Ислам и философия

Jul 05, 2013 12:58

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Несмотря на то, что термин «философия» проник в арабский язык очень давно, никто из великих учёных Ислама и имамов (духовных предводителей) нашей уммы никогда не называл себя философом. В дословном переводе с греческого «философ» означает «любитель мудрости». Эти внешне привлекательные слова таят в себе смысл, напрямую противоположный духу Ислама.

Правоверные мусульмане всегда заняты раздумьями с целью активных действий - хотя бы мольб, обращённых к Аллаху, или прекрасных слов в Его адрес (т.н. зикр). Философы, напротив, любят думать ради самого процесса, а не ради того, чтобы решить какие-то реальные задачи. В России лучше всех сказал об этом публицист Пётр Чаадаев:

«Ислам - одно из наиболее замечательных проявлений Закона. Мухаммад несравненно более заслуживает уважения со стороны людей, чем вся эта толпа бесполезных мудрецов, которые не сумели ни одно из своих размышлений облечь в плоть и кровь, и ни в одно человеческое сердце вселить твёрдое убеждение; которые лишь внесли разделение в человеческое существо, вместо того, чтобы постараться объединить разрозненные элементы его природы».

И то, что этот человек не был мусульманином, только добавляет веса его словам - оценке «постороннего наблюдателя». У мусульман всё внимание сосредоточено на Аллахе и Его законах, а мудрость - это всего лишь средство, помогающее найти и понять Истину. Философы превратили мудрость из средства в цель и предмет гордости, забыв о словах Всевышнего Аллаха:

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знакомились друг с другом. Воистину, самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный» (Коран, 49:13);

«Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением. Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей. Не восхваляйте же самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен» (Коран, 53:32).

Богобоязненность сочетает в себе как «дела разума», так и «дела сердца», выражением чего становятся праведные дела всего тела. И если у одних людей богобоязненность отсутствует из-за глупости или невежества, то у других - по вине их чёрствых сердец, далёких от Аллаха (см. статью Разум, чувства и страсти человека и религия Аллаха).

И те мудрецы, чьи знания и разум не подвигают их на праведные дела и не ограждают от грехов, достойны не уважения, а суровой критики, недаром ведь Аллах говорит:

«Подобием тех, которые были обременены (законами) Торы, а они потом не придерживались их, является осёл, который везёт на себе много книг (, не получая от них пользы). Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха!» (Коран, 62:5).

Итак, Аллах ценит в людях не столько знания и мудрость, сколько богобоязненность, иначе говоря, количество и качество богоугодных дел, а также неприятие грехов. Именно поэтому самыми уважаемыми людьми в истории Ислама (после кончины последнего пророка, мир ему и благословение Аллаха) являются четыре праведных халифа - Абу Бакр, Умар, Усман и Али, да будет Аллах доволен ими. Они отнюдь не выделялись прекрасной памятью и не оставили после себя горы умных книг, однако в богобоязненности превзошли всех мусульман своей эпохи и будущих поколений.

И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и сподвижников.

Почему Ислам?, Неисламские науки, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up