Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Люди в этой жизни придумывают и носят разные самоназвания, характеризующие их мировоззренческие позиции, - либерал, коммунист, социалист, консерватор, христианин, иудей и т.д. Однако тот, кто желает снискать довольство Бога, будет называть себя лишь теми именами, которые выбрал и одобрил Сам Всемогущий Творец для Его праведных рабов.
Очевидно, к примеру, что ни один великий Божий пророк не называл себя христианином или иудеем и не нарёк этим именем кого-то из своих современников:
«Они сказали: "Будьте иудеями или христианами, тогда пойдёте истинным путём". Скажи (им, о Мухаммад): "Нет, (мы следуем) вере ханифа Ибрахима (Авраама), а он не был многобожником". Скажите: "Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что ниспослано нам, и то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Якубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Якуба), что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу) и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними (т.е. веруем во всех пророков), и Ему одному мы покоряемся". <..> Неужели вы скажете, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Якуб и колена были иудеями или христианами? Скажи: "Вы лучше знаете или же Аллах? Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах вовсе не равнодушен к тому, что вы совершаете"» (Коран, 2:135-140).
Первое и главное название, которое Аллах Всевышний дал Его пророкам и их общинам - муслимы, или же мусульмане (т.е. покорные, подчинившиеся Ему и Его законам):
«Вот сказал Господь ему (Ибрахиму): "Покорись!" Он сказал: "Я покорился Господу миров". Ибрахим и Якуб заповедали это своим сыновьям. (Якуб сказал:) "О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами (покорными Ему)"» (Коран, 2:131-132);
«Усердствуйте на пути Аллаха подлинным усердием. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима. Он (Аллах) назвал вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях» (Коран, 22:78);
«Скажи: "Воистину, мой намаз и моё жертвоприношение (или поклонение), мои жизнь и смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет соучастника. Это было повелено мне, и я являюсь первым из мусульман (покорившихся Ему)"» (Коран, 6:162-163).
Об этом же мы читаем и в Библии:
«И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть (такой же) грех, что волшебство, и противление (то же, что) идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царём» (1-я Царств, 15:22-23);
«И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Бытие, 22: 15-18; попутно отмечу, что данное предсказание относится именно к общине последнего пророка из рода Ибрахима, мир им обоим и благословение Аллаха);
«Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или (рабы) греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Послание к Римлянам, 6:15-18);
«О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Книга Михея, 6:8).
Как видим, «библейские» пророки и их ученики не призывали ни к иудаизму, ни к христианству, но призывали людей к смиренности перед Аллахом и послушанию Его воле, что на арабском языке звучит как «Ислам». Для справки: еврейский термин יַהֲדוּת (яхадут), обозначающий иудеев, прижился в их среде только после Вавилонского плена, а до этого был названием потомков Иуды (одного из колен Израиля, восходящих к пророку Аллаха Якубу), создавших на юге Палестины Иудейское царство. Греческое существительное «Χριστιανοί» (христианой) - христиане, последователи Христа, ввели в употребление христиане Антиохии (нынешняя Антакья в Турции) в 1-ом веке н.э.:
«Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деяния святых апостолов, 11:26).
Понятно, что Иисус, все свои земные годы проживший в Палестине и говоривший на древнеарамейском языке, никакого отношения к этому не имел. Даже само прозвище «Христос» не было ему известно - это греческий перевод арамейского слова «Меши́ха» (на иврите - «Маши́ах», на арабском - «Масих»), которое означает «помазанник (Божий)».
Второе узаконенное имя для праведных рабов Аллаха - единобожники (по-гречески - монотеисты, по-арабски - «мува́ххиды»). В языках неисламских народов оно появилось довольно поздно; на Западе термин «монотеизм» первым использовал английский неоплатоник Генри Мор в своём труде «Тайна Божественного» (1660 г.). Русский перевод-калька этого термина (единобожие) ещё моложе; в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля он отсутствует и впервые встречается только в советских словарях.
Исламский термин «муваххид» восходит к священному Корану, точнее - к его тафсиру (толкованию):
«Я создал джиннов и людей не иначе, как для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, 51:56).
Абдулла бин Аббас, один из великих сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и наилучший знаток смыслов Корана среди них, сказал: «Всё поклонение в Коране означает единобожие» (см. «Тафсиру-н-Насафи»,
3/380). По-арабски это понятие звучит как «таухи́д». Знаменитый арабо-мусульманский учёный Ибн Манзур (1232-1311 гг. н.э.), автор двадцатитомного толкового словаря арабского языка «Лисану-ль-'араб» («Язык арабов»), пишет о единобожии как об устоявшемся шариатском термине. Кроме этого, в 12-13 веках в Северной Африке и южной Испании правила династия халифов, называвших себя единобожниками (по-арабски «аль-Муваххиду́н»; в европейской и русской литературе закрепилась транскрипция «Альмохады»).
Единобожниками были все пророки Аллаха, доказательства чему мы находим не только в Коране, но и в Библии:
«И изрёк Бог (к Моисею) все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исход, 20:1-6);
«Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа (Бога твоего) и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо. …ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берёт даров, Который даёт суд сироте и вдове, и любит пришельца, и даёт ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской. Господа, Бога твоего, бойся, Ему (одному) служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись» (Второзаконие, 10:12-13);
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Второзаконие, 6:4-5);
«А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрёк и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог» (Исайя, 43:10-12);
«Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне всё с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю. Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены» (Исайя, 44:6-9).
Однако единобожие обязаны исповедовать не только евреи, но и все народы мира, для чего Аллах и сотворил их:
«Все народы, Тобою сотворённые, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё, ибо Ты велик и творишь чудеса, - Ты, Боже, един Ты» (Псалтырь, 85:9-10).
Пророк Иса (Иисус), мир ему, не был исключением - он тоже призывал поклоняться единому Всевышнему Богу и никому, кроме Него:
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (От Иоанна, 17:2-3);
«Тогда Иисус говорит ему: отойди от меня, Сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (От Матфея, 4:10).
Итак, Всевышний Аллах не повелел Своим пророкам и праведникам называть себя христианами или иудеями, однако Он одобрил для них имена «мусульмане» и «единобожники».
В следующей статье, если позволит Аллах, мы поговорим о названиях сект и течений внутри Ислама.