Моршин ― город-курорт во Львовской области, который стал развиваться ещё в досоветское время. Первое письменное упоминание о Моршине датируется 2 января 1482 года в судебной записи, где упоминается, что село Моршин принадлежит шляхтичу Юрию Нагваздану и входит в состав Польского королевства. К тому времени это было небольшое село, которое насчитывало 12 дворов.
С давних времен крестьяне в Моршине использовали источники для вываривания соли. Позднее за этот промысел решили взяться тогдашние собственники Моршина Бранецкие, которые добились от королевской канцелярии разрешения на открытие соляных шахт. Было выкопано пять шахтных колодцев для добычи рассола, из которого путем вываривания получалась соль. Однако промысел не оправдал себя - моршинская соль была горькой и непригодной для употребления. В связи с этими солеварнями упоминаются два имени - Петр Морштин и Юрий Морштин, немцев по происхождению, которые получили в аренду эти земли от польского короля Казимира. Историки допускают, что название города Моршин, происходит от их фамилий[2].
В 1875 году, с прокладкой через Моршин железной дороги «Стрый - Станиславов» жизнь города значительно оживилась. Тогдашний хозяин купец Бонифаций Штиллер привлекал внимание людей к живописной местности, с которой теперь было доброе соединение. Приглашённые Штиллером врачи В. Пясецкий и С. Дзиковский начали организацию в Моршине климато- и водолечения по образцу западных курортов, которые были к тому времени довольно модными. В мае 1878 года С. Дзиковский докладывает о возможности организации курорта в Моршине на заседании «бальнеологической комиссии» в Кракове. Врач Лютостанский, который провел инспекцию Моршина, рассказывает о наличии на курорте помещения на 12 ванн, трех жилых помещений для приезжих, деревянного водопровода. Также он обращает внимание на три источника с горько-солёной водой. 1878 год стал годом первого официального лечебного сезона с открытием «Учреждения для лечения грудных заболеваний». С того времени минеральные воды источников Моршина становятся предметом изучения. Первый химический анализ рассола источника № 1 опубликовано профессором Львовского университета В. Радзишевским в 1881 году.
В 1879 году были очищены и благоустроены два шахтных колодца, которые названо именами владельца курорта Штиллера и его жены - источника «Бонифаций» и «Магдалена» (ныне источники № 1 и № 2). Кроме того именем дочери Людмилы Штиллер назвал источник № 3 с пресной водой, а именем сына Адама - шахтный колодец № 5 с нулевым дебитом. В этом же году выявлен ещё один источник, который даёт ультрапресную воду - источник Матери Божьей, или источник № 4. Одновременно в окраинах Моршина найдена торфяная грязь - «боровина».
Курортный сезон 1880 года открылся с новым названием - «Лечение минеральными водами и грязями». Воду минеральных источников начинают применять для ванн, а торфяную грязь - для грязевых ванн и аппликаций. Моршин стал бальнеогрязевым курортом.
В 1880-1881 годах сделаны первые попытки внутреннего употребления вод источника «Бонифаций», которые, очевидно, оказались успешными, так как с 1883 года эта вода продаётся в бутылках.
Моршин стал известным, о нём знали не только в Австро-Венгрии, а и за её пределами. В рекламных проспектах, которые выходили перед первой мировой войной, Моршин сравнивали с популярнейшими европейскими курортами, называли его «галицким Спа» и «галицким Карлсбадом». О лечебных свойствах моршинской воды в те годы писали много исследователей, приравнивая её к водам известных тогда немецких, венгерских и чешских курортов. Моршинский рассол экспортировался в США, Англию, Италию, Румынию и другие страны. К Моршину курсировали «вагоны с надписью „Варшава - Моршин-Курорт“, непосредственно из Варшавы в Моршин, два часа от Львова».
Сейчас в Моршин регулярно ходят автобусы из Львова, в также пригородные маршрутные автобусы из Сирыя. Вот такие.
Также из Стрыя в Моршин можно добраться поездом "Стрый - Ивано-Франковск". Только поезд ходит рах в сутки, а маршрутки - каждые полчаса.
Чистый вокзал с низкими платформами, много зелени. Дома старой застройки, бювет с минеральной моршинской водой, около которого всегда очередь,
Напротив вокзала ведётся строительство торгового комплекса. Не удивляйтесь, что на стройке нет ни одного рабочего - снимок сделан в воскресенье. В воскресные дни на западе Украины люди ходят в церковь на службу Божию. По воскресеньям никто не работает, ни на селе, ни в городе. Мне доводилось три раза бывать в Моршине. В четверг рабочие ― кстати, славянской национальности - сновали по стройке как муравьи, а в воскресенье там всё пустынно и тихо.
Скверик у вокзала
Жедезнодорожный переезд. Одноколейная ветка ведёт в сторону Ивано-Франковска
За железной дорогой - Моршинская школа искусств
Почему-то заброшенное и заросшее кустарником здание магазина "Культтовары"
Новый красивый особняк
И дом ещё довоенной постройки.
А теперь перейдём через железнодорожные пути и прогуляемся по центру Моршина.
Строительство новой церкви.
Иногда, чтобы увидеть что-то необычное, приходится смотреть под ноги. На тротуаре недалеко от стройки я обнаружила канализационный люк, который был установлен ещё при поляках и пережил Вторую мировую войну.
Здание службы занятости рядом с автостанцией.
Сама центральная улица с магазинчиками, сувенирными лавками, кафе и столовыми ― всё это очень похоже на улицу Йомас в латвийском Дзинтари или Лайсвес-аллею в литовском Друскининкае.
Статуя Христа.
В городском парке проводится реконструкция дорожек.
Старое толстое дерево.
Рекламная афиша ярмарки товаров народного потребления во Дворце культуры
На центральной улице - магазины и сувенирные лавки, в которых можно купить много чего интересного. Например, футболку оригинального дизайна. В России такие появятся только при следущем президенте, который, по традиции, будет всё валить на предшественника.
Гостиницы
Магазин детских товаров и часовня рядом.
Памятник Тарасу Шевченко
Площадь у Дворца культуры
На площади - мемориал Небесной сотни
На клумбе у входа в ДК - вот такая интересная композиция.
Моршинские фонари.
Кроме ярмарки в ДК вот такая культурная программа.
И напротив...
Построенный ещё в советское время санаторий "Лаванда"
Столовая санатория "Днестр"
Здесь - вход на рынок и вид на стадион.
Стадион футбольного клуба "Скала", который до недавнего времени назывался "Моршин".
А это уже совсем на Юрмалу похоже...
Кафе "Старый дуб"
А вот и собственно дуб более крупным планом.
Детская площадка
Местночтимый национальный герой.
Сейчас официальная российская пропаганда делает из Степана Бандеры главного врага всего прогрессивного человечества. Но ведь каждая страна имеет право на своих героев. Например, для французов Бонапарт ― народный герой, а для нас ― страшный враг, который принёс разрушения и смерть, превращал церкви в армейские конюшни и т.д., но никому в голову не приходит называть современных французов ― патриотов своей страны - «бонапартистами», а французский язык - уродливым искусственным производным от классической имперской латыни, и на этом основании требовать уничтожения Франции как «недогосударства». А ведь Бонапарт сделал для коренных жителей России на много порядков больше зла, чем Бандера.
Ну какой же настоящий бандеровский город без досок объявлений - ведь всем известно, что любимое развлечение местных "правосеков" - это распятие русскоязычных младенцев в трусиках вот на таких досках.
А тут так вообще наклеено нечто, напоминающее "Визитку Яроша" (тм)
Эклектичное здание - между первым и вторым этажами осталась старая, ещё "польская" черепица. А кровля была перекрыта относительно недавно.
Бесплатный телефон.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Статуя Девы Марии. На въезде в город также стоит статуя Покрова Божией Матери, но мне так и не удаллось её сфотографировать.
Особняк за храмом
Вот, судя по всему. строится ещё одна небольшая гостиница.
А теперь - небольшое лирическое отступление. Через неделю после возвращения из Украины домой я проехалась на автобусе по Подмосковью, мимо небольших городков, сёл и посёлков. Первое, на что натыкался мой взгляд, были глухие зелёные или коричневые заборы из ребристого металла. Мне пришлось наблюдать за тем, как на одном из участков ставили новый забор - там было много красивых цветов, но всё это хозяева такого великолепия прятали от посторонних взглядов за мрачным коричневым ребристым металлом двухметровой высоты. Как будто за пределами участка начиналась какая-то страшная, враждебная среда, и нельзя, ни в коем случае нельзя, чтобы «чужие» видели, как у тебя во дворе красиво. И тут мне подумалось, а ведь концепция государства как «осаждённой крепости», которая ничего не ожидает от соседей, кроме гадостей, начинается не с болтовни киселёвых, корчевниковых, мамонтовых - она начинается с самоощущения граждан, воспринимающих внешнюю среду как враждебную, от которой необходимо отгородиться, спрятаться, как в кокон. И подрастающее поколение в такой неблагополучной с точки зрения видеоэкологии среде становится более агрессивным и одновременно беспомощным. Отсюда такой высокий уровень детской наркомании, преступности и подростковых самоубийств в России. Если англичане придумали пословицу «мой дом - моя крепость», то современные россияне могли бы её перефразировать «Мой дом - моя осаждённая крепость».
А жители украинских сёл и небольших городков посмотрели бы на человека, который, купив там дом, первым делом оградил бы его глухим двухметровым забором, как на неадекватную личность. Там даже достаточно богатым местным жителям не приходит в голову отгораживаться от «мира» и плевать на своих менее обеспеченных земляков. Ну не принято там скрывать что-либо от того традиционного «мира», который продвинутые российские горожане могут считать косным и консервативным.
Единственное, где мой взгляд наткнулся на такую ограду, были стройки в Моршине, но это было всего лишь временное неудобство.
Думаю, что когда строительство будет закончено, то мы увидим совсем другой пейзаж.
Следующая фотоэкскурсия будет посвящена моршинским санаториям.