ПЕРСОНАЛИИ - С.Л.Вайс

Jan 11, 2017 02:21


навигатор guitarra-antiqua > персоналии Rustik68 ©1998
Напоминаем, авторство статей на Античной гитаре принадлежит не мне, а Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица, rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.



Сильвиус Леопольд Вайс / Silvius Leopold Weiss / (родился 12 октября 1684 года в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), столице Силезии, умер 16 октября 1750 года) - принадлежит к тем композиторам, о которых можно найти лишь краткие сведения в музыкальных словарях, но которые, тем не менее, вошли в историю музыки благодаря одному из своих произведений - для Вайса это Фантазия и Реквием на смерть графа де Ложи. Известность этим пьесам принесла концертная деятельность Андреса Сеговии.

image Click to view


Andres Segovia - Weiss - Fantasie

image Click to view


Catalina Pires plays Tombeau de Weiss

Восемнадцатое столетие, а точнее первая его половина, - время, когда С.Л. Вайс сочинял свои произведения, разумеется сказалось на характере его творчества. Он писал камерную и церковную музыку. С 1718 года Вайс находился на службе при Дрезденском дворе, ещё раньше он исполнял обязанности придворного музыканта в Кассене и Риме. Вайс был великолепным импровизатором, по всей вероятности, вдохновившем И.С. Баха, с которым он был знаком, на написание четырёх сюит для лютни.


 

Табулатура (факсимиле) Пассакалии С.Л.Вайса

В Трибанском музее хранятся некоторые произведения Вайса: Концерт для лютни и флейты, различные сюиты, одна прелюдия и Реквием на смерть барона д`Артига (1719), а так же упомянутый Реквием, посвящённый графу де Ложи (1721). Около пятидесяти сонат и сюита для лютни (обработанная для клавира Теофилом Мюффатом) находятся в Берлинской библиотеке.



ПРИМЕЧАНИЕ:
Есть устоявшаяся легенда о некоей известной сюите для лютни, якобы написанной С.Л.Вайсом и, будто бы переложенная для гитары М.М.Понсе, она в таком виде впервые исполнена Андресом Сеговией. Именно такая информация имела место в аннотации к советской перепечатке альбома аргентинского гитариста Э.Битетти, то же самое указано на современном CD-альбоме этого артиста. Совсем недавно на форуме Новохронологов встретил обсуждение этой темы именно в аспекте этой легенды. В действительности дело обстоит совсем иначе. Завесу над тайной приоткрыл М.Вайсборд в своей книге «Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века». Уделив в своём труде значительное место сотрудничеству Сеговии и Понсе, Мирон Вайсборд пишет:
«…Творческое сотрудничество Сеговии с Понсе оказалось исключи¬тельно плодотворным. Помимо названных выше сочинений, Понсе посвятил Сеговии Классическую сонату («Дань почтения Фернандо Copy»), Романтическую сонату («Дань почтения Францу Шуберту»), «Тему, вариации и финал», Этюд, Вальс, Мазурку. Мексиканский композитор сделал для Сеговии и обработку сочинений А. Скарлатти, Паганини, Баха. Позже стало известно, что Понсе принадлежит и Сюита, которую считали сочинением знаменитого лютниста Сильвиуса Леопольда Вайса. Эту Сюиту (Прелюдию, Алеманду, Сарабанду, Гавот, Жигу) Понсе написал по инициативе Сеговии, продемонстрировав высочайшее искусство художественной стилизации.
Мануэль де Фалья, восторгавшийся талантом Понсе, высоко ценил и его пьесы в стиле Вайса. «Мой дорогой друг и товарищ, - писал Мануэль де Фалья 5 апреля 1943 г. Мануэлю Понсе, - опубликовали ли Вы прекрасную пьесу в стиле XVIII века, которую Андрес Сеговия лет десять назад играл в Гранаде? Никогда не забуду впечатления, которое она произвела на меня».

Надеюсь у многих исчезли, лишние вопросы. Ноты той сюиты смотрите соответственно в биографии М.М.Понсе. А любители уртекстов могут посмотреть здесь собрание табулатур собственно С.Л.Вайса. Спасибо за внимание.

Из творческого наследия С. Л. Вайса (в жж-версии доступны не все файлы):

Композиция
НОТЫ
ТАБЫ
АУДИО
Примечания

image
Adobe
Acrobat
guitar Pro
midi
mp3,
wav

Fantasia
ещё не
отсканировал ,
123Kb

midi-6Kb исп.
! не Сеговия

мр3
исп.А.Сеговия
(запись янв.1961 г)

Passacaille

midi-16Kb


Plainte

midi-5Kb


Tombeau sur la mort
de M.Cajetan

midi-9 Kb


Suite I for Lute:

1.
Prelude

midi-3Kb


2.
Allemande

midi-10Kb


3.
Courante

midi-11Kb


4.
Bourree

midi-7Kb


5.
Sarabande

midi-5Kb


6.
Menuet

midi-8Kb


7.
Gigue

midi-12Kb


Small suite for Lute:
rar599Kb
взята из французской табулатуры 1740г.
Хранящейся в музее Яна Хеллича.

1.
Preludio


2.
Bouree


3.
Giga


Sonata Mus MS. 2841, V. 1.:

1.
Prelude

midi-3Kb


2.
Allemande

midi-6Kb


3.
Courante

midi-6Kb


4.
Bourree

midi-3Kb


5.
Sarabande

midi-6Kb


6.
Menuet I & II

midi-6Kb


7.
Gigue

midi-6Kb


Большинство, а точнее все midi любезно скачаны мною с сайта Эдуардо Барриентоса (Eduardo Barrientos). Большое ему спасибо, хотя он об этом пока не знает.
Кроме того, что выложено на этой страничке ещё ноты и медиа-файлы произведений С.Л.Вайса переложеных для классической гитары можете посмотреть здесь: http://www.classicalguitar.nl
Любители уртекстов собрание табулатур С.Л.Вайса могут посмотреть здесь.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Рецензия к виниловому альбому Э. Битетти перепечатанному фирмой «Мелодия» в 1977 году. Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века. Советский композитор. М.,1989. Powrozniak Jozef. "Gitarren-Lexikon". Verlag Neue Musik, Berlin 1988.
Сайт Сергея Тавровского "Иллюстрированный биографический словарь" (с сайта заимствован портрет Вайса).





видео, саундтрек, персоналии

Previous post Next post
Up