Сейчас осознал один из моментов семейной истории, который меня смутил в своё время. Когда впервые вышел на одного из потомков Газизы, помимо челябинской диаспоры, а это был покойный ныне Асхат абы, он мне сообщил про моего деда Закир-бая, что его якобы во время революции расстреляли большевики.
Я тогда возразил, что этого быть не может, ведь я его прямой потомок и знаю о его последних годах жизни. Он запечатлен на большом количестве фотографий, когда болел. И свидетельство о его смерти в 1951 году у меня есть.
Почему, откуда такая информация могла быть у Асхата абы? Понятно, что со слов старших.
И ведь имеется документальный факт, что Ркйа - старшая сестра отца, в 1933 г. приезжала в Б.Метески и получила справку о социальном происхождении семейства. Ей тогда написали, что из середняков.
Справку эту заверил председатель сельсовета.
Но... они же все знали, кто такой З.З.Ахунов. Он же будучи буржуином неоднократно приезжал сюда в дореволюционный период, привозя на праздники подарками отрезками материи и т.п.
Закир-бай, снимок сделан во
время поездки в Н.Новгород
Тот же Асхат абы передавал об этом воспоминания его бабушки Газизы, в замужестве Ганеевой (Габдулганеевой). Закир бай приезжал на праздники в богатом экипаже запряженным тройкой коней. Ноги которых чуть выше копыт были эстетично обинтованы белой материей.
Возможно по приезду в деревню в 1933 году Ркйя Закировна на расспросы селян где Закир бай, чтобы отсечь дальнейшие расспросы сказала, что он умер во время революции.
Селяне потом могли по своему интерпретировать такую весть о судьбе Закира, решив что он не просто умер, а его как буржуина расстреляли большевики.
Непонятно за какую мзду выдал председатель такую льготную справку. Или он был не из местных? Или свою роль сыграла небольшая колбаска из желтых кружочков?
Странное было время. Сохранившиеся в архиве немногочисленные похозяйственные книги 1930-х гг, свидетельствуют о немалом проценте раскулаченных здесь крестьянских дворов.