, так что вот парочка от меня.
Молодому парню Ким Ки-ву из бедной семьи его друг предлагает стать репетитором у девочки из богатой семьи Паков. Сам он уезжает за границу и не доверяет никому, кроме Ки-ву. Ки-ву соглашается и устраивается на работу, но лишь затем, чтобы втереться в доверие к богатой семье Паков и обеспечить всех своих родственников достойной работой.
Сюжет это главное достоинство фильма. Его хитросплетения и замысловатые повороты могут удивить даже подготовленного зрителя. Каждый кадр заполнен смысловой нагрузкой более чем полностью и постоянно испытывает на прочность и готовность к новой порции бытового безумия. Возможно это корейский колорит, возможно это гипертрофированная экспозиция реальных проблем, возможно это изобретательная фантазия на тему социального неравенства, но факт в том, что оторваться от происходящего попросту невозможно. Первая половина фильма вообще напоминает какой-то бытовой корейский клон "Друзей Оушена", где вместо того чтобы грабить богатую семью, бедняки втираются к ним в доверие. Некоторые схемы оказываются настолько просты и замысловаты одновременно, что хочется аплодировать стоя.
Сценарий "Паразитов" буквально завораживает своим развитием и сюжетными поворотами. Вкупе с отличной операторской работой это создаёт уникальное зрелище, за которым хочется продолжать наблюдать, разбираться в происходящем, подмечать и улавливать детали, которые встают на свои места словно шестерёнки в большом и сложном механизме. Также как можно завороженно следить за тем как маленькие детали передают движение друг другу, оживляя что-то большое и сложное, так и элементы фильма цепляются друг за друга, развивая и закручивая комплексную историю. Фильм постоянно играет на контрасте - бедные тесные кварталы разительно отличаются от широких открытых пространств дома Парков. А пеший путь героев домой, когда разразился дождь и строения вокруг постепенно спускаются всё ниже и ниже становится визуальной пропастью между уровнем жизни двух семей. И с каждым кадром всё громче звучит вопрос - куда уж ниже-то?
На самом деле поначалу даже сложно идентифицировать жанровую принадлежность этого фильма. Начинается всё как жестокая сатира и даже как комедия положений, однако потом гораздо сильнее начинает раскрываться драматическая составляющая, в которой режиссёр прямым текстом размышляет над названием фильма и сам же выводит двойственность местных суждений. По факту происходит констатация факта о взаимном паразитировании, причём оно оказывается как вынужденным, так одновременно и намеренным, поэтому режиссёр начинает копать глубже и находит ответ в мрачной тёмной человеческой сущности, которая способна адаптироваться к любому окружению, даже самому безумному. То что, происходит во второй половине фильма спокойно можно причислить к чёрной комедии, фантасмагории и даже поджанру ужастиков-слэшеров. При этом то, как все эти жанры взаимно переплетаются и перетекают из одного в другой - одно из лучших зрелищ в принципе. Тут есть где посмеяться, попереживать, удивиться, поразиться, ужаснуться и отвернуть глаза от отвращения. Спектр эмоций, который вызывает фильм по мере развития сюжета настолько широк, что иногда попросту забываешь моргать.
Забавно, что ещё до просмотра фильма, люди посмотревшие его спорили на тему "кто в этом фильме паразиты". Забавно это потому, что ответ тут предельно прост - все. Все герои фильма оказываются паразитами, которые живут за чужой счет. Просто если с бедной семьёй Кимов всё понятно, то богатая семья Парков паразитирует на остальных гораздо тоньше. Весь их стиль жизни базируется на использовании труда бедных людей, будь то экономка, преподаватель, водитель или ещё кто-нибудь.
Социальные комментарии, озвученные фильмом текут рекой, успевай подмечать, но при этом фильм не ощущается чем-то занудным, нравоучительным или возвышенным. Это большая и комплексная история, с которой на редкость интересно ознакомиться, поэтому советовать её можно смело и кому угодно в рамках возрастных ограничений.
Победитель Каннского фестиваля может удивить и как поклонников авторского кино, так и случайных зрителей. Меняя на ходу жанры и темп, история скачет от реализма к сюру и к тому же умудряется изобретательно шутить, оставаясь при этом в рамках серьёзного и глубокого высказывания об отношениях бедных и богатых. Даже если вы не любите корейское кино, ради этого фильма можно сделать исключение.
"Паразиты" это редкий представитель великолепного кино, которое прекрасно в каждом своём аспекте, а в совокупности представляет собой законченное произведение. В современном кинематографе это столь редкое явление, что пропускать подобный фильм - значит лишить себя уникальных впечатлений.
Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок К списку всех рецензий Регулярная рубрика обзора игровых релизов Выживастик в мире викторианских роботов Сиквел приключения о затягивающей игре Комедийная драма о зациклившемся режиссёре Сериал про противостояние двух пожилых актрис 60-х годов. Игра про моральный выбор в киберпанк мире Детектив про самоубийство престарелого писателя Симулятор ходьбы про пропавшего мальчика и зловещую семью Спортивная драма про дружбу автоконструктора и гонщика Книга про тройственность мышления Сериал про феечку с крылышками и хтонического убийцу Боевик про роботов из будущего и спасение человечества Книга про чертоги разума Книга про работу мозга Книга о перевоспитании несовершеннолетних преступников Роман про надзирателя тюремного блока и негра с волшебными руками Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.