В селе Айдар Кугушевского СП (З.Дольский р-н РТ)

Sep 20, 2016 17:59




Краткую информацию о нынешнем положении с Айдарово Зеленодольского района РТ входящего в объединённую тройку сёл Кугушевского сельского поселения делал недавно.
До революции село Айдарово и его близкие соседи входили в состав Акзегитской волости Цивильского уезда Казанской губернии.
Как сообщает Татарская энциклопедия село Айдар было основано в 17 в. В 18 - 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Айдаровцы занимались земледелием, разведением скота. В 1878 в Айдар была построена первая мечеть. В начале ХХ в. здесь функционировали 2 мечети, медресе, 4 ветряные мельницы, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1020,8 десятин. До 1920 года деревня входила в Ново-Ковалинскую вол. Цивильского у. Казанской губ. С 1920 г. находилась в составе Чувашской Автономной обл., с 22.9.1921 в Свияжском кантоне ТАССР. С 14.2.1927 в Нурлатском, с 1.2.1963 в Зеленодольском р-нах.
Число жителей поселения: в 1782 - 127 душ муж. пола; в 1859 - 601, в 1897 - 936, в 1926 - 763, в 1938 - 772, в 1949 - 575, в 1958 - 502, в 1970 - 466, в 1979 - 384, в 1989 - 298 чел.
В архиве изучал документы не ранее XIX века. К примеру в документах Казанского Губернского Правления имеются сведения о составе уездных мусульманских священнослужителях и численности сельских приходов. Они оооочень скудные, там очень много ошибок, которые надо выверять сравнивая данные за разные года. Но местным персоналиям другого нет.



К примеру, сохранившиеся ведомости о магометанских приходах за 1896 год сообщают, что тогда взрослое мужское население деревни Айдарово составляло 509 человек, в числе которых было 148 домовладельцев.
Единственная махалля Айдарова, образованная в незапамятные времена [так в документе], к 1896 году состояла из 112 домохозяев, в числе которых было 404 мужчин и 385 женщин. Тогдашняя мечеть была построена в 1878 году, а медресе, где обучалось 25 мальчиков, содержалось, т.е. отапливалась и освещалась, за счёт родителей учащихся. Кроме татар-мусульман, в Айдарово проживали и крещёные татары, что не являлось в конце 19 века редким случаем. Но, как правило, крещёных татар в мусульманских сёлах было значительно меньше. Так в Айдаров было 36 домохозяев из крещёных татар, в числе которых 105 мужчин и 108 женщин.
Следует понимать, что образование села в 17 в. являлось следствием оттеснения татарского населения с лучших земель. Хотя основные миграции пришлись на 16-й век. Ведь куда-то делось татарское население Бишбатмана, Албабы, которые встречаются на пути в Кугушевское СП.

В 1896 году первым имамом Айдарова значился 38 летний Гарифулла Шагиахметов, Его духовный сан подтверждался свидетельством от 18 марта 1880г. за № 1817 выданым Казанским Губернским Правлением. Как отмечено в ведомости о магометанских приходах, Гарифулла Шагиахметов содержания отъ казны не по получаетъ, а от прихожанъ [получает] до 35 руб. въ годъ.

Вторым имамом махялля Айдарова, значился тогда 32 летний Калимулла Шагиахметов, по всей видимости приходившийся братом первому имаму Айдарова. Калимулла Шагиахметов имевший свидетельство от 1 сентября 1890г. за № 5606, также не получал содержания от казны, а от прихожан получал пожертвования до 30 руб въ годъ .

В начале 20 века, как свидетельствует Адресъ-календаре и справочной книжке Казанской губернiи на 1915 годъ, село Айдарово входило в Ново-Ковалинскую волость с волостным правлением в расположенном селе Ковали. В Ковалях проживал и полицейский уездный урядник. Почтовая станция Урмары Московско-Казанской ж.д. считалась тогда для села Айдарова ближайшей. Само село имело уже два магометанских прихода. Фактически, каждый из братьев Шагиахметовых возглавил один из двух приходов Айдарова. Первым приходом к 1915 году ведал имам Гарифулла Шагиахметов, а вторым, хатып Калимулла Шагиахметов.
Опять же по сведениям из татарской энциклопедии основным зянятием здешних крестьян были полеводство, мясо-молочное скотоводство. Мечеть - памятник архитектуры начала 20 века.



Вид современной мечети в Айдарово

Как отмечал в прежних постах, известными выходцами села Айдарово были татарский драматический актёр и режиссёр, один из основателей первого Московского татарского рабочего театра Газиз Исхакович Айдарский (наст.фамилия Валитов) и Гариф Садыков, - отец его жены, татарского соловья Сары Садыковой.
Дом Валитовых не сохранился, ранее мне попадалась фотография их старого уже разваливающегся дома. Сейчас на том дворовом месте стоит уже другой дом другого семейства.



Улица, где был дом Валитовых



Газиз Айдарский (ок.1898 - 1933)

В архиве ИЯЛИ есть немало документов и фотографий связанных с Г.Айдарским, переданных из семейного архива Садыковых самой С.Садыковой и дочерью Альфией Газизовной. В т.ч. самые ранние его фотографии, сделанные скорее всего в Астраханской губернии, где с 1909 г по 1917 г. юный Газиз проработал в одном из книжных магазинов города Красный Яр.




После революции 1917 года его через Наркомпрос привлекают к работе с молодежью. Он участвует в драмкружках, является лидером многих общественных начинаний. В 1919 году по приглашению актеров труппы «Сайяр» Зайни Султанова, Касима Шамиля, оказавшихся с гастролями в тех краях и оценивших его актерские способности, Айдарский отправляется в Казань.
В дальнейшей его творческой судьбе большую роль сыграл актер Камал-I. Они вместе проработали один сезон в театре Буинского кантона, и это становится для Айдарского первой серьезной ступенью в театральное искусство. Не остались не замеченными и его организаторские способности: Айдарского назначают руководителем отдела искусства Наркомата просвещения ТАССР. Одновременно он продолжает исполнять роли в театре, и в течение 1920-1922 годов в полной мере проявляет свое актерское дарование, сыграв заглавные роли в таких пьесах, как «Тахир и Зухра» Фатхи Бурнаша, «Без вины виноватые» Островского.






Память о Г.Айдарском сохраняется в Казани во многом благодаря организационной деятельности его дочери Альфии Газизовны. А также благодаря книге Ю.Сафиуллина Г.Айдарский, вышедшей в сентябре 2011 года.








Книга Ю.Сафиуллина. Газиз Айдарский

Мой вклад в подготовку этого издания достаточно скромный, это помощь в подборке иллюстративного материала, в т.ч. сканирование в архивах, а также мои собственные фотографии.

О периоде жизни в с.Айдар Гарифа Садыкова информации ещё меньше, хотя в селе до сих пор продолжают жить потомки его брата. Документальная информация о Г.Садыкове есть только в архивных документах Казанской Гор.Управы и ранних документах советского периода. Часть информации о казанском периоде жизни Гарифа Садыкова выкладывал в теме о доме Гофштадт-Утямышевых, Дом по ул. П.Коммуны (бывш.Сенная) N 16, будет снесен, Ищется вид Тукаевской, до советских "новостроек", расп. в 204 городском квартале, Гариф бабай.

Кроме того, в с.Айдарово сейчас проживает Амина апа - правнучкой Тугаевского муллы Ашрафзяна Фазлуллина. Тугаево, или по-татарски Әрә авылы, входит в Кугушевское СП. Эта ветвь Фазлуллиных оказалась очень интересной, в советское время давшей немало выдающихся людей. Да и сейчас Фазлуллины не перестают удивлять своими талантами и способностями. Так сама Амина-апа выпустила в Татарском книжном издательстве прекрасную книгу стихов, о которой очень хорошо отозвался Равиль абы Тумашев.
На улице Большая Красная расположенной в историческом центре Казани, соседствуя со сквером Баки Урманче, стоит четырёхэтажный кирпичный дом № 59.








В этом доме живёт один мой бывший коллега, но кроме того, на фасаде этого дома есть несколько мемориальных табличек, две из которых, на татарском и русском языках содержат информацию о том, что в этом доме с 1934 по 1964 год жил член корреспондент академии педагогических наук РСФСР, заслуженный деятель науки ТАССР, выдающийся татарский языковед и методист, профессор Мухаметхан Ашрафзянович Фазлуллин. Этот учёный и есть отец Амины-апы. Соответственно, отцом учёного был тот самый тугаевский мулла Ашрафзян Фазлуллин.










Конечно, отток сельского населения в город начался давно. С ростом буржуазии и промышленного капитала. В советский период на оттоке сельского населения сказывалась индустриализация страны. Но тогда в такой отток попадали либо «раскулаченные», т.е. использованные в индустриализации как бесправные рабы, либо наиболее талантливая часть селян. Поскольку, исключая короткий период демобилизации после ВОВ, до 1970-х гг. уехать из колхоза в город было очень сложно. Колхозники не имели паспортов. Соответственно не могли прописаться в городе.

Ну, и нынешняя политика федеральных властей убивает сельское хозяйство. Будем считать, что убивает не умышленно, а лишь вследствие неумелого правления.

В СОШ мне признались, что число школьников уменьшается с годами. И это тоже проблема. Сельское население как бы в среднем стареет.




Из малой истории с.Айдар следует отметить сайт Фарита Гирфанова
Вот несколько фотографий с его сайта:







На обратном пути из Айдарово в Казань.
Раньше мы ездили этой дорогой, с переездом ж/д путей.



на обратном пути у ж/д переезда за Нурлатами



ж/д пути



ж/д пути

Потом стали ездить мимо ст.Албаба и с.Бишбатман. Эти пейзажи встречаются в пути по той дороге.



на обратном пути



на обратном пути

В статье использованы и фотографии из прежних поездок в Айдарово, а также материалы бывшего «народного» сайта rustik68.

ИСТОЧНИКИ:

Материалы фондов архива ИЯЛИ АН РТ
Материалы фондов НА РТ
Материалы семейных архивой А.Г.Айдарской и др. родственников.
Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915г. Казань, Типография Губернского Правления 1914г.
Татарская энциклопедия. Т1. Казань, Институт татарской энциклопедии 2002
Статья Мухаметгали Арсланова «Газиз Айдарский внес существенный вклад в развитие татарского театра».

* * *

Казанская губерния, осень, архивное, фотография, персоналии, татар авылы

Previous post Next post
Up