Вы теперь к разлукам привыкайте,
К пуританству телеграфных строк,
Вы теперь, пожалуйста, на карте
Отыщите порт Владивосток... (с)
Прошлым летом, путешествуя по Сибири, мы до Дальнего Востока так и не добрались. Пересечь полстраны по Транссибу -- звучит захватывающе, но на деле от Читы до Хабаровска там двухсуточный перегон, на протяжении которого делать практически нечего, кроме как ехать в поезде. Отчасти из-за него я отказалась тогда от прекрасной идеи добраться от священного моря Байкал до моря Японского, вынеся это путешествие в отдельную главу.
Осенью мне
напомнили, что на майские я собираюсь на Дальний Восток. Немного подумав и прикинув варианты, прочитав несколько постов дальневосточных блогеров, ближе к февралю я туда действительно засобиралась. Правда, те, кто мне напомнили, в итоге с нами не поехали, и исследовать Приморье мы отправились втроём:
sslon,
rumohor и я.
После покупки билетов планы почему-то стали обсуждаться довольно лениво. С маршрутом мы тянули буквально до конца апреля, зная только, что хотим потратить дня четыре на Владивосток, съездить на остров Русский, пару дней побродить на живописном мысе Гамова у моря, сунуться ненадолго в Находку и, если получиться, попасть в Приморский Сафари-парк в Шкотово. Всё это мы в итоге выполнили, заменив только мыс Гамова на не менее живописную Славянку, так как на первом логистика вырисовывалась слишком долгой и кривой.
По итогам поездки маршрут у нас получился такой:
в ночь с 29 на 30 апреля -- перелёт во Владивосток
30 апреля -- акклиматизация и лёгкая прогулка по городу с видами на порт и бухту Золотой Рог
1 мая -- Владивостокский фуникулёр, сопка Орлиное гнездо, центр города, прогулка на Токаревский маяк
2 мая -- остров Русский
3 мая -- ещё немного Владивостока, переезд в Славянку
4 мая -- изучение железнодорожной ветки в Славянке, сам посёлок Славянка, побережье
5 мая -- прогулка от посёлка Нерпа до маяка Бюссе и по полуострову Брюса вдоль моря
6 мая -- переезд в Шкотово, небольшая прогулка по посёлку, электричка от Шкотово до Находки
7 мая -- Находка, станция Тихоокеанская, мыс Астафьева, озеро Рица, рыбный порт
8 мая -- переезд из Находки до Приморского сафари-парка, Приморский Сафари-парк, возвращение во Владивосток
9 мая -- небольшой кусочек парада, возвращение в Москву дневным рейсом
Лететь до Владивостока восемь часов, примерно как до Петропавловска-Камчатского. Время относительно Москвы -- плюс семь часов, так что, вылетев вечером, приземлились мы примерно в полдень.
Аэропорт Кневичи находится не в самом Владивостоке, а в соседнем городе Артём. До Владивостока оттуда можно добраться, например, на так называемом "Экспрессе Приморья", местном аналоге столичного аэроэкспресса. По сути это не столько экспресс, сколько обычная электричка, на стёклах которой красуется большая надпись "Аэропорт Владивосток". До центра города она доезжает за 50 минут, делая по пути несколько остановок.
Добираться на ней довольно удобно. Владивосток вполне нормально страдает пробками, одну такую мы приметили из окна на эстакаде. Если бы ехали не на электричке, а на автобусе или машине, тоже стояли бы в ней.
Из того, что бросилось в глаза по дороге -- свалки бытового мусора в канавах вдоль путей были просто по всюду. Антон, бывавший во Владивостоке в 2011 году, говорил, что тогда такого вроде не было. Хотя тогда было лето, а летом природа довольно успешно скрывает подобное под густой травой и кустами. К 9 мая, когда мы тем же путём поехали обратно, растительности успело прибавиться, и замусоренность стала менее заметна.
Электричка привезла нас к Морскому вокзалу, где мы смогли посмотреть на порт. Как раз в это время там шла разгрузка товарного состава с цементом. Огромный портовый кран, ворочаясь из стороны в сторону, переносил мешки, которые аккуратно цепляли к нему два мужика в оранжевых жилетках, из вагона на баржу.
От порта мы неспешно двинулись к гостинице по главной улице Владивостока -- Светланской.
Эту триумфальную арку мне было велено запомнить со всех сторон с обещанием показать её на Гранд-Макете в Питере, когда мы наконец до него доберёмся:
Со Светланской улицы мы через некоторое время свернули на Пушкинскую и поняли, что город местами вообще не предназначен для пешеходов. Тротуара у весьма оживленной Пушкинской не было совсем, только практически сливающаяся с мостовой обочина.
Местные особенности среднего образования:
К слову, постулат о том, что Дальний Восток вдоль и поперёк населён китайцами, мы подтвердить за всё время поездки так и не смогли. Во Владивостоке их не больше, чем в Москве. Надписи с иероглифами встречаются, но в таком количестве они есть в любом крупном городе. Говорят, китайцы живут в деревнях и возделывают земли, но нам в такие места попасть не довелось.
Городские котики:
Очень прозаичное для Владивостока архитектурное сочетание:
Рельеф города мы тоже оценили -- для перехода на параллельную улицу потребовалась преодолеть немаленький подъём по лестнице. А гостиница наша, про местонахождение которой мы в тот момент могли лишь догадываться, маячила где-то далеко на вершине сопки. Номер наш, ко всему прочему, оказался на самом последнем, четвёртом этаже, на который нужно было взбираться по узкой лестнице без перил. Впрочем, рельеф -- дело привычки. Через пару дней, когда мы, как обычно, опоздав на последний автобус, чопали этот подъём пешком после активного дня, он уже казался практически незаметным. Зато вид с балкона гостиницы на порт был отличный!
Ничего в этом городе не скроешь, на всё есть вид сверху:
Ещё одна особенность, которую мы встречали в этом городе весьма часто -- аккуратненькая ухоженная дверь, ведущая в обрыв:
Метро? :)
Вид с балкона гостиницы:
У нашей гостиницы не было никаких отличительных черт: ни вывески, ни таблички, только дверь со звонком и выдавленный на железном почтовом ящике адрес "Манчжурская, 2". С адресами в городе местами интересно. Рядом, например, находилась серия домов, на крайнем из которых висело вообще прекрасное:
"Заведём авто", "куплю ваше авто" -- такие объявления в Приморье можно встретить буквально на каждой вертикальной поверхности:
Судя по плотности движения, горожане не мыслят своего существования без автомобиля, причем, учитывая рельеф и не слишком хороший асфальт за чертой города, предпочитают клиренс повыше. Машины, сам собой, в основном, перегоняют из Японии, поэтому 99% встреченных нами авто, были праворульные.
В гостинице мы немного отдохнули после перелёта и отправились на поиски еды. Искать что-то далеко и долго не хотелось, поэтому мы завернули в первый попавшийся отмеченный на maps.me ресторан Del Mar.
По пути ещё полюбовались на рельеф:
Ресторан снаружи не носил практически никаких отличительных черт, и если бы не указатель с трассы, я бы его приняла, скорее, за какое-то служебное здание. По факту это оказалось очень пафосное заведение с небольшими порциями и большими ценами. В холле на стенде висела фотография работников гостиницы с Дмитрием Медведевым. Но было вкусно, правда. Нас спросили, бронировали ли мы столик, когда узнали, что нет, просто препроводили в глубину зала. Суть вопроса мы так и не поняли, потому что зал был огромный и абсолютно пустой. Потом пришла ещё одна семья и её посадили за соседний с нами столик, несмотря на то, что все остальные по-прежнему оставались незанятыми.
После ужина мы отправились посмотреть на, можно сказать, визитную карточку Владивостока -- мост через бухту Золотой Рог. Этот мост был открыт в 2012 году в рамках подготовки к проводившемуся во Владивостоке саммиту АТЭС. С тех пор мост изображают везде: на открытках, сувенирных монетах и магнитах.
Многим людям он здорово упростил жизнь, соединив мыс Чуркин и центр. Бухта Золотой Рог длинная, она сильно вдается в сушу, образуя практически пролив между этими двумя частями города.
/*Я заранее извиняюсь за все будущие скриншоты карт -- заставить заработать тег lj-map мне не удалось ни с одним из сервисов. */
Когда моста не было, на мыс Чуркин из центра добирались в объезд, закладывая крюк часа в полтора-два, а теперь проскакивают за пятнадцать минут. Раньше недвижимость на Чуркине стоила копейки, потому что на работу в центр оттуда приходилось выезжать в шесть утра, и даже не всякий таксист соглашался туда ехать. Говорят, "гостинки", отдавали буквально за сто баксов, никому они были не нужны. А теперь стоимость жилья на мысе существенно поднялась.
В городе есть смотровая площадка у ДВГТУ (Дальневосточного государственного технического университета), с которой открывается хороший вид на мост через бухту Золотой Рог:
Далее:
Владивосток: конец Транссиба Приморский Сафари-парк Находка: створный знак, станция Тихоокеанская, мыс Астафьева, озеро Рица Из Славянки в Находку через Шкотово Славянка: полуостров Брюса Славянка: посёлок Славянка: участок ДВЖД Из Владивостока в Славянку Владивосток: остров Русский Владивосток: Токаревская кошка Владивосток: фуникулёр и сопка Орлиное Гнездо