Самовольный поселок Аральск

Feb 22, 2023 00:16

На берегах Аральского моря // Новое время. № 12440. 1910, 29 октября (11 ноября).
Рост колонизации в Средней Азии // Новое время. № 12774. 1910, 5 (18) декабря.
Новый город Аральск // Новое время. № 12869. 1912, 9 (22) января.
Нужды аральской рыбопромышленности // Новое время. № 12881. 1912, 21 января (3 февраля).




Новое время. № 12440. 1910, 29 октября (11 ноября).

На берегах Аральского моря
Аральск. (Корреспонденция «Нового времени»)

Возникший, как принято говорить в Туркестане, самовольно поселок Аральск с прошлого года начал быстро развиваться, и в настоящее время число домовладельцев приближается уже к сотне. Конечно, этому развитию благоприятствует географическое положение поселка, привлекшее сюда рыбопромышленников, и пароходное предприятие. Возникшее в прошлом году товарищество Лапшина и Комп. преобразовалось в акционерное общество «Хива», которое устроило капитальную пристань и амбары и оборудовало целую флотилию из трех пароходов, трех больших барж, четырех плашкоутов и десяти барказов; оно недавно еще перевезло с Волги в собранном виде небольшой пароход и выстроило большую наливную баржу для перевозки мазута по Амударье из Чарджуя для собственных надобностей.




Затем на его верфи в Аральске заложена еще такая же баржа и несколько мелких деревянных судов. С декабря по апрель эти баржи по Амударье будут буксироваться пароходами Амударьинской флотилии, а в остальное время года пароходами общества. Таким образом, первое пароходное предприятие на Аральском море обещает развить серьезные операции. К сожалению, оно допустило некоторую ошибку, в которую обыкновенно впадают наши пионеры: оно построило суда не специального типа для Аральского моря, а воспользовалось старыми пароходами. Вследствие этого неизбежны различные неудобства, и операции нельзя будет производить в достаточной мере выгодно. Примеру этого общества собирается последовать и «Восточное». Нельзя не пожелать, чтобы это общество, располагающее значительными капиталами, озаботилось постройкою специальных пароходов, которые бы обладали быстрым ходом и могли поддерживать с Хивою не только грузовое, но и пассажирское движение; это сразу внесло бы большое оживление на Аральском море и дало бы законченность всему пароходному пути от афганской границы до Аральска. Значительное развитие получили бы и рыбопромышленные предприятия. Во-первых, число их увеличилось, и постепенно сюда переходят все главные рыбопромышленные предприятия на Аральском море, а во-вторых, увеличивается и рыболовная флотилия, располагающая многими прекрасными судами. Постоянный спрос на суда побудил частного предпринимателя основать небольшую верфь, которая завалена заказами.




Постепенно здесь водворяется азовский тип судов, оказавшийся более пригодным, чем каспийский. Большим тормазом для развития правильного движения является необорудованность водного пути: выход в море из бухты постоянно засоряется и пароходы садятся постоянно на мель, что лишает возможности вести срочное пароходство. Теперь морские пароходы должны останавливаться на рейде, и к ним грузы доставляются мелкими судами; между тем, при возможности входить в залив, суда могли бы грузиться прямо с пристани.

Несмотря на то, что здесь орудуют крупные предприятия, располагающие солидными средствами, все постройки носят временный характер и имеют довольно жалкий вид. Это происходит потому, что земельный вопрос здесь совершенно не урегулирован и все, кто приступает к постройке, совершает захват земли, считающейся принадлежащей государству. До сих пор предполагалось, что она находится в пользовании у киргизов, но, как оказалось, это было совершенно ошибочное предположение. Толчок к установлению более правильного положения вещей дало следующее происшествие: сборище киргизов, подстрекаемых своим волостным правителем, произвело нападение на поселок в надежде сорвать с водворившихся отступное и обложить их налогом. Произошла стычка, вызвавшая вмешательство администрации, а затем и подробное обследование землепользования киргизов окрестной местности. Это обследование с полной очевидностью показало, что никогда киргизы этой местностью не пользовались и она была совершенно пустынной и необитаемой до прихода русских пионеров, и только в силу какого-то заблуждения считалось, что киргизы пользуются ею; предпринятые затем межевые работы дали необходимый материал для выделения территории для отвода будущему городу.



Киргизы на станции Аральское Море

Поселку помогла и другая беда - холера, которая больше напугала, чем принесла вреда, так как от нее заболело всего несколько человек и умерло двое; но благодаря этой вспышке, в поселке была организована медицинская помощь и полицейский надзор, в которых ощущалась самая сильная нужда. Пришла на помощь и железная дорога, к чести ее сказать, весьма отзывчиво относящаяся вообще к нуждам русских переселенцев, разрешившая бесплатный отпуск воды для питься из своей водокачки, что явилось прямо благодеянием. Поистине, не бывать бы счастью, да несчастье помогло!



Станция Аральское Море. Пассажирское здание. 1907. (humus)

К числу больших удобств для будущего развития города надо отнести и превосходные морские купанья. Около самой железнодорожной станции находится большая совершенно защищенная бухточка с отличным песчаным дном и кристаллически чистой соленой водой. Эта бухточка представляет исключительно благоприятные условия для устройства образцовых морских купален. Предусмотрительная железная дорога отхватила всю эту бухточку в полосу отчуждения и является хозяином ее берегов. Истративши несколько десятков тысяч, она может оборудовать здесь купальни и легкие временные помещения для приезжающих купаться. Конечно, справедливо позаботиться и о собственных служащих и дать возможность нуждающимся в морских купаньях для поправления здоровья иметь здесь необходимый приют. Но и остальная часть мола Сарычаганакского залива представляет собою прекрасные условия для купанья, и частная предприимчивость имеет где проявить себя в оборудовании морских купаний. Туркестанские жители, имеющие для своего купанья только грязную арычную или мутную речную воду, очень неизбалованны, и для них иметь возможность получить прекрасное морское купанье у самой железной дороги было бы громадным удобством. К сожалению, огромное большинство жителей Туркестана и не подозревает, что на Аральском море можно иметь хорошее морское купанье. При доставлении возможности приезжающим иметь здесь приют и иметь купальни, сюда направятся не только жители Туркестана, но и всей линии до Оренбурга, и в Аральске устроится первоклассный морской курорт для всего Степного края и Туркестана. Кроме того, около станции находятся два грязевых озера, где могут быть устроены хорошие грязи.



Вид на станцию Аральское Море. 1907

К северо-востоку и северу отсюда тянется обширная равнина с глинистой почвой, примыкающая к обширным пескам Кара-Кума, где имеются обильные выходы пресной подпочвенной воды недалеко от поверхности земли. В этой области, где уже частью кочуют и занимаются земледелием киргизы, предполагается основать сеть русских поселков.

Таким образом, всей этой местности предстоит сделаться населенным районом, примыкающим к важному портовому и бальнеологическому центру. Поэтому особенно важно, чтобы как можно скорее этот центр получил возможность правильно расти и развиваться, а для этого необходимо составить план города, сделать разбивку его в натуре и предоставить каждому возможность приобретать участки в собственность. Тогда можно будет воздвигать капитальные здания, и поселок Аральск превратится наконец в настоящий город.

Новое время. № 12774. 1910, 5 (18) декабря.

Рост колонизации в Средней Азии

2 декабря в обществе судоходства Н. Н. Шавров, объехавший колонизационный район Средней Азии и берега Аральского моря, сделал интересный доклад о быстром росте русской колонизации на землях киргизских кочевников, причем состояние русских поселков он находит завидным и цветущим. Как развивается русская колонизация, лучше всего показывает пример Аральска, находящегося в северной части Аральского моря, где в прошлом году было всего 300 чел. жителей, а теперь это город с 1 тыс. населения, с капитальными постройками под железными крышами и с прогрессирующей промышленностью и торговлей. Главная отрасль местной промышленности - рыболовство, и Аральск ведет крупную торговлю с Хивою. Город Аральск приобретает значение торгового порта, но, к сожалению, он совершенно еще не приспособился к этому. Необходимо произвести расчистку будущей гавани, поставить маяки и оборудовать судоходными знаками Амударью, а также урегулировать владение берегами Аральского моря. Теперь в отношении землевладения царит полных хаос. Жители боятся, что явятся чиновники и разгонят их; киргизы стали облагать сельчан произвольными налогами в свою пользу по 25 руб. за участок. На этой почве происходят даже кровавые столкновения, так как киргизы пробовали разорять при неуплате постройки русских и русские промыслы. Побережье Аральского моря может обратиться в цветущий край, будучи хорошо обеспечено пресной водой, имеющейся в колодцах и соседних с Аральском озерах, нужно только оборудовать выход подпочвенных вод на поверхность земли. Киргизы очень удачно роют колодцы и имеют всегда пресную воду. Благодаря этому обстоятельству, предвидится возникновение целого рода новых поселков по бывшему Оренбургскому тракту. Водворившиеся в здешних степях самовольные переселенцы, несмотря на отсутствие чьей-нибудь заботы о них, достигли полного достатка и процветания. Докладчик указал, что государству важно пойти навстречу этой колонизации, установить права частной собственности и заселить берега Аральского моря, а для возникающего города Аральска произвести планировку местности. Тогда край оживет в полной мере, имея свой живой промышленный центр, обслуживающий его нужды.

Новое время. № 12869. 1912, 9 (22) января.

Новый город Аральск
Собств. корреспонд. «Нового времени»

ТАШКЕНТ. Междуведомственный комиссией отклонен проект устройства города при станции Аральское Море как не отвечающего потребностям и условиям действительности. Самовольный поселок Аральск легализован, причем свободная земля, свыше 10.600 десятин, принята в казну. Из поселка создана казеннооброчная статья, установлен налог и попудный сбор, а также учреждена администрация. Население соглашается платить налоги под условием устройства защитной дамбы и проведения пресной воды.

Новое время. № 12881. 1912, 21 января (3 февраля).

Нужды аральской рыбопромышленности
Ташкент. (Корреспонденция «Нового времени»)

Рыболовные поселки приютились на полупути между Ташкентом и Оренбургом, где железная дорога проходит мимо Аральского моря. Местность здесь представляет песчаную пустыню, покрытую низкой полынью. Даже киргизы никогда не заходили сюда на зимовку. Когда проводили Ташкентскую железную дорогу, то из России вагонами доставляли сюда землю, и только в насыпной земле производили кое-какие насаждения. Пресной воды, несмотря на все изыскания, на месте не добыли, и пришлось устроить колоссальнейший водопровод в сто верст для проведения воды из Сырдарьи.




С проведением железной дороги пришли к новому морю и предприимчивые, смелые русские люди. Русские американцы начали дело не с машинами и капиталом, а с голыми руками и природной сметкой. Поселившись поближе к морю, сколотив себе лодку, пускались они за сотни верст в неизведанное море за рыбой. Под парусом, без компаса, держась берега и звезд, уплывают «корщики» (так называют здесь кормчих) за сотни верст. Ежегодно там гибнут десятки смельчаков, но кто выживает и возвращается с добычей, тот имеет хороший барыш. Таких поселков на берегу Аральского моря образовалось несколько. Все они являются самовольными и до настоящего времени не легализованы.

Возле станции железной дороги Аральское Море, как в ближайшем к железной дороге пункте, у бухты в Сара-Чаганакском заливе сосредоточились преимущественно скупщики рыбы.

Лов рыбы производится верст за сто от этого берега, но выловленная в отдаленных водах рыба доставляется сюда, здесь сортируется, отмывается, пересаливается, укладывается в бочки и в виде бочечного товара пересылается по железной дороге в Россию и за границу.




Эта рыбопромышленная фактория, куда явились капиталисты, получила за немногие годы своего существования значительное развитие. В настоящее время там имеется больше ста участковладельцев с общим населением иногда до тысячи человек. Население состоит из рыболовов, мелких рыбопромышленников и, главным образом, из рабочих: матросов, сольщиков, резачек, бондарей, обслуживающих шесть-семь крупных рыботорговцев, а кроме того, из мелких торговцев и ремесленников. Здесь же возникла транспортная компания «Хива», которая завела пароход и установила перевозку хлопка и сырья из Хивинского ханства и доставку туда мануфактуры. Грузооборот железнодорожной станции, создавшейся благодаря поселку, доходит до 2½ мил. пудов, из которых на долю отправляемой рыбы падает 1½ мил. пудов. Торговый же оборот поселка составляет четыре-пять мил. рублей в год.




Географическое положение поселка, стоящего при пересечении железной дороги, связывающей среднеазиатские владения, и водного пути, идущего к Хиве и Афганистану, очень важно, и потому возникла мысль об основании в этом месте города, в котором видели будущий центр новой административной области. В настоящее время, как о том сообщалось в телеграмме, мысль об основании здесь города отложена. Легализован только самый поселок Аральск, существовавший почти десяток лет в качестве самовольного. Комиссия, обсуждавшая этот вопрос, остановилась на правильной мысли обложить промышленников налогом и на средства, добытые таким путем, учредить администрацию и содействовать благоустройству поселка.

Этот уголок пустыни, превращаемый энергией предприимчивых русских людей в крупный торговый центр, заслуживает особого внимания со стороны общества и забот и поощрения со стороны правительства.

Этот поселок возник и развивался без какого бы то ни было «способия» со стороны казны и правительства. «Самовольно» рыбаки с Волги, с Черного моря, из Астрахани завели здесь парусную флотилию около 150 крупных судов, из которых каждое поднимает от 2.000 до 4.000 пудов. «Самовольно» нижегородские пароходовладельцы завели на Аральском море пароходы, буксиры и установили сообщение с Хивой, чего не могла сделать Амударьинская флотилия. Благодаря только самовольно проявившейся предприимчивости всяких Макеевых, Марковых, Шапошниковых, Лапшиных и др. казна узнала, в какую ценную статью может обратиться уголок пустыни. С текущего года управление государственных имуществ обложило поселенцев за пользование усадебной землею и береговой линией и предполагает собирать до 20 тыс. рублей в год. Словом, поселок, не взявший от казны ни гроша, уже дает казне тысячи, и при развитии даст несравненно больше.

В настоящее время и поселок и порт находятся в таких условиях, при которых нельзя ожидать их дальнейшего развития. Пресную воду возят на верблюдах за три-четыре версты, и поселенцам приходится платить по 3 к. за ведро. Ютится большинство промышленников на небольшом полуострове, длиною около версты и шириною от 80 до 175 саж. На полуострове становится уже тесно, и дальнейшее развитие поселка должно идти в сторону степи, отодвигаясь от моря и железнодорожной станции, так как другой полуостров, больший по размеру и с удобным возвышенным берегом, находится в полосе отчуждения жел. дор. Полуостров, занятый поселенцами, с моря заливает водой, вода сносит постройки, уносит в море суда. Сейчас на «отчужденном» берегу лежит огромная баржа, выброшенная августовской бурей. На многих мазанках видны следы подступавшей под окна воды; некоторые домики нарочно окопаны валом в аршин высотой для защиты от «моряны». Поселенцам приходится платить большую дань морю, и они с радостью готовы платить эту дань казне, и только просят защитить их от моря дамбой.

Устройство дамбы и проведение пресной воды от железнодорожной водокачки предположено уже на средства, добываемые попудным сбором. Однако попудный сбор, если даже он дойдет и до 15-18 тыс. р. в год, не даст возможности сразу приступить даже к сооружению дамбы, требующей около 40 тыс. р.

В данном случае казне необходимо ассигновать нужные средства, произвести нужные сооружения, обративши в свою пользу поступающий попудный сбор, который в несколько лет покроет произведенные затраты.




Кроме того, поселок лишен таких культурных удобств, как почта, банк или сберегательная касса. Промышленникам, имеющим стотысячные обороты, приходится все деньги держать при себе, что, помимо невыгод и неудобств, даже не всегда безопасно.

Никакой медицинской помощи в поселке также не существует. Когда в прежние годы там вспыхнула эпидемия, туда пришлось посылать медицинскую помощь из Ташкента. О церкви и говорить не приходится.

Все эти улучшения прикрепят поселенцев к Аральску и избавят их от нужды убегать оттуда без оглядки, что наблюдается теперь и что делает население поселка слишком подвижным и непостоянным.

Обеспечив сносное существование поселенцам, необходимо создать ему наиболее благоприятные условия для дальнейшего развития поселка.

Второй полуостров, находящийся в ведении путей сообщения и совершенно не эксплоатируемый, необходимо передать в руки управления государственных имуществ, которое заведует и полуостровом, заселенным поселенцами. Объединение территории в руках одного хозяина даст возможность планомерного расширения поселка, у населения явится возможность пользоваться всею бухтой, а на самом полуострове могла бы быть создана казенная пристань.




Особого внимания заслуживает развитие флотилии и судоходства на Аральском море. Бухта Сары-Чаганакского залива может вместить до тысячи судов, но вход в нее крайне неудобен.

Большие суда проходят вообще с трудом и часто должны перегружаться в открытом море. Углубление главного входа является важнейшим условием дальнейшего развития флотилии аральской, которая могла бы получить значение не только торговое, но и государственное.

Заведение землечерпалки для расчистки входа и всей бухты также требует средств, которые могли бы быть временно отпущены казной.

Одни усилия и выносливость поселенцев не сделают из поселка больше, чем уже есть теперь; появится еще два-три крупных скупщика, которые будут держаться Аральска из-за выгод. Масса же населения останется текучей, и поселок может даже потерять со временем всякое значение, если на защитить берега дамбой и оставить бухту без ухода.

Только при помощи казны может действительно развиться со временем на берегах Аральского моря, природе вопреки и наперекор стихиям, крупный промышленный город.

О рыболовстве в Аральском море и его бассейне:
А. И. Макшеев. Путешествия по Киргизским степям и Туркестанскому краю
Н. Н. Каразин. В низовьях Аму. Путевые очерки
Н. П. Верховской. Туркестан в районе Ташкентской железной дороги и грузы этой дороги
Рыбные богатства Аральского моря (Новое время)

Материалы об Аральске и других населенных пунктах Сырдарьинской области:
https://rus-turk.livejournal.com/539147.html

.Бухарские владения, колонизация, история российской федерации, .Сырдарьинская область, переселенцы/крестьяне, медицина/санитария/здоровье, Аральск/Аральское Море/Арал Тенизи, история казахстана, народное хозяйство, лечебные воды/курорты, .Хивинские владения, описания населенных мест, купцы/промышленники, 1901-1917, история узбекистана, казахи, железные дороги, русские, новое время: газета, история туркменистана (туркмении), административное управление, флот/судоходство/рыболовство, шавров николай николаевич

Previous post Next post
Up