Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким
и прекрасным, -
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!! -
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
А.С. Грибоедов, «Горе от ума».
Весьма откровенное и грамотное (хотя и не без ошибок)
интервью казахстанского политолога Т. Мамырайымова о проблемах мусульман Казахстана. Особо хочу отметить следующие фразы:
"...не все салафиты экстремисты. Все гораздо хуже. Это конфликт двусторонний, и он явно шире противостояния салафиты - официальный ислам. Здесь, с одной стороны, силовики и ДУМК, с другой, все мусульмане, не входящие в ДУМК. Салафиты только недавно стали всеобщим пугалом. До этого их место занимал Хизб-ут-тахрир, ещё раньше суфистские секты. Политика на конфликт с ними проводилась силовыми органами весьма активно. <...>
...ряды религиозных экстремистов пополняются в основном «бывшими прихожанами мечетей Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), разочаровавшимися в муллах». У этих, в большинстве своём молодых людей, официальные мечети ДУМК ассоциируются с обрядово-ритуальными нормами и ящиками для сбора пожертвований, но не с местом, где можно получить ответы на жизненные вопросы, как пишет Майтанов. Формальный подход к вере, и как можно большее отстранение от социальных, экономических, политических проблем, чтобы не получить от властей «по башке». А это почти невозможно. Само существование шариата, сами нормы ислама обуславливают его больший социально-направленный характер в сравнении с другими религиями. Если будешь молчать о серьёзнейших и видимых каждому проблемах общества, то люди, безусловно, будут уходить к тем, кто о них говорит.
<...> Поначалу это был конфликт официального ислама и новых исламских течений. И если бы в него никто не вмешивался, он бы так и остался на уровне дискуссий между ними. Не было бы террористов, не было бы нынешней дикой ситуации. Но, к сожалению, ни в чём не разобравшись, ничего не понимая, силовики стали преследовать и сажать по тюрьмам верующих, причем не обязательно салафитов - всех, не относящихся к официальному исламу. Сегодня даже приверженцу ДУМК, если он с бородой, что соответствует положениям Ислама, нельзя спокойно ходить по улицам. К чему это приведёт в конечном итоге? К тому, что отток верующих из мечетей, подконтрольных ДУМК, только вырастет.
<...> Типичный мусульманин у нас сейчас - это молодой казах. Зачем такие же казахи должны его избивать и сажать в тюрьму? Если есть противоречия, не лучше ли их решить в диалоге? Но ведь с ними никто и не пытался говорить. Наши спецслужбы приняли решение давить нетрадиционный ислам не на основе анализа и серьёзных причин, а на основе российских сериалов совершенно детского примитивного уровня - про «злых ваххабитов». Это ясно показывает плачевно низкий уровень интеллекта и отношение к своему обществу вообще. <...>
Нинель Фокина, председатель Алматинского Хельсинского комитета отмечает, что после тюремного заключения «религиозные радикалы» подвергались жёсткому прессингу. В уголовно-исправительных учреждениях к ним применялись пытки, запрещалось совершать намаз, заставляли есть свинину, заключали в карцер. То есть пытались вынудить «отказаться от своих религиозных убеждений». В этом случае главная причина терроризма - именно эти действия. Часто терроризм вообще не имеет ничего общего с исламом и вообще с убеждениями террористов. Это простая месть. То есть террористов у нас зачастую создают силовики. <...>
Показывающими наличие некоторой связи между «силовым беспределом» и негласной поддержкой экстремизма и терроризма, являются ответы респондентов на вопрос «Что может Вас лично побудить на протест?». 26,4 процента опрошенных казахстанцев выделили графу «незаконные действия со стороны правоохранительных органов». В региональном распределении наибольшее количество готовых выступить с протестами из-за незаконных действий силовых структур, опять же наблюдалось в регионах доминирования экстремизма и терроризма: Атырауская область (29,6%), Актюбинская (24,8%), Жамбылская (24,5%), Алматинская (21,8%). Так что основной силой массовых выступлений против власти у нас могут стать не верующие, как часто пишут некоторые аналитики, а масса простого народа, в числе которых верующие просто не будут заметны. Кроме того, есть формула - враг моего врага мой друг. Простая масса может поддержать лозунги исламских групп как альтернативу отсутствию всяких идей, из сочувствия им, и из опоры на тезисы социальной справедливости.
<...> Между тем, ислам - вера, которая наиболее сильно ориентирована на жизнь общества, и никакой светский характер общества этого не изменит, иначе это уже будет не ислам. Бороться с этим репрессиями невозможно. Нужно искать другой путь. Путь, заимствованный в России, приведёт только к тому, к чему он привёл в России - к войне. Но там война идёт на Кавказе, а здесь война будет идти со своими и на своей земле".
Кстати, любопытный факт:
по итогам всеказахстанской переписи населения 2009 года в стране проживает 54 277 русских мусульман.
И хвала Аллаху, Господу миров.