Разработчик: Big Robot
Платформа: PC
Дата выхода: май 2014
Время прохождения: 5 часов
Сложно сейчас сказать, что меня изначально привлекло в этой игре, но, полагаю, в первую очередь это была любопытная концепция, которую очень хотелось опробовать в деле. Скромная и во многом экспериментальная идея сессионного выживастика в мире охотящихся роботов в стилистике Викторианской эпохи по-своему завораживала. Игра очень долго лежала в wishlist'e, а потом была куплена по какой-то смехотворной цене на очередной распродаже Steam. Собственно, когда подошла очередь 6-тичасовых игр, Sir you're being hunted была среди них, поэтому я отправился на её исследование.
Главный герой экспериментирует с неким Устройством, но что-то идёт не так и оно переносит его в альтернативную реальность на странные острова, населённые роботами. Убраться из этого мира можно только одним способом - собрать 17 элементов Устройства и установить их в мистический Мегалит посередине центрального острова. Элементы разбросаны по архипелагам, но в большинстве случаев вокруг них снуют роботы. Роботы носят одежду Викторианской эпохи и находятся в состоянии непрекращающейся охоты - естественно главный герой становится жертвой номер один. Как говорится в названии - Сэр, на вас охотятся!
Собственно, это весь сюжет, который есть в игре. Никакого развития, драмы или сюжетных поворотов. Лишь изредка можно обнаружить записки и письма, которые всё равно ничего выдающегося или глубокого не расскажут. С одной стороны это расстраивает - теоретически можно было бы навернуть любопытную историю противостояния человека и машины, размышлений на тему человечности и тому подобное, что расширило бы концепцию и углубило бы её. Но с другой стороны - речь идёт об инди-игре со скромным бюджетом, деньги на которую собирали на Kickstarter в ноябре 2012 года, так что требовать чего-то масштабного тут точно не стоит. Тогда, кстати, разработчики собрали почти в два с половиной раза больше, чем просили (92 тысячи фунтов вместо запрошенных 40 тысяч), так что сбор более чем удачный и можно только порадоваться, что он вообще добрался до релиза.
Зато почти полное отсутствие сюжета компенсируется проработанным геймплеем. Нам даётся шанс попытаться выжить в мрачном мире, населённом роботами. Игрок оказывается во враждебной обстановке с явным перевесом сил не в его пользу. Вокруг толпы роботов, да к тому же вооруженные, и крайне редко перемещающиеся в одиночку. А что есть у нас? Дырка от бублика и сомнительные шансы, что не заметят в высокой траве. Это означает только одно - перемещаться следует предельно аккуратно и следить за местностью в оба глаза.
Игра базируется на процедурной генерации, что теоретически повышает реиграбельность и простор для экспериментов. К тому же можно подкорректировать размеры и сложность локаций, так что каждый может подобрать оптимальные параметры. Вне зависимости от выставленных настроек, мы оказываемся в центре центрального острова, а в четырёх сторонах света от него расположены ещё четыре кусочка суши, на которые можно добраться с помощью лодки. Она тут служит переходом между локациями. Элементы устройства рандомно разбросаны по всем пяти островам и придётся постараться, чтобы их найти. Поначалу, надо сказать, это крайне сложно - из-за отсутствия оружия в принципе стартовая тактика подразумевает огибание противников по широкой дуге и прятки в траве - тут есть отдельный параметр видимости протагониста - перемещаясь среди растительности пригнувшись героя труднее заметить. Первым делом нужно осмотреться, разглядеть ближайшие строения и аккуратно выдвинуться в их направлении.
Строения тут могут быть разного размера, но по факту это примитивнейшие сундуки, в которых можно разжиться каким-нибудь хламом. То есть в эти строения даже не зайти - просто находим дверь и открываем инвентарь. Брать всё подряд попросту не имеет смысла - среди здешнего хлама особо выделяется еда, оружие и всяческие дополнительные приспособления.
Еда делится на три типа по уровню свежести. Для простоты - брать с собой имеет смысл только "зелёную" еду, остальное попросту сделает хуже. У нас есть два ключевых показателя - здоровье (Health) и живучесть (Vitality). Живучесть постоянно падает со временем, поэтому приходится постоянно что-то есть, чтобы удерживать её выше нуля. Здоровье понизится при травмах, и будет постоянно убывать при кровотечении - то есть, если нас подстрелят, придётся во-первых, найти тряпки, чтобы остановить кровотечение, а во-вторых, найти еду, чтобы восстановить живучесть. Низкая живучесть мешает восстановлению здоровья, так что за этим приходится постоянно следить.
Оружие можно найти как для ближнего, так и для дальнего боя. Первое, что можно и нужно обнаружить в ближайших строениях - это топор. С его помощью можно начать первые робкие попытки дать отпор охотникам. Бежать с топором наперевес прямо на робота, целящегося в вас из мушкета - не лучшая затея, но треснуть сзади по башке может оказаться вполне выигрышной тактикой. Среди оружия дальнего боя можно найти и мушкеты, и пистоли, и винтовки - всё оружие различается убойной мощностью и эффективной дистанцией, так что прежде чем пускать его в ход, лучше два раза подумать о последствиях. На шум могут сбежаться другие роботы из округи, да и патронов в игре преступно мало, чтобы их тратить попусту.
А пока оружия нет, придётся выкручиваться отвлекающими манёврами. Элементы Устройства, которые нам предстоит собирать, обычно охраняются роботами, и чтобы их забрать, нужно как-то отвлечь охранников. Тут идут в ход стеклянные бутылки, кинутые в сторону, заведённые будильники и игрушечные железные дороги - всё это привлекает противников неожиданным звуком и те отправляются исследовать его источник. Как раз в это время можно добраться до помеченного белым дымом Элемента и забрать его.
Также игра позволяет обзавестись весьма полезными предметами, которые облегчают жизнь - карта, с которой можно регулярно сверяться, чтобы не потеряться на местности и делать пометки (аж до трёх штук). Фонарик, который может пригодиться в тёмное время суток (да, в игре день и ночь постоянно сменяются). Самое же полезное - это сканер элементов устройства. Это такая пищащая коробочка показывающая местоположение ближайшего Элемента. Она оказывается наиболее полезным предметом во всём инвентаре, ведь поиск Элементов Устройства - это ключевая задача игры, а остальное идёт массивным прицепом.
Интереснее всего постепенная трансформация геймплея, ведь изначально мы выступаем в роли загнанного зверя с минимальным шансом на выживание, однако постепенно ситуация меняется. Мы обзаводимся оружием, устройствами и едой, и всё это значительно повышает шансы на выживание. Наблюдение за роботами позволяет идентифицировать их слабые места, а значит и играть становится легче, но есть нюансы. Чем больше мы собираем Элементов Устройства, тем более продвинутые роботы выдвигаются на охоту - появляются крупные особи с опасным оружием, быстрые роботы на лошадях и их общее количество возрастает. Всё это заставляет менять подход - если раньше можно было аккуратно прокрасться мимо или отсидеться в кустах, пока группа охотников с собакой проходит мимо, то теперь приходится действовать более агрессивно. Тут пригождается и накопленное оружие и патроны, которых не так уж много.
Самое приятное, что игра может подарить - это ощущение постепенной собственно эволюции. В игре нет РПГ элементов - здоровье не прокачивается, новые перки не появляются. Всё зависит исключительно от осведомлённости игрока о манерах каждого типа робота и имеющейся экипировки, с которой может как повезти, так и не очень - спасибо процедурной генерации.
Игра с видом от первого лица играется достаточно комфортно в рамках жанра - управление стандартное и осваивается в два счёта. Интерфейс не перегружен и содержит минимум необходимой информации, разве что ковыряться в инвентаре приходится крайне осторожно, ведь игра не ставится на паузу в этот момент. Впрочем, это можно объяснить некоторой реалистичностью (если это вообще применимо к этому фантастическому сеттингу) - время идёт и голод подступает, даже когда просто перебираешь имеющиеся у тебя предметы.
В плане графики сложно требовать от игры чего-то впечатляющего. Скромный бюджет ставит свои ограничения, а учитывая, что тут всё базируется на процедурной генерации, планку визуальных требований можно опустить ещё ниже. Все острова создаются случайной формы и размеров, строения и растительность распределяются случайно, как и все предметы в домах и расположение противников. Некоторые параметры, конечно, можно задать на этапе генерации, тем самым облегчив или осложнив себе жизнь, но в целом игровой процесс и опыт от этого не меняются. Да, местным роботам и зданиям не хватает полигонов, но даже при общей схематичности от робота с красными глазами и манерами джентльмена веет зловещностью, а однотипные дома распознаются издалека и разбавляют пейзаж. Кстати, при генерации островов можно определить их биом из нескольких вариантов, но для разнообразия - самое простое это выставить все пять остров разными.
"Sir, you are being hunted" это в своём роде уникальная игра. Выживастик в фантастическом мире роботов в Викторианской стилистике и уймой мелких геймплейных деталей, в которых интересно разбираться. Оставив за бортом любые претензии к качеству графики, в игру стоит сыграть хотя бы раз, чтобы оценить уникальную атмосферу.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката Регулярная рубрика обзора игровых релизов Сиквел приключения о затягивающей игре Комедийная драма о зациклившемся режиссёре Сериал про противостояние двух пожилых актрис 60-х годов. Игра про моральный выбор в киберпанк мире Детектив про самоубийство престарелого писателя Симулятор ходьбы про пропавшего мальчика и зловещую семью Спортивная драма про дружбу автоконструктора и гонщика Книга про тройственность мышления Сериал про феечку с крылышками и хтонического убийцу Боевик про роботов из будущего и спасение человечества Книга про чертоги разума Книга про работу мозга Книга о перевоспитании несовершеннолетних преступников Роман про надзирателя тюремного блока и негра с волшебными руками Книга о гениальном геймдизайнере Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.