Под таким заголовком в газете «Коммерсантъ» 10 лет назад была опубликована статья, посвященная «первому подарку Владимира Путина православной церкви», как специально подчеркнуто в тексте. Автор статьи
Григорий Резвин, наверняка, уже знаком уважаемым членам сообщества
rublev_museum как активный противник возврата святынь Церкви, в частности, по его полемике с Никитой Михалковым в передаче Максима Шевченко «Судите сами» на тему «ЦЕРКОВЬ И МУЗЕИ: ВОЗМОЖЕН ЛИ КОМПРОМИСС?» (
http://expertmus.livejournal.com/53393.html), а также резкими выпадами против представителей Московского Патриархата вплоть до того, что на
Открытое обращение прот. Всеволода Чаплина, архим. Тихона (Шевкунова) и Владимира Легойды в связи с письмом представителей музейного сообщества на имя Президента России Д.А. Медведева он дал свой комментарий в материале GZT.RU, что де это заявление «по факту, сегодня является враньем» (
Кто не верит в Страшный Суд, или Апокалипсис в богослужении Русской Церкви). Сам-то Резвин не стесняется нести откровенное вранье про "поголовно православных" сотрудников Музея имени Андрея Рублева:-)
Редакция нашего музейного блога сочла целесообразным поместить перепечатку этой статьи (в авторской редакции) в сообществе
rublev_museum, дабы напомнить, что многострадальный проект Федерального Закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который уже не один год мурыжат по всем инстанциям, уже давно мог бы быть принят, если бы не явная и тайная война ревнителей от лукаваго. В публикуемом тексте, как на ладони, читается скрытая подоплека конфликта и даже режиссура театроведа Швыдкого, который одной рукой запускает в свои СМИ протоколы министерских совещаний, а другой не стесняется угрожать даже Путину в самом начале его президентства (кому интересно, что их связывает и насколько Путин зависит от Швыдкого см.:
http://expertmus.livejournal.com/8850.html?thread=9618#t9618). Да и нравственные характеристики основных участников налицо: жирующие и разменивающие иномарки музейные чиновники, вальяжно резонерствующие на тему принадлежности церковных памятников, и выброшенные ими же на улицу убогие чада Русской Православной Церкви, вставшие на защиту своих святынь … Жаль только, что обо всем этом приходится напоминать, раз у некоторых столь короткая память, что живут одним сегодняшним днем. Итак, вот та самая статья:
«Владимир Путин передал православной церкви уникальный памятник российского зодчества - московский храм Покрова в Филях. Как сообщает ИТАР-ТАСС, «почти десятилетнее противостояние завершилось актом справедливости: здание нижнего храма передано православной общине и отныне будет использоваться по прямому назначению».
Владимир Путин подписал Распоряжение № 464-р о передаче нижнего храма в безвозмездное пользование 28 марта 2000 года. Вместе с храмом передана «территория, прилегающая к нему и иное движимое и недвижимое имущество религиозного назначения». Имущество в настоящее время находится в коллекции располагающегося в храме музея, а территория владения составляет шесть гектаров филевского парка.
В распоряжении Путин пишет: «Принять предложение министерства культуры России о передаче». Пикантность ситуации заключается в том, что 28 марта, в день, когда президент подписал распоряжение, министр культуры Михаил Швыдкой проводил у себя совещание по тому же самому вопросу. В соответствии с имеющимся в распоряжении „Ъ" протоколом совещания, участники пришли к решению о строительстве другого «храма на прилегающей к памятнику территории».
Храм Покрова в Филях - это лучшее произведение московского барокко XVII столетия. Храм был построен на средства дяди Петра Первого Льва Нарышкина при поддержке царя - тот пожаловал на строительство храма 400 рублей, по тем временам гигантскую сумму. Храм был не приходским, а вотчинным, то есть не предназначался для регулярных богослужений. Приход там образовался сравнительно недавно - в начале 90-х.
В течение нескольких лет члены общины ходили с молебнами вокруг забора храма, настоятельно требуя, чтобы их пустили внутрь, поскольку они зарегистрированы в храме. При этом нужно сказать, что музей, который находится в церкви,- филиал музея Андрея Рублева, работают там только православные сотрудники, мало способные противостоять напору РПЦ. Постепенно богослужения переместились на территорию, прилегающую к храму, два года назад община начала совершать молебны под лестницей храма и вплотную приблизилась к тому, чтобы попасть вовнутрь
Для продолжения борьбы патриархия отрядила опытного борца за церковное имущество отца Бориса (в миру Борис Борисович Михайлов). Михайлов - бывший музейный работник, поэтому он специализируется на разорении музеев. Работая в музее Останкино, он вернул церкви Останкинский храм и выбросил на улицу из располагавшегося рядом с храмом здания реставрационные мастерские музея - притом, что храм также был вотчинным и никогда не принадлежал РПЦ. Методы борьбы использовались разные, но кончилось тем, что коллег Михайлова вместе с реставрируемыми ими произведениями выкидывал на улицу ОМОН. При этом решения о передаче здания, в котором они находились, по словам директора музея Останкино Геннадия Вдовина, не существует до сих пор. Люди по-разному прощаются с мерзостями своей прошлой жизни и бывшими сослуживцами.
Владимир Путин передал Борису Михайлову пока только нижний храм, но сделал РПЦ балансодержателем и фактически подчинил ей музей. Музейщики не сомневаются в том, что будет дальше. В прошлом году, еще до решения о передаче храма, Михайлов сорвал проходящие в нижнем храме ежегодные «Филевские чтения» - научную конференцию по древнерусской архитектуре, которая на человека нецерковного производит впечатление презануднейшего заседания богобоязненных теологов. Основанием явилось то, что докладчики на этой конференции стоят спиной к алтарю, что рассматривается Михайловым как святотатство.
Получив распоряжение Владимира Путина, Михаил Швыдкой предпринял отчаянную попытку выправить ситуацию, полностью дезавуировав преамбулу распоряжения, ссылающегося на «предложение Минкульта». «Вопреки мнению Министерства культуры Российской Федерации и Министерства государственного имущества Российской Федерации и в нарушение регламента Правительства РФ,- пишет он 30 марта - выпущено распоряжение Правительства РФ о передаче церкви Покрова в Филях. Последствия такого решения очевидны: нерегламентированное использование памятника приведет к необратимым утратам и его разрушению в течение одного-двух лет». Швыдкой просит «провести служебное расследование по факту выпуска распоряжения» и приостановить его действие.
Поскольку это первый подарок Владимира Путина православной церкви, шансы на то, что просьбы Швыдкого будут исполнены, сравнительно невелики. Тем более что Борис Михайлов вряд ли будет сидеть сложа руки. Он уже пришел в музей с путинским распоряжением и приветствовал сотрудников словами: «Здравствуйте, теперь вы наши соседи. Думаю, вы не рады».
Отец Борис (Михайлов):
не при музее, а при храме
- Как вам удалось добиться решения Путина о передаче храма вопреки мнению Министерства культуры?
- Не вопреки, а благодаря Министерству культуры. 2 марта состоялось совещание у заместителя министра Мингосимущества Николая Гусева, на которое первый заместитель министра культуры Наталья Дементьева передала письмо о согласии министерства на передачу нам храма. На основании итогов совещания вице-премьер Матвиенко выпустила распоряжение передать нам храм в десятидневный срок.
- Среди музейщиков у вас очень плохая репутация. Директор Останкинского музея Геннадий Вдовин говорит, что вы уничтожили его реставрационные мастерские.
- Вдовин - лжец. Вдовин выставил меня из музея в 1989 году с пятью детьми. Музей не представляет интересы усадьбы, я могу это сказать ответственно, я кандидат искусствоведения. Усадьбе важнее, чтобы там существовала религиозная жизнь, которая началась там до всякой усадьбы, а уж тем более до Вдовина. Вдовину выгодно, чтобы там существовала реставрационная фирма, занимала церковные здания. Я не хочу это педалировать, но Вдовин меняет уже вторую иномарку.
- Вернемся к Филям. Община, которой передан храм, откуда она появилась?
- Она была зарегистрирована при храме в 1991 году.
- При музее?
- Не при музее, а при храме. Прошли coветские времена, когда храмы насильственно отбирались у верующих и передавались не имеющим к ним отношения учреждениям.
- То есть община шла на то, чтобы музей был уничтожен?
- Община шла на то, чтобы храм использовался по прямому назначению».
Опубликовано: Коммерсантъ, № 58, среда, 5 апреля 2000 года.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.