Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Из фетв Салиха Алю-ш-Шейха:
«Вопрос:
Следует ли считать всякое искажение коранического текста (тахри́ф) неверием?
Ответ:
Не всякое искажение считается неверием; поистине, сунниты не назвали неверными тех, кто истолковал возвышенность (Аллаха над Троном) как овладение (Им Трона).
Если искажение касается всех атрибутов Аллаха, как это делали джахмиты, то такой тахриф следует считать неверием. Джахмиты для (учёных Сунны) являются неверными, так как они полностью исказили и отвергли веру в атрибуты Аллаха, могуч Он и почтенен.
Если же искажение касается только некоторых Его качеств, то надо посмотреть, в чём оно состоит?
Если на (данный атрибут) указывает ясный смысл (шариатского текста), который невозможно (понять) иным образом, т.е. здесь нет какого-то иного толкования, то человек впадает в неверие - как впали в неверие те, кто отрицал видение Аллаха (в Раю) или считал Речь Аллаха сотворённой.
В других же случаях, когда высказавшего это можно оправдать в его понимании (имён и свойств Аллаха), не следует говорить о его неверии. Поэтому приверженцы Сунны и единства не признали неверующими ашаритов, матуридитов, куллябитов, салимитов, каррамитов и тому подобных сторонников отрицания (Божьих атрибутов)» («Кутубу Салихин Али-ш-Шайх»,
32/42-43). См. также
Видение Аллаха людьми Правда, среди учёных прошлых веков всё же были такие, которые не считали ашаритов верующими. Например, Абу Исмаил аль-Харави аль-Ансари сообщил:
"Я слышал Ахмада бин Хамзу и Абу Али аль-Хаддада, как они сказали: «Мы увидели Абу-ль-Аббаса Ахмада бин Мухаммада аль-Нахаванди, как он порицает поборников схоластики и выносит такфир ашаритам». И они упомянули его суровое порицание Абу-ль-Фавариса аль-Кармасини и его бойкот в отношении того по причине одного лишь слова" («Замму-ль-калям»,
4/404).
Умар аль-Харави сказал:
«Не дозволено употреблять в пищу заколотых ашаритами животных, потому что они не мусульмане и не люди Писания, и не подтверждают существование на земле Книги Аллаха» («Джам'у-ль-джуюши ва-д-дасакир аля Ибни Асакир» Ибн Абди-ль-Хади,
стр. 118).
Но в целом имамы разделяют ашаритов и более ранние схоластические секты, которые прямо опровергали Коран и Сунну на базе собственных догадок и теорий:
«Аллах, свят Он, описал Себя в других местах Своей Книги (различными атрибутами), как и описал этим Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) в достоверных хадисах. Всё это подтвердили праведные предки данной уммы... И есть те, кто говорит об этом такие вещи, которые не встречаются в шариате. Знай же, что не дозволено ни отвергать эти сообщения (Корана и Сунны), к чему пришли множество мутазилитов, ни заниматься их (произвольным) толкованием, к чему пришли ашариты» («Ибталю-т-таъвилят» кады Абу Я'ли аль-Ханбали,
стр. 43).
И, как образно выразился имам Яхья аль-Имрани:
«Ашариты шагнули одной ногой к мутазилитам и поставили её туда, где стоят ноги мутазилитов, а другой ногой стремятся туда, где стоят ноги приверженцев хадисов» («аль-Интисар фи-р-радди аля-ль-му'тазиляти-ль-кадарийяти-ль-ашрар»,
2/595).
Если возвышенность Аллаха над Его творениями джахмиты прямо подменяют понятием «захвата власти», как об этом в стихах рассказал Ибн аль-Кайим:
"(Аллах) приказал иудеям произнести слово «унижение»,
А они отвергли это и произнесли «пшеница», презирая (Его приказ).
И также джахмит, когда ему говорят «(Аллах) возвысился»,
Он отказывается (произносить это) и добавляет туда (букву «лям») , приписывая (Аллаху) недостаток. <...>
«Нун» иудеев и «лям» джахмитов - обе эти буквы добавлены в откровение Господа Трона.
Джахмиты и иудеи - все они приписывают Ему недостатки,
И они собратья в отрицании Его возвышенных свойств, как я разъяснил это" (оригинал
здесь),
то ашариты и матуридиты подходят к этому вопросу более хитро. Имам Усман ад-Дарими, живший ещё в доашаритскую эпоху, передал:
"Некоторые (схоласты) сказали: «Он захватил (Трон), т.е. возвысился над ним (в переносном смысле). Ведь говорят же о человеке: “Он взял верх над чем-то”, т.е. овладел этим и стал им управлять, типа: “Некто одержал верх над городом”. И точно также (Аллах) вознёсся над положением (Трона), имея в виду овладение им, а не сидение (на нём)»" («Накду-д-Дарими аля-ль-Мариси»,
1/454).
Напомню, что имамы Сунны единогласны в вопросе буквальной возвышенности Аллаха над Троном, как сообщил Али бин Хасан бин Шакык:
"Я слышал Абдуллу бин аль-Мубарака, сказавшего: «Мы знаем, что наш Господь над семью небесами, вознесён над Троном и отделён от Своих творений, и мы не говорим, как говорят джахмиты, будто Он здесь», - и указал на землю" («аль-Асмау ва-с-сыфат» аль-Байхакы,
2/336; «ар-Радду аля-ль-джахмийя» ад-Дарими,
стр. 47; «аль-Ибанату-ль-кубра» Ибн Батты,
3/159. Ибн Таймия назвал сообщение достоверным в «Маджму'у-ль-фатава», 5/138).
Кроме того, ашариты и матуридиты верят в наличие у Аллаха семи атрибутов, а не одного или трёх - как джахмиты и мутазилиты. Поэтому Ибн Таймия сказал:
«Известно, что, по единогласному мнению мусульман, те (сектанты) помимо ашаритов - такие, как мутазилиты и шииты, которые считают Ислам обязательным (для всех) и запрещают (исповедовать) остальные (религии), лучше, чем философы, которые (в равной мере) дозволяют исповедовать религии мусульман, иудеев и христиан. А что же (тогда сказать) о течениях, относящих себя к мазхабу приверженцев Сунны и единства - таких, как ашариты, каррамиты, салимиты и другие? Ведь они, наряду с тем, что считают исламскую религию обязательной (для всех) и запрещают (исповедовать идеи), противоречащие ей, опровергают популярных поборников ересей за то, что те разошлись с Сунной и сообществом (мусульман) - таких, как хариджиты, шииты, кадариты и джахмиты. В вопросе о неверии этих (сектантов, именующих себя суннитами), есть споры и нюансы. Кто же мнит философа, дозволяющего исповедовать религии язычников, иудеев и христиан, лучшим, чем 72 секты (Ислама), тот не мусульманин» («ас-Сафдийя»,
1/270-271).
Читайте также:
Сектанты и неверные: кого поддерживать? Иудейские хитрости ашаритов Имамы Сунны об ашаризме О буквальном переводе имён и атрибутов Аллаха Усложняющие религию Кто тупее осла? И хвала Аллаху, Господу миров.