Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
«Воистину, тем, которые уверовали, а также тем, которые исповедовали иудаизм, христианам и сабиям - всем, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и совершал праведные дела, (уготована) награда от их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Коран, 2:62).
Этот аят некоторые демагоги (как среди христиан, так и среди неграмотных либо лицемерных мусульман) используют для доказательства того, что Аллах сегодня доволен благочестивыми христианами не меньше, чем мусульманами - и тем, и другим Он обещал посмертную награду.
Однако от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что сразу после этого Аллах ниспослал следующий аят:
«От того, кто ищет религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в будущей жизни он окажется среди потерпевших убыток» (Коран, 3:85).
Поэтому Ибн Кясир сказал:
«Поистине, то, что рассказал (Ибн Аббас), сообщает о том, что (Аллах) не примет ни от одного (человека) его жизненный путь и деяния, кроме того, что соответствует шариату Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, после того, как Аллах послал его с тем, с чем послал. Что же касается (тех общин, которые) были до этого, то каждый, кто последовал за посланником (Аллаха) в его эпоху, был на (верном) руководстве и дороге к спасению. Так, под иудеями (понимаются) последователи Мусы, мир ему, которые судили между собой по Торе в их эпоху» («Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым», 1/285).
Возможно, кто-то удивится тому, что Аллах назвал общину Мусы (Моисея) «исповедующей иудаизм», тогда как их фактической религией был Ислам (см.
Мусульмане, христиане, иудеи... Чьё название от Бога?). Однако арабский глагол «ха́да», который Он употребил в этом аяте, имеет два смысла: «быть иудеем» и «раскаиваться». По наиболее распространённому мнению, Всевышний Аллах напомнил тем самым о мольбе Мусы и его приближённых:
«Предпиши для нас добро в этом мире и в будущей жизни, ибо мы каемся перед Тобой» (Коран, 7:156).
Для христиан Аллах выбрал термин «наса́ра»; "они названы так ввиду их взаимопомощи в (делах) между ними. Они также называются «ансарами» («помощниками»), как сказал им Иса, мир ему: «“Кто станет моими помощниками (на пути) к Аллаху?” Апостолы сказали: “Мы - помощники (религии) Аллаха!”» (Коран, 3:52). Есть мнения о том, что, поистине, они названы так по причине того, что поселились в земле, которую именуют Назаретом" («Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым», 1/285).
Что же касается сабиев, то Ибн Кясир говорит следующее:
«Наиболее очевидными, а Аллах знает лучше, являются слова Муджахида и его учеников, а также Вахба бин Мунаббиха, что сабии - это люди, которые не принадлежали к религии иудеев, христиан, огнепоклонников и язычников; они остались в своём естественном состоянии, и у них нет какой-то установленной религии, которой они бы следовали и которую бы исповедовали. И поэтому многобожники обзывали того, кто принял Ислам, сабием, т.е. вышедшим из всех религий обитателей земли в ту (эпоху).
Некоторые же учёные сказали о том, что сабии - это те люди, которых не достиг призыв пророка» («Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым», 1/287). Читайте также:
Естественная религия людей Итак, Аллах обещал Рай всем единобожникам-мусульманам, которые никогда ничего не слышали о Коране, но искренне поклонялись Аллаху, беря пример с того или иного пророка. Если бы кто-то из них услышал коранические слова Аллаха, то непременно уверовал бы в них:
«Те, которым Мы даровали Писание до этого - они веруют и в него (Коран). Когда им читают его, они говорят: "Мы уверовали в него! Это - истина от нашего Господа. Мы и раньше были мусульманами (т.е. преданы Аллаху)"» (Коран, 28:52-53);
«И, несомненно, ты обнаружишь, что наиболее дружелюбны к тем, которые уверовали, те, кто говорит: "Воистину, мы - христиане". Это - потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия. Когда они слышат то, что было низведено Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами от того, что они узнали из Истины. Они говорят: "Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей. Отчего нам не поверить в Аллаха и ту Истину, что явилась к нам? Мы желаем, чтобы наш Господь ввёл нас в Рай вместе с праведными людьми"» (Коран, 5:82-84).
И не спорит с Кораном никто, кроме упрямых нечестивцев:
«Когда им читают Наши аяты, они говорят: "Мы уже слышали это. Если мы захотим, то произнесём нечто подобное. Ведь это - всего лишь легенды древних народов!"» (Коран, 8:31).
Читайте также:
Чудо Корана Незнание освобождает от ответственности Иисус о единобожии (отрывки из нагорной проповеди) Отношение Аллаха к неверным И да благословит Аллах Своего Посланника, его семью и сподвижников.