Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Сильный верующий лучше и более любим для Аллаха, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть добро» (Муслим).
Комментируя эти великие слова, имам ан-Навави (да помилует его Аллах) пишет:
«Под силой здесь подразумевается решимость души и талантливость в делах (, ведущих к успеху) в следующей жизни, ибо обладатель этих качеств более отважен (в борьбе) против врага во время джихада, быстрее отправляется (в поход) и движется в поисках (врага), проявляет более твёрдую решимость, приказывая (людям) одобряемое, запрещая порицаемое и терпя неприятности во время этого, а также перенося другие трудности, (какие может возложить на него) Всевышний Аллах, больше устремлён к молитве, посту, словам поминания (Его) и прочим видам поклонения и более активен в изучении, запоминании и выполнении всего этого» («Шарху сахихи Муслим»,
16/215).
Поясняя другой хадис, переданный Аишей (да будет доволен ею Аллах), о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был первым, кто пробуждался ото сна, услышав всеобщий призыв к чему-либо, тот же имам ан-Навави сказал:
«Он вставал поспешно, в чём (проявлялись) его интерес к поклонению и желание активно заняться этим, что и (раскрывает) часть смыслов достоверного хадиса: “Сильный верующий лучше и более любим для Аллаха, чем верующий слабый”» («Шарху сахихи Муслим»,
6/22).
Да и Сам Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Приготовьте против них столько, сколько сможете, силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах» (Коран, 8:60).
Таким образом, Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) одобрили всё, что укрепляет не только духовное, но и физическое здоровье мусульман, благодаря чему они могут вовремя выполнять намазы, соблюдая все движения, поститься, совершать хаджж, получать полезные знания, зарабатывать себе на жизнь и т.д., а кроме того, защищать себя и других от произвола преступников и участвовать в войнах на пути Аллаха.
С другой стороны, из всего вышесказанного мы понимаем, что спорт не может быть единственным занятием мусульманина, а спортивные успехи - целью его жизни. Спорт является лишь одним из необходимых средств защиты и поддержания его здоровья, которое он обязан тратить на богоугодные дела. Посланник Аллаха говорил:
«Есть две милости (Аллаха), к которым небрежны многие люди (т.е. не используют их ради Его довольства): здоровье и свободное время» (аль-Бухари);
«Используй пять вещей до прихода других пяти: молодость до прихода старости, здоровье прежде болезни, богатство, пока не наступила бедность, свободное время до того, как будешь занятым, жизнь до того, как придёт смерть» (аль-Бухари, Муслим).
Поэтому шейх-уль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, ограничил спортивные игры важным условием:
«Разрешено заниматься некоторыми (видами спорта), в которых нет преобладающего вреда и за которые не берётся плата; поэтому дозволено соревноваться в беге, борьбе и тому подобных видах спорта, если в этом нет (незаконного) присвоения имущества» («Маджму'у-ль-фатава», 32/224).
Имам аш-Шейрази сказал:
«….и игры , в которых нет пользы для сражения, - запрещено участвовать в них, получая награду (разрешено без неё), так в них нет пользы для сражения, и поэтому взятие награды за это относится к категории незаконного присвоения имущества» («аль-Маджму'а», 16/19/20).
Поэтому спортсменам-мусульманам не стоит рваться к участию в разнообразных олимпиадах и чемпионатах, организуемых немусульманами (или мусульманами, далёкими от шариата), ради всяких медалей и кубков. Вместо этого нашей умме нужно инициировать собственные игры в рамках законов Всевышнего Аллаха, не обращая внимания на международные комитеты и федерации спорта. Надо помнить о том, что первые поколения мусульман доказали их превосходство над другими народами и общинами не количеством спортивных наград, а победами и подвигами на поле брани.
И хвала Аллаху, Господу миров.