Некоторое время назад я смотрел
режиссёрский дебют Данилы Козловского, который из актёров решил переквалифицироваться в режиссёры. Получилось не очень и когда я решил посмотреть свежий режиссёрский дебют Брэдли Купера, я не рассчитывал, что обнаружу настолько много похожего. Но обо всём по порядку.
Девушка Элли работает официанткой в модном ресторане, но раз в неделю в баре для трансвеститов она поёт для местной публики. Совершенно случайно в этом же самом баре оказывается напившийся музыкант, исполнитель альтернативного кантри Джексон Мейн. Он настолько оказывается поражён голосом Элли, что решает во что бы то ни стало открыть ей дорогу в мир музыкального бизнеса. Между Элли и Джексоном вспыхивает искра, но его проблемы с алкоголем могут оказаться губительнее, чем всё остальное.
История, откровенно говоря, не нова. Более того, одноименный фильм был в 1976 с Барброй Стрейзанд, а до этого в 1954 с Джуди Гарлэнд, а до этого в 1937 с Джанет Гейнор. Поэтому ждать чего-то нового точно не стоит. Классическая история, где популярная звезда даёт мощный толчок популярности неизвестной, но талантливой девушке. Та растёт над собой и развивается, а он тем временем всё глубже падает на дно бутылки. Она продолжает его любить, но с каждым разом делать это всё труднее. Старую историю переложили под современные реалии и дополнили современными технологиями. "Я видел твой ролик на Ютубе" - одна из частых фраз в начале карьеры Элли. Первую половину фильма даже интересно смотреть - Элли поражена событиями, которые меняют её жизнь до неузнаваемости и откровенно наслаждается процессом. По сути - очередная Золушка, которую подобрали, обогрели, нарядили и вытолкнули на сцену. Но чем дальше идёт история, тем менее стройной она становится. Вместо того, чтобы продолжать развивать логичную и связную историю, зрителю начинают показывать сцены с неопределёнными временными пробелами. Причём, такие сцены получились очень короткими и в них совершенно не чувствуется развития персонажей. Герои от сцены к сцене совершенно не меняются и даже когда Джексон отправляется на несколько месяцев на реабилитацию от алкоголизма - он совершенно не меняется внешне! Ещё повсеместно наблюдается искусственное затягивание диалогов. В какой-то момент даже показалось, что актёры просто забыли текст, а в паузах между словами забыли добавить актёрской игры. Чем дальше развивался сюжет, тем меньше чувствовалось взаимосвязи между сценами и хуже становились диалоги. Я уже давно так часто не поглядывал на часы, во время просмотра, в ожидании, когда же закончится эта пытка.
Брэдли Купер - хороший актёр, и он постарался всеми силами это показать, но как режиссёр он пока что только учится. Правда методы для этого выбрал сомнительные. Для съёмок он решил использовать излишне крупные планы. Для некоторых жанров это может быть выгодным приёмом для нагнетания атмосферы, создания камерности происходящего, либо передачи чувства клаустрофобии. В некоторых сценах этот приём оправдан - крупные планы позволяют в полной мере оценить актёрскую игру. Но в музыкальной мелодраме всё это не работает. Персонажи просто не помещаются в кадр - иногда кажется, что оператор просто не умеет приближать и отдалять изображение. Следить за тем, чтобы в кадр вообще попали актёры целиком - видимо из разряда фантастики. А от первых кадров, где герой выступает на концерте, вообще может начать подташнивать. Крупная съёмка тут совмещена с безумной трясучкой, в которой элементарно сложно разобрать происходящее - руки, пальцы, микрофон, гитарные струны, изгиб гитары. Всё отдельно, всё вразнобой, нет чёткой фиксации камеры, нет чувства осмысленности.
Чтобы фильм получился, у режиссёра должно быть общее видение проекта, которое он доступным языком должен донести до всей съёмочной группы, чтобы реализовать его в полнометражном фильме. Не сомневаюсь, что у Брэдли Купера такое видение было, но вот с реализацией у него это не получилось. Буквально недавно был режиссёрский дебют Данилы Козловского, в котором тот пытался снять спортивную драму. Фильм Купера на удивление очень похож на фильм Козловского "
Тренер" - сцены, которые обязаны быть в драме, присутствуют, и актёр\режиссёр там неистово играет, демонстрируя широкий актёрский спектр эмоций, вот только связи между сценами нет, и иллюзия развития персонажа растворяется в неловком монтаже. Купер видел себя в этих сценах - скромное и искреннее предложение руки и сердца с колечком из гитарной струны, пьяный дебош на вручении награды с последующим отмоканием в душе, реабилитация с плаваньем в бассейне, тихая семейная жизнь в загородном домике, где можно поваляться в листве с лохматой собакой, неловкие диалоги со старшим братом - но отдельно друг от друга они останутся лишь сценами, в которых не ощущается целостности и именно это хуже всего.
Брэдли Купер сыграл Джексона Мейна - звезду альтернативного кантри, которого редко кто видел без бутылки алкоголя. Такой персонаж у него получился на редкость правдоподобным и искренним. Российские локализаторы подложили Куперу свинью, из-за чего озвучка получилась практически безэмоциональной, а это в таком фильме становится практически решающей деталью.
Леди Гага в роли начинающей певицы Элли смотрится гораздо хуже. Тем более на фоне Купера. Весь фильм она пучит рыбьи глазки и крайне вяло отыгрывает роль. Единственное, где она преображается - так это во время песен. Вот там есть всё - эмоции, надрыв, искренность - всё остальное время ей просто не веришь.
В фильме есть интересные моменты - и на каком-то остаточном уровне они могли сработать. Когда Джексон привозит утром девушку домой, он окликает её чтобы "ещё раз на неё взглянуть". Элли проводит пальцем по профилю лица, мол "запомни этот нос". В конце фильма, прежде чем уйти, сцена повторяется. По задумке автора это должно вызвать эмоциональный отклик в зрителе, но, к сожалению, не вызывает. Ещё одним слезоточивым эпизодом должна была стать последняя песня. "Давай я тебе её сыграю", говорит Джексон, но как только он садится за пианино, сцена прерывается. Режиссёр возвращается к ней уже после, когда Элли поёт эту самую песню на концерте. Так же резко и неумело - это разрушает атмосферу связности и, хотя ты понимаешь, как этот работает такой приём с флешбэками, здесь он выглядит притянутым за уши. У Купера были интересные идеи, у него была отлично продуманная и хорошо реализованная завязка, у него был трогательный финал. Но между ними получилась каша из слабо связанных между собой сцен, в которых просто не чувствуется развития персонажей.
"Звезда родилась" это режиссерский дебют Брэдли Купера про музыканта-алкоголика и восходящую звезду. Более того, знайте, что было ещё три фильма с таким названием и схожим сюжетом, так что режиссерский дебют Брэдли Купера- не более чем очередной ремейк затёртой до дыр истории. Купер сам срежиссировал и сыграл главную роль в музыкальной мелодраме, а компанию ему составила Леди Гага. Чувствуется, что у Купера было видение проекта - были мысли, что будут такие-то сцены и он так-то в них сыграет. Но вот связи между ними нет от слова вообще. В результате всё это смотрится занудное и нелепо! Сам Купер играет хорошо, но играет он алкоголика, которому все никак не получается бросить, поэтому на его игру смотреть попросту тяжело. Леди Гага, напротив, играет плохо - весь фильм она смотрит на Купера, почти не моргая своими рыбьими глазами и произносит несусветную клишированную чушь. Зато в песнях она раскрывается - и проникновенно, и эмоционально, и душевно. Стоит ли ради этого смотреть целый фильм? Мне кажется, что нет.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката Во что поиграть в октябре 2018 Дневничок дайвера Комедийный сериал про покорение космоса Кинокомикс про Тома Харди в гудроне Детский ужастик про волшебный дом и семью чародеев Сиквел ролевой игры про скандинавский конец света Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.