Церковь присоседилась к музею

Apr 15, 2010 02:29





Под таким заголовком в газете «Коммерсантъ» 10 лет назад была опубликована статья, посвященная «первому пода­рку Владимира Путина правос­лавной церкви», как специально подчеркнуто в тексте. Автор статьи Григорий Резвин, наверняка, уже знаком уважаемым членам сообщества rublev_museum как активный противник возврата святынь Церкви, в частности, по его полемике с Никитой Михалковым в передаче Максима Шевченко «Судите сами» на тему «ЦЕРКОВЬ И МУЗЕИ: ВОЗМОЖЕН ЛИ КОМПРОМИСС?» ( http://expertmus.livejournal.com/53393.html), а также резкими выпадами против представителей Московского Патриархата вплоть до того, что на Открытое обращение прот. Всеволода Чаплина, архим. Тихона (Шевкунова) и Владимира Легойды в связи с письмом представителей музейного сообщества на имя Президента России Д.А. Медведева он дал свой комментарий в материале GZT.RU, что де это заявление «по факту, сегодня является враньем» ( Кто не верит в Страшный Суд, или Апокалипсис в богослужении Русской Церкви). Сам-то Резвин не стесняется нести откровенное вранье про "поголовно православных" сотрудников Музея имени Андрея Рублева:-)

Редакция нашего музейного блога сочла целесообразным поместить перепечатку этой статьи (в авторской редакции) в сообществе rublev_museum, дабы напомнить, что многострадальный проект Федерального Закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который уже не один год мурыжат по всем инстанциям, уже давно мог бы быть принят, если бы не явная и тайная война ревнителей от лукаваго. В публикуемом тексте, как на ладони, читается скрытая подоплека конфликта и даже режиссура театроведа Швыдкого, который одной рукой запускает в свои СМИ протоколы министерских совещаний, а другой не стесняется угрожать даже Путину в самом начале его президентства (кому интересно, что их связывает и насколько Путин зависит от Швыдкого см.: http://expertmus.livejournal.com/8850.html?thread=9618#t9618). Да и нравственные характеристики основных участников налицо: жирующие и разменивающие иномарки музейные чиновники, вальяжно резонерствующие на тему принадлежности церковных памятников, и выброшенные ими же на улицу убогие чада Русской Православной Церкви, вставшие на защиту своих святынь … Жаль только, что обо всем этом приходится напоминать, раз у некоторых столь короткая память, что живут одним сегодняшним днем. Итак, вот та самая статья:

«Владимир Путин передал православной церкви уни­кальный памятник россий­ского зодчества - москов­ский храм Покрова в Филях. Как сообщает ИТАР-ТАСС, «почти десятилетнее проти­востояние завершилось ак­том справедливости: здание нижнего храма передано православной общине и от­ныне будет использоваться по прямому назначению».

Владимир Путин подписал Распоряжение № 464-р о пере­даче нижнего храма в безвоз­мездное пользование 28 марта 2000 года. Вместе с храмом пе­редана «территория, прилегаю­щая к нему и иное движимое и недвижимое имущество рели­гиозного назначения». Имущес­тво в настоящее время находит­ся в коллекции располагающе­гося в храме музея, а террито­рия владения составляет шесть гектаров филевского парка.

В распоряжении Путин пи­шет: «Принять предложение министерства культуры России о передаче». Пикантность ситуа­ции заключается в том, что 28 марта, в день, когда прези­дент подписал распоряжение, министр культуры Михаил Швыдкой проводил у себя со­вещание по тому же самому вопросу. В соответствии с имею­щимся в распоряжении „Ъ" протоколом совещания, учас­тники пришли к решению о строительстве другого «храма на прилегающей к памятнику территории».

Храм Покрова в Филях - это лучшее произведение москов­ского барокко XVII столетия. Храм был построен на средства дяди Петра Первого Льва На­рышкина при поддержке ца­ря - тот пожаловал на строи­тельство храма 400 рублей, по тем временам гигантскую сум­му. Храм был не приходским, а вотчинным, то есть не предназ­начался для регулярных богос­лужений. Приход там образо­вался сравнительно недавно - в начале 90-х.

В течение нескольких лет члены общины ходили с молебнами вокруг забора храма, настоятельно требуя, чтобы их пустили внутрь, поскольку они зарегистрированы в храме. При этом нужно сказать, что музей, который находится в церкви,- филиал музея Андрея Рублева, работают там только православные сотрудники, мало способные противостоять напору РПЦ. Постепенно богослужения переместились на территорию, прилегающую к храму, два года назад община начала совершать молебны под лестницей храма и вплотную приблизилась к тому, чтобы попасть вовнутрь

Для продолжения борьбы патриархия отрядила опытного борца за церковное имущество отца Бориса (в миру Борис Борисович Михайлов). Михайлов - бывший музейный работник, поэтому он специализируется на разорении музеев. Работая в музее Останкино, он вернул церкви Останкинский храм и выбросил на улицу из располагавшегося рядом с храмом здания рес­таврационные мастерские му­зея - притом, что храм также был вотчинным и никогда не принадлежал РПЦ. Методы борьбы использовались разные, но кончилось тем, что коллег Михайлова вместе с реставриру­емыми ими произведениями вы­кидывал на улицу ОМОН. При этом решения о передаче зда­ния, в котором они находились, по словам директора музея Ос­танкино Геннадия Вдовина, не существует до сих пор. Люди по-разному прощаются с мерзостя­ми своей прошлой жизни и быв­шими сослуживцами.

Владимир Путин передал Бо­рису Михайлову пока только нижний храм, но сделал РПЦ балансодержателем и факти­чески подчинил ей музей. Му­зейщики не сомневаются в том, что будет дальше. В прошлом году, еще до решения о переда­че храма, Михайлов сорвал про­ходящие в нижнем храме еже­годные «Филевские чтения» - научную конференцию по древ­нерусской архитектуре, которая на человека нецерковного про­изводит впечатление презануднейшего заседания богобояз­ненных теологов. Основанием явилось то, что докладчики на этой конференции стоят спиной к алтарю, что рассматривается Михайловым как святотатство.

Получив распоряжение Вла­димира Путина, Михаил Швыд­кой предпринял отчаянную по­пытку выправить ситуацию, полностью дезавуировав пре­амбулу распоряжения, ссылаю­щегося на «предложение Минкульта». «Вопреки мнению Ми­нистерства культуры Российской Федерации и Министерства го­сударственного имущества Рос­сийской Федерации и в наруше­ние регламента Правительства РФ,- пишет он 30 марта - вы­пущено распоряжение Прави­тельства РФ о передаче церкви Покрова в Филях. Последствия такого решения очевидны: нерегламентированное использо­вание памятника приведет к не­обратимым утратам и его разру­шению в течение одного-двух лет». Швыдкой просит «провес­ти служебное расследование по факту выпуска распоряжения» и приостановить его действие.

Поскольку это первый пода­рок Владимира Путина правос­лавной церкви, шансы на то, что просьбы Швыдкого будут исполнены, сравнительно не­велики. Тем более что Борис Михайлов вряд ли будет си­деть сложа руки. Он уже при­шел в музей с путинским рас­поряжением и приветствовал сотрудников словами: «Здрав­ствуйте, теперь вы наши сосе­ди. Думаю, вы не рады».

Отец Борис (Михайлов):
не при музее, а при храме

- Как вам удалось добиться решения Путина о передаче храма вопреки мнению Минис­терства культуры?

- Не вопреки, а благодаря Министерству культуры. 2 марта состоялось совещание у за­местителя министра Мингосимущества Нико­лая Гусева, на которое первый заместитель министра культуры Наталья Дементьева пере­дала письмо о согласии министерства на пе­редачу нам храма. На основании итогов сове­щания вице-премьер Матвиенко выпустила распоряжение передать нам храм в десятид­невный срок.

- Среди музейщиков у вас очень плохая ре­путация. Директор Останкинского музея Геннадий Вдовин говорит, что вы уничтожили его реставрационные мастерские.

- Вдовин - лжец. Вдовин выставил меня из музея в 1989 году с пятью детьми. Музей не представляет интересы усадьбы, я могу это сказать ответственно, я кандидат искусствоведения. Усадьбе важнее, чтобы там существовала религиозная жизнь, которая началась там до всякой усадьбы, а уж тем более до Вдовина. Вдовину выгодно, чтобы там существовала реставрационная фирма, занимала церковные здания. Я не хочу это педалировать, но Вдовин меняет уже вторую иномарку.

- Вернемся к Филям. Община, которой передан храм, откуда она появилась?

- Она была зарегистрирована при храме в 1991 году.

- При музее?

- Не при музее, а при храме. Прошли coветские времена, когда храмы насильственно отбирались у верующих и передавались не имеющим к ним отношения учреждениям.

- То есть община шла на то, чтобы музей был уничтожен?

- Община шла на то, чтобы храм использовался по прямому назначению».

Опубликовано: Коммерсантъ, № 58, среда, 5 апреля 2000 года.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


Русская Православная Церковь, Спасти Музей имени Андрея Рублева, расследование, ересь жидовствующих, СМИ о ЦМиАР, Музей имени Андрея Рублева

Previous post Next post
Up