Если бы не одно обстоятельство, Шамони вероятнее всего стал бы просто одним из многочисленных городков, которых полным-полно в альпийских долинах. Но это обстоятельство существует, имеет высоту 4807м, по мнению большинства европейцев является высочайшей вершиной Европы, и называется Белой Горой - Монблан (mont Blanc).
Впервые свою особость жители Шамони могли осознать в 1786м году, когда женевский натуралист Орас-Бенедикт де Соссюр, проведя наблюдения с одной из близлежащих вершин, решил, что он нашёл Самую Высокую Гору. Соссюр, как настоящий учёный, решил проверить свои наблюдения независимо, измерив разницу атмосферных давлений на вершине и в долине. Обратившись за помощью к местным жителям, он понял, что смотрят они на него в лучшем случае как на чудака. Как ни парадоксально, горцы не любили горы - что делать в горах выше уровня вечных снегов, если там нельзя ни пасти коз, ни собирать дрова, ни хотя бы искать красивые минералы на продажу, к тому же там, по слухам, живут духи гор, которые очень не любят, когда их беспокоят.
Соссюру пришлось предложить призовую сумму за восхождение, и он смог уговорить двух жителей Шамони - старателя Жака Бальма и доктора Габриэля Паккара попытаться взойти на вершину. 8 августа 1786го года, после 14-часового подъёма они поднимаются на Монблан. Следует отметить, что Соссюру и его помощникам повезло - Монблан, несмотря на свою высоту, не является с северной стороны насколько-нибудь сложной вершиной, и минимально готовые люди смогли практически без приключений взойти на него. Успех оказался настолько лёгким, что на следующий год и сам Соссюр поднимается на Монблан вместе с Бальма и двумя десятками носильщиков, которые несут его огромный багаж (палатка, кровать, большой сменный гардероб, включая халат и домашние тапочки, кухонная утварь и посуда, научные приборы).
(Слева вверху) С середины XIX века на центральной площади города находится скульптурная композиция "Бальма показывает Соссюру маршрут подъёма на Монблан"
(Справа вверху) Более 100 лет Паккар был обойдён памятником, считалось, что его роль в экспедиции была минимальной.
Именно с этого момента и начинается развитие альпинизма, как явления, именно Шамони становится его родиной, именно поэтому мы оказались не в каком-то другом из маленьких альпийских горнолыжных городишек, а здесь. Цель была не только покататься на лыжах, но и немножко посмотреть на это историческое место.
После восхождения Соссюра Шамони становится всё более и более популярным. Местные жители практически полностью переходят от крестьянского труда к работе по обслуживанию туристов. В 1821м году образуется ассоциация гидов-проводников, которая более чем на полвека монополизирует услуги по сопровождению туристов в горы.
(Cлева сверху) Иллюстрация из "Тартарена в Альпах", примерно 1890й;
(В центре сверху) "Восхождение на Монблан" иллюстрация примерно 1850 года;
(Справа сверху) Гид с клиенткой на леднике Мер де Гляс, примерно 1900й год.
Благодаря построенной по приказу Наполеона III железной дороге, Шамони, уже ставший в то время модным курортом, становится более доступным. Зимой - лыжи, коньки, катание на санях, летом - походы по скалам и ледникам, прогулки по горным долинам, для подготовленных людей - восхождения на альпийские вершины различной сложности в сопровождении местных профессиональных проводников. С увеличением количества гостей требуется расширение инфраструктуры. В 1910м году построена уникальная для того времени железнодорожная ветка на ледник Mer de Glace.
Когда в 1924м году Париж готовится принимать VIII Олимпийские Игры, у тогдашнего Олимпийского комитета появляется идея - провести именно в Шамони так наз. неделю зимнего спорта, посвященную Парижской Олимпиаде, которую впоследствии будут считать Первой Зимней Олимпиадой.
Всю эту историю, правда не так подробно, как хотелось бы, можно увидеть в музее истории Шамони, (к сожалению, в нём нельзя фотографировать, и сайт музея тоже оставляет желать лучшего).
(Слева сверху) Костюм женщины-космонафта, впервые поднявшейся в 1808м на Монблан Мари Паради. Правда, сама она не шла, её несли сменяющиеся носильщики.
(Справа сверху) Сани-боб французской сборной по бобслею на Олимпиаде 1924го года. Оба фото с сайта Musée Alpin
Разная судьба тех самых паровозиков-на-ледник (я напишу еще про них отдельный пост). Один стоит на постаменте перед вокзалом, куда прибывают и сейчас мотриссы, идущие по тому же пути, что и он ходил 100 лет назад. Другой - валяется в тупике за станцией. Если присмотреться, видно, что пол кабины машиниста и котёл паровоза расположены под наклоном, для безопасности и удобства при движении по наклонным рельсам.
В один из дней мы решили подняться высоко в горы, настолько высоко, насколько это вообще возможно в Альпах. Естественно, не имея никаких альпинистских навыков, это можно осуществить, только используя канатную дорогу - Téléphérique de l'Aiguille du Midi, долгое время бывшую самой высокой в мире и до сих пор имеющую самый большой перепад высот между двумя соседними опорами.
Проект канатной дороги на Эгюй дю Миди изначально устроен так, что он представляет собой две практически независимые дороги: нижнюю, достаточно обычно устроенную - с уровня города с высоты 1000м до 2300м, где устроена пересадочная станция; и верхнюю - с уникальным подъемом на двух опорах между 2300м и 3770м, где устроена большая станция со смотровыми площадками, сувенирным магазином, рестораном, гостиницей. Подробно устройство дороги я хочу описать в отдельном посте, а сейчас едем наверх.
Я человек равнинный, в горах бываю редко, и для меня изменение погоды с высотой явление практически незнакомое.
Ну, вот например: два фото снятые в день подъёма. Левая сверху - из окна номера рано утром, облака накрыли всю долину, при этом весь вечер и всю ночь валил снег; справа сверху - в тот же день после подъёма, где-то на метров на 500-700 выше левой. Но выбора не было - на следующий день уже нужно было ехать дальше по маршруту, и мы решили топать к подъёмнику.
Промежуточная станция. Здесь уже солнечно, весь туман внизу. Справа - приближается вагон. Это на фото он маленький, на самом деле в него сейчас влезет около 70 человек, большая часть из них - в полном горнолыжном обмундировании. Если приглядеться - на вершине горы видно небольшую иголочку - это здоровенный 50-метровый антенный кожух, туда мы поднимемся сейчас. Между ним и нами - ни единой опоры и полтора километра по высоте.
Нам особо повезло - в момент, когда тяжело гружёный вагон практически добрался до самого верха, он резко затормозил (как потом сказал вагоновожатый - сбой в автоматике). Многие знают, как не по себе бывает, когда останавливается без видимых причин поезд в метро, как народ замолкает и начинает слушать шорохи и скрипы. А теперь представьте, что примерно половина (по размерам) вагона метро, точно так же набитая, висит над полутора километрами пустоты, при этом сильно, до приступов морской болезни, раскачиваясь (такой вот эффект от резкой остановки).
Вот так выглядит верхняя станция канатной дороги в разрезе. Справа снизу (1)прибывает-таки (уф-ф-ф) вагон. (2) - это механизмы, обеспечивающие работы подъёмника, под ними, в пробуренных в скале шахтах - 50-тонные противовесы. В том же здании магазин и ресторан. (3) - раскиданные по всей станции смотровые площадки. Посмотрев вниз, на долину Шамони, можно по мостику (4) перейти непосредственно в выдолбленный изнутри (7)пик Эгюй дю Миди. Отсюда народ поднимается на лифте (6) еще на 100 метров, непосредственно к тому антенному кожуху (5), который видно снизу. Отсюда фотографируют Монблан, Белую Долину - многие из них сейчас будут спускаться на лыжах по ней к Мер де Гляс, а также себя на фоне таблички с указанием высоты. (8) - лыжники спускаются на ледник. (9) - канатная дорога над белой долиной на Пик Хелброннер уже на итальянской стороне. В теоретически непродуваемой горнолыжной одежде и куче всякого поддетого под неё мы замёрзли так, что дальше никуда не поехали.
Слева - маленький круглый скромно высовывающийся из-за скал снежный холм прямо центру кадра - Монблан. Он ещё на километр выше того места, откуда снято. Прямо перед нами - стекающий с Монблана ледник.
Справа - смотровая площадка станции прибытия и под ней - долина Шамони. Справа внизу на кадре виден кусочек переходного мостика.
Слева - Белая Долина, Vallée Blanche. Линии на снегу - лыжня, маленькие точечки на лыжне - люди. Весь маршрут - около 20км на лыжах.
Справа - какой-то замёрзший мужик у таблички с указанием высоты.
Справа - вот так выглядит антенный кожух не с полутора километров, а непосредственно из-под его основания.
Ну, и под конец, пара фото Шамони, почти синхронных в пространстве, но разнесенных на полторы сотни лет по времени, как любят некоторые мои уважаемые френды (случайно получилось, честно).
День 1ый. Париж-Шарль-де-Голль - Дижон День 2ой. Бон. История Бонской обители Дни 2-3ий. Лион Дни 3-7ой. Шамони-Монблан День 4й. Анси День 5й. Женева День 7й. Туннель Монблан - Курмайор Дни 7-8й. Берн День 8й. Базель День 8й. Мюлуз-Кольмар-Шато д'Изенбор День 9й. Мюлуз. Французский Национальный автомузей - 1 День 9й. Мюлуз. Французский Национальный автомузей - 2 Дни 1-11й. Дороги