Хазрет-Аюбские воды

Jan 18, 2022 23:32

В. И. Кушелевский. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области. Том I. - Новый Маргелан, 1890.



Джалал-Абад. Курорт. Базарная улица

По присоединении Кокандского ханства к Российской Империи прошло более года, прежде чем стало известно, что в разных местах Ферганской области находятся минеральные ключи, которыми пользовались туземные жители, с незапамятных времен, как лечебными средствами.

Значительное число больных в здешнем крае, нуждающихся в лечении минеральными водами, громадные расстояния, отделяющие нас от кавказских и заграничных минеральных источников, и вследствие этого трудность, а иногда невозможность пользования ими на месте, - заставляет нас обратить серьёзное внимание на местные минеральные ключи, соляные грязи и тому подобные способы лечения, которыми могли бы воспользоваться больные, здесь живущие. Для этого необходимо привести эти источники в такое состояние, чтобы они могли в действительности приносить пользу больным, не только терапевтическим действием самих вод, но и гигиэнической обстановкой, без которой рациональное лечение немыслимо.

В ряду этих минеральных источников первое место занимают Хазрет-Аюбские ключи. Целебные свойства этих вод с незапамятных времен известны не только туземным жителям Ферганы, но и обитателям более далеких соседних стран; хотя это связано с верованием о чудесном исцелении многострадального Иова в одном из этих источников, который сохранился до сего времени. Там находится несколько источников, но туземцы только один считают священным и всеисцеляющим, а именно тот, в котором купался Иов. Эти ключи находятся в Андижанском уезде, в Кугартских горах, на Аюб-тяу (гора Иова) под 41° с. ш. и 42° в. д., на высоте 3850 футов н. у. м.

Древность этих источников неоспоримая, что до некоторой степени подтверждается нижеследующим преданием, хотя трудно придавать ему какое-либо значение, так как туземцы большую часть библейских событий перенесли на Фергану. Это предание состоит в следующем: некогда в Джалалабаде (ныне кишлак у подошвы этой горы) жил Буаиль-паша, имевший племянника по имени Аюб (Иов), который за благочестие был награжден Аллахом всеми земными благами, в том числе и большим умом, за что был высоко чтим и уважаем. Но тут-то Аюб возгордился, стал вести жизнь далеко не благочестивую, и разгневанный Аллах наказал его, вселив в него червей, причинявших сильные страдания и великие муки. После десятилетних страданий Аюб понял, что болезнь есть проявление гнева Аллаха, и вступил на другой путь - правды, благочестия и покаяния. Все свое несметное богатство роздал бедным, отказался от почестей и нищим отправился на гору, носящую теперь его имя, где стал вести жизнь праведную, с терпением, в постоянной молитве, перенося страшные мучения в ожидании смерти; но смерть не приходила, и в таком положении он прожил 43 года. Всемогущий, видя истинное раскаяние, однажды явился кающемуся грешнику и сказал ему: «Аюб! велики твои прегрешения, но не малое и наказание, ниспосланное мною на тебя. Ты все это перенес смиренно, без ропота, как подобает истинному правоверному мусульманину, теперь ты мне опять угоден, встань и правой ногой ударь в землю». Аюб исполнил это веление, и на этом месте стал бить ключ горячей воды, в котором по приказанию Аллаха Аюб, искупавшись, исцелился. Все черви из него вышли и поселились на тутовых деревьях, которых раньше здесь не было. Затем Аллах повелел ему ударить по другому месту земли, левою ногою, откуда пошла холодная вода, напившись которой Аюб окончательно выздоровел, поселился на том месте, где теперь его могила, вел жизнь святую, проводил дни и ночи в молитве, поучал народ, рассадил деревья, и через 10 лет умер. Аюб мусульманами считается великим святым; вся местность, а равно ключи и могила, - святыней, и каждый правоверный страждущий мусульманин, прибывающий в Хазрет-Аюб с верой и надеждой, - исцеляется. В какое время совершилось это чудесное исцеление, они сами не знают; говорят, что лет тысяч пять или шесть тому назад. Этим исчерпываются все сведения об этих ключах.

Русскому населению они стали известны с 1877 года, благодаря бывшему андижанскому уездному врачу Д. Мездрикову, который, посещая эти источники в разное время года, исследовал внешние свойства воды, отправил ее в ташкентскую химическую лабораторию для исследования, и стал посылать туда больных. Анализ воды был обнародован в 1879 году в «Туркестанских ведомостях», но мне неизвестно, с какого источника эта вода, так как там находится несколько отдельных ключей, хотя туземцами считается целительным один, именно тот, в котором купался Аюб. Кроме того, не было определено качество и количество газов, заключающихся в этой воде. Этот анализ был произведен химиком Тейхом 14 августа 1878 г. <…>

В 1885 году магистр фармации Верблюнер произвел на месте химический анализ почти всех источников, находящихся в этой местности, и определил качество и количество газов.

В источнике № 1, том самом, который считается туземцами священным, вода из ключа вытекает двумя рукавами, количество которой равняется 6 ведрам в минуту, или 8640 ведер в сутки. <…> Цвет воды прозрачный, вкус горьковато-вяжущий, с сероводородным запахом. Температура на поверхности бассейна +38 °C, в серединие 38,6°, а в нижних слоях 39°. Температура воды в разное время дня меняется на 0,1°-0,2 °C. Со дна обильно всплывают кверху пузыри газа, имеющие сероводородный запах. Реакция свежей воды нейтральная, а при стоянии на воздухе делается слабощелочной. Серебряные и медные вещи в купальне чернеют. <…>

Источник № 2, вода прозрачная, вкус довольно приятный, без запаха, с нейтральной реакцией и температурой +37,2 °C. Прибыль воды незначительная. <…>

Источник № 3, средняя температура воды 30 °C. Вода прозрачная, без всякого запаха, мягкого вкуса и нейтральной реакции. <…>

Источник № 4, над ним в 1883 году построена купальня, для приезжих больных и солдат, так как в № 1 преимущественно купаются туземцы. Емкость бассейна около 250 куб. фут. Температура воды 37 °C. Вода желтоватого цвета и мутная. Вкус горьковото-вяжущий. Реакция нейтральная и ощущается сероводородный запах. Прибыль воды в минуту 3 ведра, или 4320 ведер в сутки. <…>

Источник № 5, температура воды на поверхности 29,2 °C, а в глубине 30,2 °C. Вода прозрачная, вяжущего вкуса и слабокислой реакции. Количество вытекающей воды незначительно. <…>

Источник № 6. На нем устроены отдельные ванны. Температура воды измерена на расстоянии 4 сажен от начала источника, на глубине 3 сажен, и показала 40,5 °C. Реакция воды нейтральная, переходящая в слабощелочную. Вода прозрачная, вяжущего вкуса и с запахом сероводорода. <…>

Источник № 7 и № 8 находятся один возле другого и имеют вид стоячих ям, 9 футов в окружности каждая и столько же футов глубины. Вода прозрачная, без запаха, слегка вяжущего вкуса и слабокислой реакции. Температура воды № 7 во всех глубинах 20 °C. <…> Температура воды № 8 источника во всех глубинах 24 °C. <…>

Вблизи от этих источников находится еще 6, которые по составу воды подходят к предыдущим, но не содержат железа. Температура в них от 18 °C до 30 °C. За исключением источников № 1, № 4 и № 6, в которых устроены ванны для купанья, остальные не утилизируются.

<…>

Гора Аюб, на которой расположены все эти источники, с СВ, С, СЗ, 3 и ЮЗ окружена Кугартской долиной, населенной кочующими киргизами и орошаемой рекой Кугарт, впадающей в Карадарью. Цепь Кугартских гор над этой долиной возвышается на 900 ф. К С3 и В идут отроги этих гор, почти той же высоты. С В, ЮВ и Ю горы Аюба возвышаются до 250 ф. над источниками. За этой возвышенностью дальше следует лощина, потом невысокая гора, а дальше возвышенная кряжевая и волнистая местность. На Ю, ЮЗ отлогий трехверстный спуск в долину, к кишлаку Джалабад. Поэтому гора Аюб с двух сторон открыта и высится над долиной, а с остальных двух защищена небольшой возвышенностью.

Поверхностные слои почвы горы Аюба состоят из лёсса различной толщины, местами до двух сажен. Встречается огнеупорная синяя глина, носящая название гульбютэ. Более глубокие слои не исследованы. В полуверсте к северу от источников находится скалистый грунт, а на покатости к Джалабаду, т. е. на ЮЗ, конгломератные залежи. Во всех же остальных местах почва одна и та же и разнообразится большим или меньшим присутствием лёсса. Вообще, почва весьма богатая и с разнообразной флорой. Здесь на небольшом клочке земли сгруппирована почти вся растительность Ферганской долины. Не считая разнообразной подножной флоры, находим колючку, дубильный корень, полынь, шиповник разных видов, персики, сливы, джиду, вишню, винную ягоду, фисташки, миндаль, барбарис, абрикосы, яблони, груши, чинар, тал, плакучую иву, орех, тут и огромнейшие вековые кайрагачи. Такое скучение растительности необходимо отнести к заботам и попечениям почитателей св. Аюба, несших в дар все новое святой горе.

Фауна тоже не бедна. Масса аистов, гнезда которых громоздятся на куполе мечети и старых кайрагачах, около которых суетятся сотни воробьев. Есть ласточки, перепела, коростели, горлинки, голуби, стрепет и многие другие.

Днем мухи и осы, а ночью комары и мошки сильно беспокоят обитателей; фаланги, скорпионы и мелкие пауки не особенно многочисленны. Зато по ночам одичалые кошки и летучие мыши постоянно дают знать о своем существовании. Из земноводных встречаются ужи и змеи, между которыми, говорят, есть один вид ядовитых. Если не было бы аистов, уничтожающих змей и лягушек, то, по всей вероятности, их водилось бы здесь громадное количество.

Из домашних животных: верблюд, лошадь, ишак, корова, козы, бараны и масса собак.

Небольшой кишлак на этой горе заселен узбеками духовного звания, мало занимающихся хлебопашеством, а живущих выручкой со святых мест и ключей.

<…>

С 1884 года стали посылать туда по 50-ти человек нижних чинов из войск Ферганской области, с различными хроническими болезнями, под постоянным наблюдением врача. Лечение состояло исключительно в купаниях, хотя некоторые, как, напр., сифилитики, получали при этом и лекарства. Успех за три года оказался весьма удовлетворительным, так что эти воды приобретают все больше и больше доверье публики.

После того, когда был произведен химический анализ всех источников, а врач, постоянно находящийся там во время сезона, следит за лечением больных, действие этих вод из области легендарных сказаний и эмпирического способа употребления - переходит на твердую, рациональную почву, и год с годом наши знания будут обогащаться более точными клиническими наблюдениями.

С 1885 года там учреждена санитарная станция и на время сезона открывается лазарет на 25 человек.

Другие отрывки из книги В. И. Кушелевского:
Города Ферганы в санитарном отношении;
Что ели в Фергане;
Варим туркестанскую бузу;
Фергана: пагубные пристрастия и пороки. Пьянство. О наркотических средствах;
Фергана: пагубные пристрастия и пороки. Бачебазство (содомский грех). Скотоложство;
Фергана: пагубные пристрастия и пороки. Проституция;
Сифилис.

Еще о Джелалабаде и Хазрет-Аюбских минеральных водах:
П. И. Шрейдер. По Окраине: Путевые очерки;
Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии;
В. П. Вощинин. Очерки нового Туркестана: Свет и тени русской колонизации;
В. Н. Гартевельд. Среди сыпучих песков и отрубленных голов.
varandej. Джалал-Абад, где вылечили Иова.

О других курортах и минеральных ключах: лечебные воды/курорты

природа/флора и фауна/охота, кушелевский валериан иустинович, Джалалабад/Джелалабад/Джалал-Абад, медицина/санитария/здоровье, киргизы, лечебные воды/курорты, .Ферганская область, история кыргызстана (киргизии), ислам, узбеки, 1876-1900

Previous post Next post
Up