Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Мурджииты - это лицемеры, еретики и невежды в нашей умме, которые отрицают тот или иной вид поклонения под предлогом того, что для Аллаха наиболее важна вера сердца, а не какие-то формальные обряды. Причём не надо думать, что речь идёт о древних вымерших сектах; мурджиизм (или ирджа́) - это одно из самых распространённых заблуждений мусульман в современную эпоху. Сплошь и рядом встречаются люди, которые нагло игнорируют приказы и запреты Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), не считая нужным менять что-либо в себе, так как им «достаточно веры сердца». Краткий и ясный ответ таким «мусульманам» дал брат Абу Адель (брошюра «Молитва обязательна в Исламе»):
"Есть люди, которые отказываются от совершения молитвы и говорят: «Что у меня в душе, знает только Аллах. Может быть, я лучше, чем тот, кто совершает молитву».
Неужели можно поверить тому, кто не слушается родителей и говорит при этом: «Может быть, в душе я люблю их больше, чем другие?» То, что в душе, то и проявляется и в поступках. Послушание родителям - одно из проявлений любви к ним. Покорность Аллаху (Ислам) доказывается повиновением Ему".
То, что искренняя вера невозможна без дел, говорит и Сам Всевышний Аллах:
«Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек (окажется) в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу Истину и заповедали друг другу терпение!» (Коран, 103:1-3);
«Скажи: "Действуйте, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Знающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали"» (Коран, 9:105);
«И кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные дела и не приобщает в поклонении Господу своему никого» (Коран, 18:110).
В последнем аяте Аллах назвал благодеяния даже раньше единобожия - ибо второе является условием принятия этих дел, но что Он может принять от тех, кто не совершил ничего благого? За что они хотят иметь Рай? Во всём мире традиционные пословицы и поговорки обличают лень и лентяев:
На чужую работу глядя, сыт не будешь.
Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.
Труд кормит, а лень портит.
Послал Бог работу, да отнял чёрт охоту.
Работа с зубами, а лень с языком.
И камень лёжа мхом обрастает.
Так вот, мурджииты - это те же лентяи и «нехочухи» в вопросах поклонения, даже не думающие противостоять собственной лени (жадности, похоти и др.). И если в этом мире лень не приводит к добру, то что тогда говорить о будущей жизни?
Правда, учёные вряд ли когда-нибудь придут к единому мнению о статусе тех, кто пренебрегает делами поклонения, не отрицая их; когда одного из самых грамотных табиунов Ибн Шихаба аз-Зухри спросили о человеке, оставившем намаз, он ответил:
«Если он оставил намаз, приняв другую религию помимо Ислама, то его следует казнить! Если же нет (т.е. оставил намаз не по причине вероотступничества), тогда он нечестивец, которого следует сильно побить и посадить в тюрьму!» (аль-Марвази в «Та'зыму кадри-с-салят»,
2/957).
Имам Ибн Кудама говорил: «Не было передано, чтобы кого-либо из оставивших намаз не помыли (после его смерти), не завернули и не похоронили на кладбище мусульман». Он также сказал: «Поистине, мы не знаем, чтобы при каком-либо поколении оставившего намаз не помыли и не совершили над ним погребальную молитву или чтобы не похоронили его на кладбище мусульман! Или чтобы запрещали наследовать от него! Или чтобы разводили такого человека с его женой, несмотря на то, что оставляющих намаз было много! И если бы такой человек был неверным, то все эти положения обязательно применялись бы для них!» («аль-Мугни», 2/446).
При этом некоторые учёные этой группы разрешали казнь такого человека - не как вероотступника, а как грешника (см. «аль-Мугни», 2/444).
Доводы этой стороны тоже заслуживают внимания: имам Ахмад передал от Абу Зарра, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стоял, (читая) аят из Корана, который он повторял до тех пор, пока не наступило время обеденного намаза, и сказал: "«Я обратился к (Аллаху) с мольбой за свою умму, и мне было отвечено тем, что если многие из них узнают это, они бросят молитву!» Абу Зарр спросил: «Не возвестить ли мне (об этом) людям?» (Пророк) ответил: «Конечно!» - тот отправился (к людям), но Умар сказал: «Если ты пойдёшь с этим к людям, то они откажутся от поклонения!», и позвал его: «Вернись!» И тот вернулся. А аят этот: «Если Ты накажешь их, то ведь они - рабы Твои, а если Ты простишь им, то ведь Ты - Могущественный, Мудрый!» (Коран, 5:118)" (см. также «Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» Ибн Кясира, 3/234).
Также в сборниках имамов Малика, Ахмада Ибн Ханбаля, Абу Дауда, Ибн Маджи и ан-Насаи есть хадис:
«Пять (ежедневных) молитв, которые Аллах предписал рабам - кто придёт с ними (в Судный День), не потеряв ничего из них по причине пренебрежения их обязательными элементами, то для него у Аллаха (будет готово) обещание завести его в Рай. Тот же, кто не придёт с ними, то для такого у Аллаха не будет обещания; если Он захочет, то накажет его, а если захочет - простит» (хадис достоверен. См. «ат-Тамхид» Ибн Абди-ль-Барра,
23/288).
Поэтому хафиз Ибн Абди-ль-Барр сказал:
"Что касается тех, кто считает оставившего намаз неверным, опираясь на внешний смысл этих хадисов (о том, что оставление молитвы - неверие), то им следует также считать неверным и того, кто воюет с мусульманином, или же совершает прелюбодеяние, ворует, пьёт вино, или же не приписывает себя к своему отцу. Ведь достоверно пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: «Сражение с мусульманином - неверие!» Он также сказал: «Не является человек верующим, когда он совершает прелюбодеяние, и не является человек верующим, когда он ворует, и не является человек верующим, когда пьёт вино!» Он также сказал: «Не отрекайтесь от ваших отцов, ибо поистине - это неверие!» Он также сказал: «Не становитесь после меня неверными, которые будут рубить голову друг другу» и тому подобные хадисы, опираясь на которые, учёные не считали, что эти грехи выводят мусульманина из Ислама, однако (человек), совершающее подобное являлся для них нечестивцем. И хадисы, касающиеся оставления намаза, не запрещается понимать таким же образом!" («ат-Тамхид», 4/236).
Шейху-ль-ислам говорил:
«Поэтому учёные вели споры в вопросе о такфире того, кто пренебрегает чем-либо из этих четырёх столпов (Ислама, следующих за шахадой), признавая их обязательность... Второе мнение: человек не становится неверным при оставлении любого из (этих четырёх столпов), признавая их обязательность; это мнение распространено среди факыхов из числа сторонников Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи'и и оно же является одним из двух мнений, переданных от Ахмада, которое выбрали Ибн Батта и другие (ханбалиты)» («Маджму'у-ль-фатава», 7/609-610).
Таким образом, в этом вопросе есть приемлемое разногласие, и ни одна сторона не вправе обвинять другую в заблуждении.
Читайте также:
Кто те, которые не молятся? Что поможет человеку спастись? Какой ярлык для мусульманина самый оскорбительный? Что наша жизнь? Игра... И хвала Аллаху, Господу миров.