В конце августа завершился мини-сериал "Острые предметы" от режиссёра Жан-Марка Валле, который уже успел поразить меня отличным сериалом "
Большая маленькая ложь". Романа, на котором сериал основан, я не читал, поэтому получилось незамутнённым взглядом оценить все восемь эпизодов.
Репортёршу из Сент-Луиса Камиллу Прикер отправляют в её родной городок Уинд Гап, потому что там обнаружили теле двух мёртвых девочек, которых считали пропавшими без вести. У обеих девочек вырваны зубы, поэтому есть подозрение, что в маленьком городке орудует серийный маньяк. Не то, чтобы кто-то ожидает от Камиллы поиска убийцы, её редактора больше интересуют эмоции жителей, потрясённых жестокими убийствами, и кто может их понять лучше человека, выросшего в этом окружении?
Но возвращаться в родной город не так-то просто. У Камиллы за спиной целый багаж эмоциональных травм, от которых она пытается отстраниться алкоголем. Буквально каждое утро она затаривается водкой, которую переливает в бутылочку из-под воды "Evian", чтобы глушить её в течение всего дня. Но даже не это самое жуткое. Куда как страшнее то, что она прячет под одеждой - десятки, если не сотни шрамов, порезов и рубцов, которые она сама себе нанесла. Милый пухлячок редактор не спроста отправляет Камиллу в Уинд Гап, потому что даже он понимает, что её терзают демоны, которых ей рано или поздно придётся обуздать, чтобы получить малейшую надежду на нормальную жизнь.
Страшнейший из демонов, терзающих Камиллу, это, конечно Адора - её мать, которая выглядит спокойной и рассудительной только на первый взгляд. Задержите не ней внимание подольше, и поймёте, что за миловидным человеком скрывается преисполненный злостью и агрессией принципиальный эгоист. Жизнь Адоры это череда рутины и привычек, а визит взрослой дочери вырывает её с корнем из зоны комфорта. Каждое лишнее движение вызывает раздражение, и она не забывает об этом громко заявить. Более того любая незначительная проблема превращается в шекспировскую трагедию - укол шипом розы становится смертельным приговором, а неподобающий гардероб - неиссякаемым источником ссор.
В какой-то момент становится очевидно, что сериал рассказывает не про убийство, но про семейную наследственность. То, какое влияние оказывает воспитание на комплексы и поведение человека, и как психологическое истязание может превратиться в истязание физическое.
Жан-Марк Валле ("
Большая маленькая ложь") подходит к повествованию в свойственной ему манере тягучего распутывания клубка, в котором смешалось много ниток и не всегда удаётся нащупать суть. Шутка ли, первые три эпизода формально ничего не происходит - три часа вязкой экспозиции, где режиссёр медленно и обстоятельно знакомит зрителя с главными действующими лицами и позволяет освоиться со стилистикой.
Она даёт о себе знать уже на стадии вступительных титров. Они сопровождаются новой мелодией в каждом эпизоде, поэтому вроде бы одна и та же визуальная заставка воспринимается по-разному.
Но вот к чему точно придётся усиленно привыкать, так это к прекрасно реализованным флешбэкам. Они настолько естественно и необычно вплетены в повествование, что становятся его неотъемлемой частью. У вас ведь было такое - смотришь на какую-то вещь, а в памяти всплывает картинка чего-то похожего, выдернутая из глубин памяти. Ты не помнишь, что было до, что после, но этот самый момент запечатлён в мельчайших подробностях. Вот и тут также - смотрит героиня на вращающийся вентилятор и вспоминает как глядела на движущиеся лопасти и даже тянула к ним палец.
Все эти флешбэки переходят на новый уровень восприятия, когда понимаешь, насколько здесь сильна связь поколений. Камилла провела в доме своей матери большую часть сознательной юности, а вернувшись, она начинает испытывать те же чувства и эмоции, что и много лет назад. Очень сильно этому способствует общение со своей новой младшей сестрой Эммой от другого отца. Дело в том, что у Камиллы, помимо прочего, в детстве тоже была младшая сестра Мэриан, которая умерла, когда они обе были детьми.
Главную роль Камиллы Прикер сыграла Эми Адамс ("
Прибытие", "Под покровом ночи") и сделала это блестяще. На её взаимодействии с настоящим и прошлым строиться львиная доля очарования сериала. Актриса нетривиально подошла к характеру персонажа, поэтому она выделяется своей многогранностью и непредсказуемостью. Все её эмоции пропитаны отстранённостью, но при этом наполнены бессильной злобой на своё прошлое. И, конечно, тут дело в неповторимой химии с другими персонажами.
Её мать Адора Креллин в исполнении Патришы Кларксон ("Догвилль", "Вкус жизни") - это тихое пассивное зло, которое за милой улыбкой может скрывать бездну агрессии, которую она направляет на окружающих с изяществом светской дамы. Патрише удалось уловить этот баланс между любящей матерью и бессердечным монстром, а её взаимоотношения с родственниками и дочерями поистине могут напугать.
На удивление отлично смотрится юная Камилла, которую сыграла звезда недавнего "
Оно" София Лиллис. Её роль почти без слов - она играет молодую рыжеволосую девочку, которая каталась с сестрой на роликах, пыталась совладать со своей матерью и пережила несколько неприятных эпизодов, о которых невозможно забыть. В художественном плане оператор подбирает идеальные ракурсы, в которых она на удивление похожа на Эми Адамс.
Семья в жизни человека оставляет настолько глубокие шрамы, что они резонируют в произведениях, подобных "Острым Предметам". История убийства девочек в американской глубинке отходит на задний план и полностью вытесняется историей о травмах, как душевных, так и физических, о попытках оклематься после трудного детства и многих лет унижения. Это история о людях, которые настолько сломаны изнутри, что не знают других возможностей почувствовать хоть что-то кроме повторяющихся попыток сделать себе больно.
Ладно скроенная драма, в которой вязкое повествование сопровождается чудесным актёрским составом и любопытной сюжетной интригой можно считать достойным развитием идей "Большой маленькой лжи", демонстрирующей новую страсть канала HBO к мини-сериалам.
"Острые предметы" это непростое зрелище. Маскируясь под триллер с маньяками и убийствами девушек-подростков, сериал медленно расставляет фигурки на шахматной доске, а затем стремительно обнажает оскал семейной драмы с глубоким психологическим анализом наследственных патологий. Отличная актёрская игра и выдающееся взаимодействие актёров точно не оставит равнодушным, а финальный эпизод может и удивить, и дать информацию к размышлению.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката Во что поиграть в октябре 2018 Дневничок дайвера Заключительная часть трилогии про скандинавский конец света Драма про первого человека на Луне Триллер про писательницу и её фанатку Драма про алкоголика и начинающую звезду Комедийный сериал про покорение космоса Кинокомикс про Тома Харди в гудроне Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.