ОБ ИКОНАХ, «КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КРУГАХ» И О СУМЯТИЦЕ В ГОЛОВАХ НЕКОТОРЫХ «ТЕОРЕТИКОВ»

Apr 05, 2010 17:19


Редакции нашего музейного блога уже не раз приходилось уделять внимание сомнительной персоне главы нынешней администрации Музея имени Андрея Рублева Геннадию Викторовичу Попову, который после встречи с Патриархом Кириллом 31.03.2010 г. в Спасо-Андрониковом монастыре тут же организовал скандальное интервью некоему агентству Infox.ru. В нем, в частности, досталось законопроекту, который недавно согласовали Патриарх Кирилл и Путин ( http://expertmus.livejournal.com/53948.html?thread=306876#t306876), но Геннадий Попов по-прежнему нарывается на скандал и заявляет журналистке, что «видит за всей этой историей исключительно финансовый интерес, раз Церкви нужна недвижимость, власти - экономия»: «Что ждать от людей, которые не получили образования?». Словно отвечая на упрёки Геннадия Попова, Патриарх Кирилл в своем телеинтервью вчера, 5 апреля 2010 г., назвал его и всё «поповское» окружение «образованными людьми, с которыми желательно сотрудничать»?!
Помилуйте, уж не ослышались ли все православные, о которых глава музейной администрации ЦМиАР Геннадий Попов весьма невысокого мнения: «Понимаете, мы ради 2−3% населения собираемся раскурочить огромное хозяйство»?!
Наверняка, любой здравомыслящий гражданин Отечества уже не раз задался резонными вопросами: кто это «мы» и почему Геннадий Попов везде выступает от имени некоего сообщества?! Нам уже не раз приходилось отмечать, как рьяно рвется к монополии над умами бедных сограждан жалкая кучка искусствоведов, безраздельно хозяйничавшая до последнего времени над Русской Иконой. Поначалу они шантажировали нового министра культуры Александра Авдеева (см. наш материал «Троица» Андрея Рублева под судом фальшивых "экспертов"), затем, ничего не добившись, стали требовать уже от Президента РФ Д.А. Медведева, чтобы «им» разрешили создать «их» орган при министре культуры, а теперь взяли да объявили сами себя «экспертным сообществом» («nasledie2010»).
Каковы на самом деле эти самозваные «эксперты» и чего стоят «их» квалификация и profession de foi, любому желающему дана возможность судить конкретно по целому ряду нелицеприятных фактов, приведенных в статье « Державы Русские заступление» и комментариях к ней. Не лишним будет узнать и признание, которое успел оставить незадолго до своей безвременной кончины наш крупнейший специалист по наследию прп. Андрея Рублева Владимир Александрович Плугин о Г.И. Вздорнове, Г.В. Попове, Л.И. Лифшице и всей «их» компании «экспертов»: http://expertmus.livejournal.com/1697.html. Вряд ли после ознакомления с такими подробностями о «них» можно сказать: «не ведают, что творят»: http://expertmus.livejournal.com/53699.html
Многим кадровым сотрудникам Музея имени Андрея Рублева памятна и та мерзкая провокация, о которой сообщалось в статье «Псевдоюбилей» ЦМиАР и «липовая» концепция Г.В. Попова. Речь шла о том, что главный удар искусствоведами-«либералами» был нанесен по научному коллективу Музея имени Андрея Рублева, где трудились известные русские ученые, которых по-бандитски повыкидывали «на улицу», а Геннадий Попов тут же оформил в ЦМиАР на освободившиеся места «по совместительству» тех, кто помог ему расправиться с «рублевцами» (Л.И. Лифшиц и др.): http://expertmus.livejournal.com/20957.html.

В продолжение документального расследования о всех фигурантах развернутой кампании против возврата святынь Церкви редакция нашего музейного блога публикует богословскую рецензию на публикации о Русской Иконе членов «поповской» команды - Л.И. Лифшица и И. Бусевой-Давыдовой.

ОБ ИКОНАХ, «КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КРУГАХ» И О СУМЯТИЦЕ В ГОЛОВАХ НЕКОТОРЫХ «ТЕОРЕТИКОВ»

Благодаря усилиям мно­гих ученых (прежде всего следует отметить Л.А. Ус­пенского) были хорошо изу­чены канонические основы иконописи, стало понятно, что каноническая традици­онная икона представляет строгую систему, построен­ную на соборном опыте Цер­кви. Само слово «канон» оз­начает правило: икона стро­ится по правилам, потому что она предназначена для богослужения. Именно по­этому пространство канони­ческой иконы - не трехмер­ное «очерневшее естество» нашего мира, а простран­ство литургического опыта, в котором соединяются ви­димый и невидимый миры. Отсюда золотой или цветной фон - «свет», обратная пер­спектива, выражающая мо­литвенное общение верую­щей души с Господом и ду­ховным миром; обычно уд­линенные пропорции и от­сутствие анатомичности, обозначающие преодоление плоти в духовном подвиге и в последующей вечной жиз­ни; геометрически правиль­ные линии и формы, обозна­чающие преодоление слу­чайного и временного в веч­ности. В канонической ико­не все подчинено чистому смыслу; строгость компози­ции, отсутствие мелких де­талей ограждают от блужда­ний ума и подводят моляще­гося к восхождению от образа - к Первообразу. Вы­водя образ за пределы зем­ного пространства и земно­го времени, иконописец свободно оперирует целыми пространственными пласта­ми и локальными цветами, конструируя в своей компо­зиции образ вечности, через органическое соединение образа и знака. Созданная по подобным правилам, ико­на времен своего расцвета наиболее адекватна духов­ному опыту Церкви и поэто­му представляет собой уни­кальное явление мировой культуры. Можно сказать, что иконопись относится к живописи, как духовное к ду­шевному.

Конечно, возрождение на­стоящего церковного искус­ства в нашей стране натал­кивается на огромные труд­ности. Десять лет свободной религиозной жизни - это слишком малое время для больших церковно-культурных достижений после 70 лет целенаправленного раз­рушения. Неудивительно, что возникает много проблем и вопросов, не всегда удачных решений храмовых росписей и интерьеров, эк­лектических, малопрофес­сиональных произведений. Но есть, к счастью, на что опираться: великие произ­ведения византийского, бал­канского, кавказского, древ­нерусского церковного ис­кусства. Есть произведения Феофана Грека, св. Андрея Рублева, Дионисия и других выдающихся иконописцев. Это фундамент, без которо­го невозможно создавать современное церковное ис­кусство: ведь должны быть лучшие образцы, на которые следует ориентироваться. Так всегда и было в Церкви: иконопись есть часть цер­ковного Предания. И - вновь напомним - сами основы по­строения канонического об­раза глубоко укоренены в литургической жизни.

Поэтому вызывает нема­лое удивление критика «кон­фессиональных кругов» за приверженность к канони­ческому иконописанию. Так, известный специалист Л. И. Лифшиц находит у «многих иконописцев и священнослу­жителей» «почти агрессивно-наступательную» (как это по­нимать?) мысль про­тив эстетизма, «поскольку с понятиями искусство, твор­чество у них не без основа­ния ассоциируются и такие понятия, как творческий по­иск, свобода, дерзновенное отступление от канонов...» (1, с. 189). Лифшиц видит в «по­нятной заботе о канонично­сти» «сугубо охранительный характер», который, оказыва­ется, «полностью сдержива­ет проявление творческой активности иконописцев». Вот так: хорошо знакомые по недавним временам обвине­ния, вполне агрессивные и наступательные, в посяга­тельстве на творческую сво­боду бедных иконописцев. Приписав «конфессиональ­ным кругам» «атмосферу вза­имного недоверия», Л.И. Лифшиц сетует: «Трудно рас­считывать на получение по­ложительных и внятных отве­тов на интересующие нас (нас - это кого?) воп­росы» (1, с. 189). В творче­стве иконописцев, поучает Лифшиц «конфессиональные круги», «должны найти отра­жение» «животрепещущие вероисповедные и богослов­ские проблемы». Что это за «проблемы», как они должны «отражаться» в литургичес­ком искусстве, наш критик, конечно, умалчивает. Главное - плакатный стиль обви­нений. Этого достаточно. «Охранительные тенденции... столь быстро (?) ов­ладели сознанием массы священнослужителей, прихо­жан и художников» (то есть всей Церкви, не слушающей советов Лифшица). Лифшиц возмущен мыслью, что «от иконы... требуется отражение вовсе не духа времени, а единых и вечных истин христианства», как ут­верждают священник Нико­лай Чернышев и А. Г. Жолондзь (2, с.18). По мнению Лифшица, это «парадоксаль­ное мнение», «полная изоля­ция от реальных вопросов сегодняшней жизни Церкви», «сумятица, творящаяся в го­ловах некоторых «теорети­ков» (1, с. 190) (кавычки к слову «теоретиков» постав­лены с уничижительной це­лью). Те же авторы - отец Николай и А. Г. Жолондзь -говорят, и совершенно спра­ведливо: «В каждый момент времени раскрытие тех же самых истин происходит в Церкви на языке данной эпо­хи». В чем же тут «сумятица»? Одно дело - дух времени, другое - язык эпохи.

В чьих словах «сумятица» - предоставим судить чита­телю. Но как-то странно по­лучается, что г-н Лифшиц противопоставляет «реаль­ные вопросы сегодняшней жизни Церкви» «единым и вечным истинам христиан­ства». А ведь он опытный ученый и должен хорошо знать, что все «реальные вопросы» для Церкви всегда основаны на этих величай­ших истинах, которыми только Церковь и живет.

Л. И. Лифшиц не удовлет­ворен и трудами известно­го иконоведа Л. А. Успенс­кого, который «увлекся весь­ма любимым русской интел­лигенцией делом - теорети­ческим исправлением оши­бок отечественной истории» (1, с. 193) и совсем непра­вильно оценил разные эта­пы истории искусства. Кто-то (может быть, Успенский?) установил «стандарт», кото­рый «пытаются поддержи­вать и сегодня»: «Феофан Грек, преподобный Андрей (Рублев) с братией ближе нам, чем Симон Ушаков...» (1, с. 193). Лифшиц откры­вает «печальное следствие такой позиции»: оказывает­ся, она ориентирует худож­ников на создание искусст­ва официального, а не того, которое нужно огромным массам людей, вновь обре­тающих веру и приходящих в Церковь за живым словом» (1, с. 193). Вот в чем беда! Оказывается, Священнона­чалие вмешивается не в свое дело! Где ему понять, что нужно в Церкви «огром­ным массам людей»! Прав­да, Л. И. Лифшиц умалчива­ет, что еще со времен Седь­мого Вселенского собора иконописец в Церкви явля­ется лишь исполнителем и от него требуется вовсе не «дерзновенное отступление от канонов», а прямо наобо­рот - послушание Церкви. Вполне последовательно Лифшиц объявляет, что «разделение истории рус­ского иконописания на пе­риод расцвета и период упадка» - «искусственное» (1, с. 193). Хотя это разде­ление вполне традиционно и обосновывается уже тем, что все в истории проходит этапы подъема и упадка и сам Лифшиц чуть выше при­знает, что XV век - «эпоха высшего расцвета нацио­нального художественного гения» (1, с. 191).
Заявленную Лифшицем новую позицию развивает И. Бусева-Давыдова. По мне­нию И. Бусевой-Давыдовой, XVIII-XIX вв. «в России были отмечены огромной интен­сивностью религиозной жизни» (3, с. 182), а вот иде­альная набожность, духов­ность средневековья - иллю­зорна (3, с. 186). Только в Новое время «религиозное чувство» качественно изме­нилось: с середины XVII в. возник наконец «новый, глу­боко личный контакт челове­ка и Бога» (3, с. 187). При­мер - протопоп Аввакум, чей духовный опыт, по мнению Бусевой-Давыдовой, подо­бен опыту Бенвенуто Челлини (3, с. 187). Качественный прогресс, как считает автор, заключается в том, что, «об­щаясь с Христом и Богома­терью как со своими близ­кими, верующий невольно представлял их по своему образу и подобию, а это вы­зывало у него невиданный дотоле эмоциональный от­клик» (3, с. 187). «Естествен­но, реалистическое изобра­жение Распятия, восприни­маемое как портрет страж­дущего человека, обладало огромной силой эмоцио­нального воздействия, недо­ступной традиционной ико­не» (3, с. 188).
Что ответить на эти рас­суждения, кроме того, что автор совсем не понимает, что такое духовность? Она состоит вовсе не в грамот­ности и даже не в образо­ванности, как думает автор (3, с. 186-187), и вовсе не в эмоциональности. Всякий сентиментализм (а что еще имеет в виду автор?) чужд православной духовности и православной иконе: лю­бовь, сочувствие у святых гораздо глубже эмоций. Старообрядец Аввакум и Челлини - образцы право­славной духовности? Это уж выше самого смелого эку­менизма. Чтобы узнать о «личном контакте с Богом» и о духовности, было бы по­лезно почитать прежде все­го жития святых. Что же ка­сается пресловутой «реали­стичности», то ведь множе­ство раз уже было показа­но, что реализм западной картины в целом соответ­ствует материализму Ново­го времени и просто не спо­собен ответить на подлин­ные духовные запросы. Впрочем, если представлять Христа «по своему образу и подобию», а не наоборот - себя стремиться уподобить Спасителю через подвиг по­каяния, как учит Церковь, то не значит ли это полностью перевернуть все христианс­кое учение?

И. Бусева-Давыдова опе­рирует довольно туманным понятием «религиозного чувства» и убеждена, что образ Христа меняется в за­висимости от «исторической изменчивости религиозного чувства» (3, с. 185). Право­славное же учение состоит как раз в неизменности цер­ковного восприятия образа Христа, поскольку неизменно учение о Нем. Он может быть и грозным, и милости­вым вовсе не потому, что «человек по-разному осмыс­ливал свое место в мире» (3, с. 186), а потому, что Он та­ков в Священном Писании и в учении Церкви, в право­славной христологии.

Автор приводит любопыт­ный материал, свидетель­ствующий, вопреки ее наме­рениям, о подлинной «сумя­тице в головах» у многих ху­дожников XIX века. Так, Крамской считал, что в «Ди­нарии кесаря» Тициана «Христос изображен... ско­рее тонким аристократом... нежели Христом нашего времени» (3, с. 186). «Хрис­тос нашего времени» - фор­мулировка, мягко говоря, не богословская, напоминаю­щая, скорее, о сектантстве хлыстовского типа. Еще одна реплика Крамского: «Рафаэль изображал Хрис­та со стороны мифической, а потому все его изображе­ния Христа никуда не годят­ся теперь, когда физионо­мия Христа (!) стано­вится человечеству понятна» (3, с. 192). При этом сама И. Бусева-Давыдова упоми­нает о воцерковлении кар­тины Рафаэля «Святое се­мейство», ставшей иконой «Богоматерь Трех радостей» (3, с. 183). Видимо, для Крамского Евангельское со­держание этой картины и есть «никуда не годящийся миф». Лик Христа он грубо именует «физиономией»:это звучит кощунственно. Да, вот поистине «новая ду­ховность»! И человек с та­кими мыслями писал образ Божий в храме Христа Спа­сителя! Вот свидетельство полной утраты соответствия между профессионализмом и верой в XIX веке.

О знаменитом наставнике многих выдающихся худож­ников П. П. Чистякове И. Бу­сева-Давыдова сама пишет, что он был «недалек от того, чтобы поставить искусство выше церковного обряда». И тут же «афоризм» Чистяко­ва: «...картину писать - не молебен служить за 20 ко­пеек» (3, с. 190).

И. Бусева-Давыдова пыта­ется доказать, что реалис­тические портреты святых нового времени (св. Димит­рия Ростовского, Митрофания Воронежского и др.), ко­торые стали считаться икон­ными образами, лучше отве­чают своему назначению, чем традиционная икона «в изменившихся условиях об­щественной и культурной жизни»: они более соответствуют, уточняет автор, «возвышению ума к перво­образному». Очевидно, ав­тор считает «первообраз­ным» физический облик изображаемого. Это недо­разумение: Первообразом является Господь, создав­ший человека по Своему об­разу и подобию. Потому и нужна каноническая икона, которая не подменяет порт­рет или фотографию, а сво­ей литургической функцией выявляет уподобленность святого - Богу.

«Изменившиеся условия общественной и культурной жизни» (3, с. 189) действи­тельно имели значение для церковного искусства. Вся­кий человек в огромной сте­пени зависит от культурной среды, в которой формиру­ется его собственная куль­тура. Уже давно и хорошо известно, что Синодальный период - время в основном глубокого забвения языка и норм традиционного иконописания, особенно в обра­зованном обществе. Поэто­му даже при самой глубокой вере художники не могли высказать свое ощущение вечного: если не знаешь языка, то, как сердцу выс­казать себя?..

«Мысль изреченная есть ложь», - вернее, становится ложью через неадекватность идее. Бусева-Давыдова при­водит трогательное описа­ние религиозной картины IV столетия, сделанное св. Астерием Амасийским: «Как это ни покажется парадок­сальным, - говорит она, - новые формы художествен­ной выразительности XVIII-XIX веков нисколько не про­тиворечили идеалам ранне­го христианства». Выска­зывания ранних отцов об искусстве давным-давно из­вестны. Нужно только иметь в виду, что богословие ико­ны в Византии развивалось постепенно, как и догмати­ка возникла не сразу. Если начать так рассуждать, то можно дойти и, скажем, до отрицания двух природ во Христе, поскольку у ранних отцов это учение еще не сформулировано вполне четко. Византийское искус­ство преодолело античный натурализм именно потому, что искало - и нашло - язык, адекватно выражающий веч­ное, а натурализм способен только к трогательно-сенти­ментальному. О возвраще­нии к раннему христианству более всего взывают проте­станты; что ж, они вообще отрицают иконопись как ли­тургическое искусство, но признают религиозную жи­вопись. Намечающееся смыкание с протестантизмом в публикациях такого рода есть своеобразный вариант неообновленчества: одни отрицают особый литурги­ческий язык богослужения, другие - особый язык литур­гических образов. То и дру­гое резко снижает духов­ность церковной культуры. Но если в XIX веке заблуж­дение происходило от не­вольного забвения, то сей­час нам предлагают созна­тельно отойти от уже обре­тенных драгоценных дости­жений древнего церковного искусства. В XIX веке быва­ло и такое, что Матерь Божию писали со знакомых дам, как было, например, при создании знаменитых росписей Владимирского собора в Киеве. Это хоро­шо известный путь «реали­стического» католического искусства, начиная с эпохи Возрождения. Может быть, вернуться к такой бесподоб­ной практике?

Автор упоминает о чудот­ворности многих икон, напи­санных в натуралистической манере (3, с. 183). Но заме­тим, что чудеса совершают­ся даже от репродукций на бумаге. Значит ли это, что следует отказаться от со­здания новых икон, написан­ных красками? Наверное, нет. Чудеса совершаются там, где Бог желает явить людям Свою Божественную силу, Свою благодать. Он снисходит к немощи челове­ческой, утешая человека в страдании и горе, независи­мо от культурного уровня. Но это вовсе не значит, что человек может безразлично относиться к языку своих славословий: синергия, со­трудничество человека с Богом обязывает его к мак­симальной ответственности во всем, в том числе и в выборе изобразительных средств литургического ис­кусства. Каноническая ико­на и есть плод такой ответ­ственности.

Конечно, натуралистичес­кие иконы в Синодальный период писались в основном благочестивыми людьми, и это очень важно, хотя их подход к церковному искус­ству был наивен. Благочес­тие есть основа духовной жизни в Православии. Бла­гочестие есть также и осно­ва церковного искусства. Наши храмы иногда напол­нены неумелыми, наивными, но благочестивыми икона­ми. Благочестивая икона практически принимается

Церковью независимо от стиля и уровня исполнения. Но благочестие есть лишь начало пути к высотам ду­ховности как в жизни, так и в искусстве. Завершением пути является святость, она и показана в величайших произведениях древней ико­нописи, в преодолении пло­ти, времени, пространства - всех категорий падшего земного бытия, в удивитель­ных ликах, создать которые живопись Нового времени вовсе не способна.

Появление публикаций, подобных статьям Л. И. Лифшица и И. Бусевой-Давыдовой, знаменательно. Возникает направление светской научной публицистики, авторы которого вну­шают Церкви, как «правиль­но» понимать икону: все сводится к религиозно-чувственной западной живописи, которая якобы гораздо выше и совершеннее любых произведений древнего церковного искусства. Ина­че говоря, крайне снижает­ся вообще ценность иконы как явления культуры.

Через принижение православной культуры нас пыта­ются отбросить на полтора века назад и вновь заставить раболепно подражать иноверному Западу в том, что принадлежит исключительно православной жизни. Вот от этого и следует охранять нашу церковную культуру.

В настоящее время в Москве готовятся два крупных конфессиональных издания: Православная и Католичес­кая Энциклопедии. Видимо, в скором времени российс­кий читатель узнает, как каж­дая из редакций сумела вы­разить позицию своей кон­фессии в отношении культу­ры в целом и церковного ис­кусства в частности.

1. Лившиц Л. И. «Размыш­ления о современном иконописании» // «Искусство и религия» (Материалы науч­ной конференции Государ­ственного Института искус­ствознания. 19-21 мая 1997 г.). М. 1998. С. 188-200.

2. Священник Николай Чернышев, Жолондзь А. Г. «Некоторые вопросы иконопочитания и иконописания» // «Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в Русской Православной Цер­кви». М. 1997. С. 18.

3. Бусева-Давыдова И. «О духовных основах поздней русской иконы» // «Вопросы искусствознания». X (1/ 1997). С. 182-197.

Опубликовано: «Радонеж». № 9-10 (91). М., 1999. С. 6-7.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html


расследование, досье, ересь жидовствующих, Андроников монастырь, чудотворная икона, лженаука, фальсификация истории, иконопись, святыня, древнерусское искусство

Previous post Next post
Up