Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Всевышний Аллах по Его милости и мудрости сделал некоторые вещи благодатными для мусульман, т.е. приносящими им пользу в этой и загробной жизни. В шариате Божью благодать принято называть арабским словом «баракя́т» (или «ба́рака»), а желание снискать её - «таба́рруком».
Важно подчеркнуть, что баракят - это та польза, которая не прекратится со смертью человека и не обернётся убытком для него в День воскресения. К примеру, деньги, нажитые нечестным путём, не могут быть благодатными, ибо они не приумножат их владельцу ничего, кроме грехов и наказания Аллаха в будущем мире (если он, конечно, вовремя не избавится от них с покаянием перед своим Господом).
Поскольку Аллах сотворил всё сущее, Он и является источником благодати для Своих творений:
«Благодатен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерёг (разумных обитателей) миров» (Коран, 25:1);
«Благодатен Тот, Кому принадлежит вся власть и Кто способен на всё» (Коран, 67:1).
Арабский глагол «таба́ракя», который стоит в начале обоих аятов, имеет смысл «получать благодать». Однако тут он понимается иначе - Аллах ни от кого не принял баракят, Он Сам может кого и что угодно наделить добром (как и лишить его).
"Мнения (учёных) насчёт смысла слова «благодатен» разделились. <...> Некоторые сказали: (смысл в том), что Его дары огромны, т.е. Он увеличивает и умножает их. Некоторые сказали: смысл в том, что Он наделяет благами постоянно и несомненно. Сказал ан-Нуххас: «Это мнение наиболее правильно с языковой точки зрения»" («Тафсиру-ль-Куртуби», 13/3).
И потому нам, Его рабам, непозволительно говорить: «Пусть такой-то дарует тебе благодать», ибо Всемогущий Аллах повелел нам испрашивать баракят только у Него. К примеру, встречая друг друга, мусульмане произносят (полная форма исламского приветствия):
«ас-Саля́му аля́йкум уа рахматулла́хи уа баракя́тух!» (мир вам, милость Аллаха и Его благодать!).
Говоря это, мусульмане надеются, что Божья благодать снизойдёт на того, кому они её желают. От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся немало мольб, связанных с баракятом, например, такое благословение для молодожёнов:
«Да одарит тебя Аллах благодатью и ниспошлёт благодать тебе и соединит вас обоих добром!» (ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ибн Маджа. Ибн Дакык аль-Ид признал хадис достоверным по условиям Муслима. См. «ат-Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара, 3/316).
Священные тексты Корана и Сунны свидетельствуют о том, что благодатными Аллах сделал некоторые предметы, места, периоды времени, людей, а также знания, слова и поступки мусульман. Баракят среди творений распределяет Он и никто другой; люди не вправе назвать какую-то вещь источником Божьей благодати, если на это нет доказательств из шариата Аллаха.
Примеры благодатных мест, времён и веществ:
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в благодатную ночь. Воистину, Мы всегда предостерегали. В неё решаются все мудрые дела по повелению от Нас» (Коран, 44:2-5);
«Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благодать, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений» (Коран, 17:1).
А наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Пьющий воду "Зам-зам" получит то, ради чего он её пьёт (т.е. получит ответ на мольбу, с которой он обращается к Аллаху в этот момент)» (Ахмад, Ибн Маджа. Ибн Хаджар в общем удостоверил это предание. См. «Фатху-ль-Бари»,
3/493);
«Тот из вас, кто имеет возможность умереть в Медине, пусть стремится совершить это (т.е. проведёт там последние дни его жизни), ибо, поистине, я буду свидетельствовать (перед Аллахом в Судный День) о том, кто умер в ней» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи, Ахмад. Имамы ат-Тирмизи и аль-Хайсами назвали хадис достоверным. См. «Маджма'у-з-заваид», 3/306).
При этом люди не могут сами перенести баракят от одной вещи к другой. Например, если кто-то сварит в кипятке из «Зам-зама» овощи, то это вовсе не значит, что они обретут те же чудесные свойства, что и вода из мекканского колодца. Аналогично, если какой-то паломник привезёт домой камень из Медины, то его дом от этого вовсе не станет таким же благодатным.
К благодатным людям относятся те потомки Адама, которые были избраны для этого Всевышним Аллахом:
«Мы обрадовали его (пророка Ибрахима, или Авраама) вестью об Исхаке (Исааке) - пророке из числа праведников. Мы наделили благодатью его и Исхака. Среди их потомства есть добродетельные и явно несправедливые к самим себе» (Коран, 37:112-113);
«Он (Иисус) сказал: "Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благодатным, где бы я ни был, и заповедал мне (соблюдение) молитвы и закята, пока я буду жив"» (Коран, 19:30-31);
«Вот Муса (Моисей) сказал своей семье: "Воистину, я вижу огонь. Я принесу вам оттуда известие или горящую головню, чтобы вы могли согреться". Когда же он подошёл туда, раздался глас: "Благодатны тот, кто в огне, и тот, кто вокруг него (то есть Муса и ангелы). Пречист Аллах, Господь миров!"» (Коран, 27:7-8).
Это означает, что их тела были источниками баракята и могли приносить пользу их верующим соплеменникам, когда те дотрагивались до них, растирали по собственной коже их слюну, пот или подбирали их волосы. Наилучшим из них был посланник Аллаха Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и его тело также являлось благодатным, по причине чего сподвижники ценили его пот, волосы и одежду:
"Абдулла, вольноотпущенник госпожи Асмы бинт Аби Бакр (да будет доволен ею Аллах), передаёт: «Асма послала меня к нашему господину Абдулле бин Умару. Я вернулся к Асме (да будет доволен ею Аллах) и сообщил ей об этом, после чего она сказала: “Вот плащ Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Она принесла мне плащ из персидской ткани с парчовой каймой и рукавами, отороченными парчой, и сказала: “Этот плащ принадлежал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а затем Аише, пока она не умерла. После её кончины я стала владеть им. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) носил его, и мы выстирали его для больных, чтобы они могли искать исцеления посредством него”»" («Сахих» Муслима);
"Абу Муса сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) попросил чашу с водой и вымыл обе руки и лицо этой водой, а затем прополоскал рот водой из чаши и сказал нам обоим (Абу Мусе и Билялю): “Выпейте из чаши и вылейте немного воды на свои лица и грудь!”»" (аль-Бухари).
Благо и польза могли переходить от тел Божьих пророков другим людям, однако это было характерной чертой только самих пророков и посланников. Именно поэтому Аллах предсказал Ибрахиму и Исхаку (мир им обоим), что среди их потомков будут несправедливые люди, которым ничем не поможет кровное родство с этими пророками.
Один из великих мусульманских учёных прошлых веков имам аш-Шатыби аль-Малики аль-Ашари писал, анализируя тему табаррука (снискания Божьей благодати):
«Сподвижники после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не делали подобного ни с кем после него. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оставил после себя никого лучше чем Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах. Он был его наместником (халифом), но никто ведь не делал в отношении него что-либо подобное. То же самое было и в отношении Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, а он являлся лучшим в умме после Абу Бакра. То же самое можно сказать по поводу Усмана и Али, да будет доволен ими Аллах, и остальных сахабов, лучше которых в этой умме не было никого. Ничего не известно из достоверно переданного, чтобы кто-то делал табаррук от них в какой-либо форме из ранее перечисленных (от волос, одежды и остатков воды после омовения) - напротив, они (мусульмане) ограничились тем, что брали с них пример в их делах, словах и пути, в котором (сахабы) следовали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует» («аль-И'тисам», 1/482).
Не являются «очагами» баракята и могилы пророков и праведников, где бы они ни находились. Напротив, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Вся земля является мечетью (т.е. местом для поклонения), кроме кладбищ и бань» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. Ибн Хаджар назвал хадис достоверным в форме «мурсаль». См. «ат-Тальхысу-ль-хабир»,
1/500-501);
«Поистине, те, которые были до вас, превращали могилы своих пророков и праведников в мечети (места поклонения). Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это» (Муслим);
«О Аллах, не делай мою могилу идолом. Проклял Аллах те народы, которые превратили могилы своих пророков в мечети» (Ахмад, Малик, Ибн Маджа. Ибн Абди-ль-Барр удостоверил хадис в форме мурсаль. См. «ат-Тамхид», 5/42);
«Наихудшими из людей являются те, которых Час (конец света) застигнет живыми, и те, которые превращают могилы в мечети» (Ахмад).
Поэтому имам Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сообщил:
"Передаётся от аз-Зухри, что он сказал: «Он запрещает это для своей уммы». Все имамы Ислама согласились с таким смыслом (этих хадисов)" («Фатху-ль-Бари»,
3/217).
Самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), напомню, похоронили в комнате его любимой жены Аиши (да будет доволен ею Аллах), после чего никто из грамотных мусульман не приходил туда для каких-то выполнения каких-то религиозных обрядов - намазов, мольб, обращённых к Аллаху и т.д.
Во время правления Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), когда их поражала засуха, он просил Аббаса бин Абди-ль-Мутталиба (да будет доволен им Аллах), чтобы тот воззвал к Аллаху с мольбами о дожде. Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «О, Аллах! Когда нас (раньше) поражала засуха, мы обращались к Тебе посредством нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы Ты ниспослал нам дождь. Теперь же мы обращаемся к Тебе посредством дяди нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)». После чего он говорил: «Вставай, о Аббас! Проси у Аллаха для нас дождя» (аль-Бухари).
Из этого хадиса мы ясно и недвусмысленно понимаем, что значит «молить Аллаха посредством кого-то» [«би-фулян»]. Все знаменитые сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) вкладывали в эти слова только один смысл: передать живому и дееспособному человеку просьбу, чтобы он взмолился Аллаху о чём-то (как правило, руководя коллективной мольбой мусульман).
Таким образом, тела пророков, погребённые под землёй, уже ничем не помогут тому, кто ещё ходит по земле; и тем более не стоит связывать наши надежды на баракят с прахом людей, которых Аллах не наградил даром пророчества. Вместо этого мы можем снискать благодать Творца миров, посещая великие святыни Ислама в Аравии и творя те праведные дела, которым научил нас Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха).
В конце хочу предложить вниманию читателей, владеющих шариатской терминологией, мою дискуссию с одним блогером на тему
табаррука. От себя здесь добавлю только то, что Али аль-Кари аль-Ханафи, слова которого процитировал мой оппонент, был представителем заблудшего течения матуридитов и потому не может стоять в одном ряду великим учёным Ислама Ибн Таймией (да и жил намного позже его).
И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и всех его сподвижников.