Рецензия на фильм "Прибытие" (Arrival) 2016

Nov 14, 2016 16:04



Бывают фильмы, построенные на одной идее, которую оборачивают в любопытную оболочку визуальной игры. Посредством грамотного монтажа, операторской работы и сценарной проработке до зрителя в удобной и увлекательной форме доносят основную идею, в определённый момент повествования накрывающую сознание на манер взрыва сверхновой звезды. Но такие фильмы редкость - картина Дени Вильнёва "Прибытие" по мотивам научно-фантастической повести Теда Чана "История твоей жизни" - к сожалению, не стала подобной редкостью.




В двенадцати точках планеты появляются инопланетные объекты продолговатой формы. В совершенном безмолвии они, тем не менее, провоцируют панику у населения, в то время как человечество объединяет усилия, чтобы разгадать загадку их появления и цель их прибытия. Армия США призывает доктора Луизу Бэнкс и физика Йэна Доннели, чтобы те в кратчайшие сроки разобрались в намерениях инопланетян.


Главную героиню - доктора-лингвиста Луизу Бэнкс сыграла Эми Адамс, знакомую по фильмам "Боец", "Она", "Большие глаза", "Афера по-американски". Её героиня - доктор Луиза Бэнкс - замкнутый персонаж. Изо дня в день она преподаёт в университете, рассказывая студентам об истории и особенностях иностранных языков, и даже прибытие инопланетных объектов не отвлекает её от похода в пустую аудиторию. Фильм - в первую очередь это её история - наполненная снами и воспоминаниями о её дочери и ушедшем муже. В картине она единственный более-менее проработанный персонаж, в чём во многом заслуга актрисы - видно, что старается, видно, что пропустила через себя трагедию главной героини.


Джереми Реннер ("Миссия невыполнима: Племя изгоев", "Охотники на ведьм", "Эволюция Борна") играет коллегу Луизы по изучению пришельцев - физика Йэна Доннели. В отличии от Луизы Бэнкс его персонаж крайне плоский и практически не влияет на развитие сюжета. В добавок, актёрская игра у него получилась не выразительная - весь фильм актёр ходит примерно с одним и тем же выражением лица, слабо меняющимся по ходу повествования.


Форест Уитакер ("Взвод", "Телефонная будка", "Пес-призрак: Путь самурая") предстал в образе полковника Вебера, совершившего вербовку лингвиста Луизы Бэнкс и обеспечивающего взаимодействие между группой учёных и высшим руководством. Собственно, на этом роль Фореста заканчивается - весь фильм он предстаёт безыдейным гонцом между твёрдолобым начальством, которое хочет знать лишь цель прибытия инопланетян, и группой учёных, поставленных в узкие временные и психологические рамки для решения задач взаимодействия.


Повествование подаётся крайне рвано - картинка скачет между воспоминаниями главной героини и происходящем в настоящем времени взаимодействием с инопланетянами. Временами довольно сложно определить, что происходит на экране и какого рода воспоминания демонстрируются. К слову именно на этих воспоминаниях строится главный сюжетный поворот, к которому зрителя очень долго готовят, а потом заваливают своей истиной, как лавиной, хороня остатки интереса к дальнейшему развитию сюжета.
Сами пришельцы получились любопытными. По меньшей мере за ними интересно наблюдать - необычный дизайн и метод взаимодействия и людьми. Оставив попытки изучить устный язык пришельцев, главная героиня делает акцент на изучении письменности, что как метод взаимодействия даёт результат и двигает сюжет вперёд. В фильме удалось передать тонкую атмосферу кайфа взаимодействия с внеземной цивилизацией. Оставив в стороне условности с непродолжительными сеансами каждые восемнадцать часов, можно проследить за размеренным прогрессом освоения человеком инопланетной письменности.


Создателям удалось правдоподобно показать сложности взаимодействия людей друг с другом на контрасте с освоением контакта с пришельцами. Смешное дело, что общаться с инопланетянами оказывается проще, чем с людьми! Вокруг каждого из 12 объектов формируется исследовательская база, но её представители не торопятся делиться с соседями результатами своих изысканий, что в конечном итоге и ведёт к довольно предсказуемому конфликту.

Несмотря на множество наград, полученных оригинальной повестью "История твоей жизни", сложно упускать из виду недостатки сценария. Во-первых, фильм щеголяет слабыми диалогами. Общение между персонажами сводится к констатации демонстрируемых фактов и редко выходит за пределы визуальных образов ("Я сниму скафандр, чтобы они меня видели" - снимает скафандр, чтобы они её видели). Во-вторых, мотивационная составляющая крайне слаба - доктор-лингвист Луиза Бэнкс подходит для миссии контакта с пришельцами, потому что у неё есть допуск к секретной информации, и она знает более одного варианта перевода слов. "Это ваш единственный шанс поработать с нами" - говорит ей полковник Вебер и направляется к выходу. Нашёл чем угрожать - это ж ты пришёл к ней в кабинет, это тебе нужна её помощь, а не наоборот! Наконец, главный сюжетный поворот раскрывает главный сюжетный недостаток - описанная способность пришельцев ставит под сомнение весь процесс изучения их письменности.
[СПОЙЛЕР - я предупредил]Пришельцы прилетели, чтобы обучить людей своему языку. Их восприятие реальности отличается от человеческого, позволяя им видеть и прошлое, и будущее. Главная героиня, познавая инопланетный язык начинает видеть будущее - именно это позволяет ей в критический момент начать разговаривать с пришельцами и понимать их. Однако, если подумать, что мешало пришельцам с тем же успехом сквозь время и пространство изучить язык людей? Очевидно, пришельцы, говорящие на английском, менее интересны, чем пришельцы рисующие круглые кляксы.




Дени Вильнёв выдал типичный для себя фильм - теми же проблемами щеголяли фильмы "Пленницы" и "Враг". Развитие событий происходит крайне медленно, много загадочных и молчаливых сцен, крупных планов главной героини, терзаемой своими воспоминаниями, много любопытного визуального материала, и, наконец, один неожиданный сюжетный поворот, заставляющий яростно переосмысливать происходящее на экране. С другой стороны, актёрская игра редко поднимается на уровень выше среднего, примитивные диалоги и разваливающееся на части повествование. "Прибытие" обещало быть умной фантастикой с упором на человеческие отношения, а получилось странное безыдейное светопреставление на фоне любопытно выглядящих пришельцев, рисующих круги на стекле.

прибытие, arrival, обзор, movie, кино, review, фильмы, рецензия

Previous post Next post
Up