Откуда растут уши ашаритской философии

Sep 16, 2016 10:18

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Филон Александрийский - еврейский философ античной Александрии, который оставил глубокий след не только в философии, но и в мировом богословии (в том числе исламском). В «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Ефрона о нём читаем следующее:

«Учение Филона о Боге. Теология Филона составилась двумя путями: путём отрицания и путём положительных определений природы Бога (ср. Zeller, Philosophie der Griechen, III, § 2, стр. 353-360; Drummond, Philo Judaeus, II, 1-64, Лондон, 1888). Путём отрицания он стремится определить природу Бога в противовес миру. Из Библии он мог тут позаимствовать лишь немного взглядов позднейшей еврейской теологии о величии Бога, господствующего над миром (Ис., 55, 9), и невозможности для человека увидеть Бога (Исх., 33, 20 и сл.). <...> Он совершенно отличен от Бога, изображённого Филоном. У последнего Бог не подобен миру, или небу, или человеку; Он существует вне времени и пространства, не имеет человеческих атрибутов и эмоций. Он, в сущности, не имеет никаких эмпирических качеств (άπλοΰς), невыразим (άρρητος) и недоступен человеческому разумению (κατάληπτος), Он неизменен (άτρεπτος), всегда существует (άίδιος), ничему не причастен (χρήζων ούδένός τό παράπαν), довольствуется Собою (έαυτω ίκανός), не может никогда исчезнуть (άφθαρτος); Его сущность не может быть определена; мы можем сказать, что Он существует, но не знаем, каков Он; ибо Он не имеет никаких черт, схожих с другими существами (ύ ών, το όν; τό γάρ ή όν έστιν ούχί των πρός τι). Ясно, что это не библейский Бог, но идея Платона, платонов θεός, в противоположность материи. Поэтому описания Бога в Библии представляют для Филона не что иное, как аллегории» (взято отсюда).

Александр Мень писал о нём:

"Рассматривая первую главу Бытия, Филон сосредоточивает внимание на религиозной доктрине, содержащейся в ней. Смысл сказания в том, что космос обязан своим существованием единому Творцу. Далее писатель отвергает буквальное понимание тех мест книги, где Бог изображен с атрибутами человека. Учение Библии о Боге, взятое целиком, исключает мысль, будто Творец... обладает очами или руками. Подобные выражения, поясняет Филон, Моисей допускал, приноравливаясь к уровню читателей. Всюду, где только возможно, толкователь старался снять покров со сказаний и картин, чтобы проникнуть в суть библейского провозвестия, уяснить нравственный и мистический смысл мифологем Писания.

<...>

И всё же в западном мире Филон был первым, кто со всей определённостью утвердил апофатический, «отрицательный» принцип богословия.

«Не думаю, - писал он, - чтобы Сущее, каково Оно есть по Своей природе, могло бы быть познано каким-либо человеком... Поэтому нельзя Ему дать даже имени». Все самые возвышенные определения Бога остаются в пределах частного, тварного, мыслимого. Бог же всё превосходит. «Он лучше блага, прекраснее красоты, блаженнее счастья». Создатель «больше и самой жизни», ибо Он её источник и начало. Богослов может знать о Нём «только, что Он существует, а не то, каков Он есть»" («История религии. На пороге Нового Завета», гл. 32).

Ничего не напоминает, а? Любому честному исследователю (даже неисламскому) понятно, что именно от таких философов пошла богопротивная ересь джахмитов, мутазилитов и ашаритов, о которой Харб аль-Кирмани, ученик имама Ахмада и Исхака Ибн Рахавейха говорил:

«Джахмиты - враги Аллаха. Они убеждены, что Коран сотворён, и что Аллах не говорил с Мусой и не будет виден в будущей жизни, и что неизвестно для Аллаха наличие места, и что Он не над Троном и не над Престолом. И они - неверные, остерегайтесь же их!» («аль-'Улювву ли-ль-'Алийи-ль-Гаффар» аз-Захаби, стр. 194).

Читайте также:

Ислам и философия
О «вездесущности» Аллаха
О такфире ашаритов
Признания российских исламоведов
Иудейские хитрости ашаритов
Короткий ответ ненавистникам саляфии

И хвала Аллаху, Господу миров.

История, Ашариты, Грехи и заблуждения мусульман, Богохульство, Неисламские религии

Previous post Next post
Up