Ислам и естествознание

Jul 02, 2013 20:57

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

«Религия тормозит научно-технический прогресс», «Религия есть антипод науки», «Самой религиозной является самая неграмотная часть человечества» - так безбожники-материалисты всего мира оправдывают своё неверие в Аллаха и Его писания. Что мы, мусульмане, можем возразить им?

Первое и самое главное: все науки, занятые изучением законов природы, никогда не могли ответить на простой вопрос - почему наша Вселенная устроена именно так, а не иначе? В одном из школьных учебников физики читаем: «Не только прикладное значение науки, но и радость познания, красота открывающихся нам законов природы привлекали и продолжают привлекать людей».

Так откуда же взялся этот красивый свод идеально подобранных законов, благодаря которым в конечном счёте стала возможной жизнь человека на Земле? Где источник этих законов или, лучше сказать, кто Законодатель нашей Вселенной? Безбожники говорят о «замысле природы», однако очевидно, что неживая природа неспособна мыслить и выбрать для себя тот или иной путь развития.

Из повседневного опыта мы прекрасно знаем, что неживая материя не может породить жизнь, а неразумные существа не могут стать причиной разума. Нет такого компьютера, который бы возник «по счастливой случайности» или был изобретён зверями. Не бывает так, чтобы посреди пустыни без единого семечка или зёрнышка вырос фруктовый сад. Отсюда следует, что Творцом и Законодателем нашего мира является кто-то Живой и Мудрый, причём Его знания, мудрость и могущество далеко превосходят наши.

Второй довод состоит в том, что Ислам вовсе не отрицает науки естествознания как таковые. Мы верим в те физические, химические и биологические законы и процессы, которые подтверждены наблюдениями и экспериментами, но при этом не забываем о том, что Всевышний Аллах может менять Его собственные законы, как Ему угодно. Также мы помним, что знания человека об окружающем мире ограничены. Например, человек не знает и не может точно знать, как устроена Вселенная и что происходило в ней много тысячелетий назад. Кроме того, в нашем мире есть какие-то явления и объекты, которые скрыты от людей, т.е. находятся за гранью чувствительности их органов и аппаратуры.

Поэтому мы верим во всё, что Господь миров поведал нам о Своих творениях, их прошлом, настоящем и будущем, даже если это расходится с какими-то «научными» теориями немусульман. Так, мы верим в то, что праведный раб Аллаха Зу-ль-Карнайн воздвиг в узком горном проходе прочную стену, чтобы оградить человечество от варварских народов Яджудж и Маджудж (Гог и Магог; подробнее см. кораническую суру «Кяхф»). Но мы не бьёмся над вопросом, где сейчас находятся эта стена и эти народы, ибо Аллах и Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелели нам искать их. Вполне возможно, что со времён Зу-ль-Карнайна Всевышний Творец сделал эту территорию недосягаемой для людей - так, что ни путешественники, ни искусственные спутники Земли не могут обнаружить её.

Наконец, Книга Аллаха и хадисы Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) содержат немало фактов, которые в неисламском мире были открыты спустя много веков. Лишь несколько примеров.

Великий французский учёный-океанограф Жак Ив Кусто, среди прочего, сделал следующее открытие:

«В 1962 году», - рассказывал Жак Кусто, - «немецкие учёные обнаружили, что в Баб-эль-Мандебском проливе, где сходятся воды Аденского залива и Красного моря, воды Красного моря и Индийского океана не смешиваются. Следуя примеру своих коллег, мы стали выяснять, смешиваются ли воды Атлантического океана и Средиземного моря. Сначала мы исследовали воду Средиземного моря - её естественный уровень солёности, плотности и присущие ей формы жизни. То же самое мы сделали в Атлантическом океане. Эти две массы воды встречаются в Гибралтарском проливе уже тысячи лет и логично было бы предположить, что эти две огромные водяные массы давно должны были бы перемешаться - их солёность и плотность должны были стать одинаковыми или, по крайней мере, схожими. Но даже в местах, где они сходятся ближе всего, каждая из них сохраняет свои свойства. Другими словами, в местах слияния двух масс воды водный занавес не дал им смешаться» (кстати, вопреки распространённым слухам о том, что капитан Кусто принял Ислам, никто никогда не слышал от него слов шахады и тем более не видел его молящимся).

А теперь сравните это со священным аятом Корана:

«Он - Тот, Кто смешал два моря (привёл их в тесное соприкосновение): одно - приятное, пресное, а другое - солёное, горькое. Он установил между ними границу раздела и непреодолимую преграду» (Коран, 25:53).

Второй пример. В суре «аль-Мумину́н» Аллах говорит:

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте [т.е. потомков Адама Аллах создаёт из семени, находящегося в чреве женщины]. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови аморфный кусочек плоти, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении (вне утробы матери). Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (Коран, 23:12-14).

Именно так, по данным современных эмбриологов, протекает развитие зародыша человека внутри матки. Но ещё в 17-18 веках в Европе была популярна теория гомункулов - микросуществ, которые якобы содержатся в головках сперматозоидов и из которых возникают эмбрионы. К примеру, Гартсекер говорил (1694), что в каждом сперматозоиде «заключается и скрыто под тонкой и нежной кожицей животное в миниатюре, самец или самка того же вида, в семени которого он находится». Эта теория, названная анималькулизмом, пришла на смену овизму - взглядам биологов 16-17 веков (Ш. Бонне, А. Валлиснери и др.), считавших, что организм будущего человека спрятан в женской половой клетке.

Третий и последний пример: вплоть до конца 18-го века европейские астрономы не верили в метеориты, а рассказы о камнях, падающих с неба, расценивали как часть народных суеверий. Когда же в руки учёных Парижской академии наук попал каменный метеорит-хондрит массой 3,5 кг, упавший с неба в грозу 13 сентября 1768 г., они отказали ему в космическом происхождении (по их мнению, он был плодом каких-то атмосферных процессов!). Первая научная работа, доказывающая внеземную природу метеоритов, появилась только в 1794 г.

За тысячу с лишним лет до этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предсказал:

«В конце времён участятся провалы земли и камнепады с неба; люди будут превращаться (в свиней и обезьян)». Его спросили: «Когда это будет, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Когда появятся музыка, певцы и будет дозволен хамр (опьяняющие средства)» (хадис сообщили ат-Табарани, ат-Тирмизи и Ибн Кясир в «аль-Бидая ва-н-нихая», 19/49. Шейх аль-Альбани назвал его достоверным. См. «Сахиху ва да'ифу-ль-джами'и-с-сагыр», 13/350).

Также всем, кто внимательно читал Коран, известно о страшной участи народа Лута (в библейской традиции - Лота):

«Они (ангелы) сказали: "Мы посланы к грешным людям, чтобы наслать на них каменья из (обожённой) глины, помеченные твоим Господом для преступников"» (Коран, 51:32-34);

«И Мы перевернули его (город Лута) вверх дном и обрушили на них дождь камней из обожжённой глины» (Коран, 15:74).

Добавлю к этому, что впервые в истории астрономии падения метеоритов были описаны великим учёным-энциклопедистом Мухаммадом аль-Бируни (973-1048). В своём труде «Минералогия, или Книга сводок для познания драгоценностей» он сообщил о железном метеоритном дожде, выпавшем в Индии.

Тем же, кто полагает, будто шариат Аллаха несовместим с научно-техническим прогрессом, я просто напомню Дамаскский, Багдадский, Кордовский и Османский халифаты на пике их могущества.

И хвала Аллаху, Господу миров.

Почему Ислам?, Знамения Аллаха, История, Предсказания пророков, Неисламские науки, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up