навигатор guitarra-antiqua >
персоналии Rustik68 ©1998Напоминаем, авторство статей на Античной гитаре принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица,
rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.
Мануэль Мария Понсе /M.M. Ponce/ (8 декабря 1882 Фреснильо - 24 апреля1948 Мехико) мексиканский композитор, чье содружество со знаменитым испанским гитаристом - Андресом Сеговией стало источником рождения одной из самых прекрасных страниц современного гитарного репертуара. Символично, что до встречи с
Андресом Сеговией Понсе не писал для гитары. С момента знакомства с Сеговией в 1923 году (началом была Соната №1) и до последних дней жизни Понсе сочинял для гитары. В статье «Заметки сердца и памяти» Андрес Сеговия писал: «Необъятная география моих путешествий подарила мне только двух или трёх людей, которые могли бы сравниться с Понсе своим душевным благородством. Нуждался ли он в какой-нибудь помощи, сочиняя для гитары? Я должен был познакомить его с техническими возможностями гитары. И хотя он не играл на ней, ему было нетрудно почувствовать их. Все сочинения Понсе были чистыми и прекрасными потому, что композитор был всегда искренним, не писал для успеха, не интересовался теми, от кого зависела судьба его сочинений. Он писал потому, что чувствовал потребность высказаться в звуках»…
Творчество Мануэля Понсе неразрывно связано с мексиканским фольклором. Начав в Мехико своё музыкальное образование, Понсе продолжил его в Германии и Франции. В Париже мексиканский музыкант занимался у Дюкá. Вернувшись в Мексику, Понсе активно участвует в развитии национальной музыкальной культуры: становится во главе консерватории, основывает и возглавляет журнал «Cultura musical» . Мануэль Понсе - автор сочинений различных жанров: концертов для фортепиано, скрипки (один из его лучших исполнителей - Генрих Шеринг), струнного квартета, симфонического триптиха «Чапультатек», мексиканской баллады для фортепиано и оркестра, оркестровой сюиты в старинном стиле - «Пение и танец древних мексиканцев» и многих других. О глубоком проникновении Понсе в мексиканский фольклор свидетельствует знаменитая песня «Эстрелита», которую считали народной и которая сочинена Понсе (эта песня известна и в транскрипции для скрипки Я. Хейфеца). Среди других вокальных сочинений следует отметить «Гранаду» (посвящена А. Сеговии) и Три песни на стихи Лермонтова.
Click to view
Andres Segovia - Variations and Fugue on 'La Folia' (M. Ponce)
В 1932 году в издательстве Шотта Андрес Сеговия опубликовал в своей редакции Вариации на тему испанской фолии и Фугу Мануэля Понсе. По мнению Сеговии, это - одно из самых значительных сочинений среди когда-либо созданных для гитары. В цитированной выше статье «Заметки сердца и памяти» Сеговия вспоминает о совместном автомобильном путешествии с Мануэлем де Фальей из Швейцарии в Венецию на международный музыкальный фестиваль.
Во время этого путешествия Сеговия много говорил о Понсе. «На конкретных примерах,- вспоминает Сеговия,- я стремился раскрыть честный и возвышенный характер мексиканского маэстро, его простой, скромный образ жизни. Однажды в Кремоне Фалья вошел ко мне в тот момент, когда я работал над Вариациями на тему испанской фолии. Он слушал с большим вниманием. Его нетерпение узнать, кто автор, было столь велико, что он пытался узнать это жестами. Окончив исполнение, я ответил: «Понсе». «Как я рад,- воскликнул облегченно Фалья,- что это его сочинение». Фалья был обрадован тем, что эта правдивая и прекрасная музыка была рождена такой же правдивой и прекрасной душой...» (Segovia A. Manuel М. Ponce // Ritmo. 1972. No. 422.).
Мануэль Понсе настолько доверял художественному вкусу Сегoвии, что, посылая для редакции это сочинение, состоящее из двадцати вариаций, предложил ему отказаться от тех, которые полностью его не удовлетворят. Отредактировав все вариации, Сеговия решил пошутить и в письме к композитору написал: «Дорогой Мануэль! Со всеми вариациями у меня ничего не получается. Поэтому думаю опубликовать только четыре-пять». Понсе ответил кратко: «Согласен». Каково же было удивление композитора, когда Сеговия вручил ему опубликованные издательством Шотта все двадцать вариаций.
В творческом содружестве Понсе с Сеговией рождался «Южный концерт», также посвященный великому гитаристу. «С весны 1926 года,- вспоминает Сеговия,- основные темы этого сочинения зрели в его [Понсе.- М. Вайсборд.] душе. Но обстоятельства моей жизни, разделившие нас на долгие годы, не позволили завершить этот концерт. Частично это было связано с возникавшими трудностями. Мы боялись, что нежная звучность гитары потонет в звучании оркестра или что прозрачные краски гитары, подобно ночным светлячкам перед зарей, померкнут в соединении с оркестром. Создание «Южного концерта» задерживалось до тех пор, пока не появился Концерт Кастельнуово-Тедеско ре мажор, исполненный мной в Мексике с оркестром, которым дирижировал Понсе. Это послужило толчком к возвращению Понсе к работе над концертом. Каждый раз, когда почтальон приносил мне толстый конверт - этот день был для меня праздником. Я откладывал все дела и с огромным наслаждением отдавался изучению того, что выходило из-под пера Понсе» (Segovia A. Manuel М. Ponce // Ritmo. 1972. No. 422.).
Творческое сотрудничество Сеговии с Понсе оказалось исключительно плодотворным. Помимо названных выше сочинений, Понсе посвятил Сеговии Классическую сонату («Дань почтения Фернандо Copy»), Романтическую сонату («Дань почтения Францу Шуберту»), «Тему, вариации и финал», Этюд, Вальс, Мазурку. Мексиканский композитор сделал для Сеговии и обработку сочинений А. Скарлатти, Паганини, Баха. Сравнительно недавно стало известно, что Понсе принадлежит и Сюита, которую считали сочинением знаменитого лютниста
Сильвиуса Леопольда Вайса. Эту Сюиту (Прелюдию, Алеманду, Сарабанду, Гавот, Жигу) Понсе написал по инициативе Сеговии, продемонстрировав высочайшее искусство художественной стилизации.
Однако, как подсказал анонимный доброжелатель, М.Понсе сделал для Сеговии не обработку сюиты D-dur А.Скарлатти, а создал собственное сочинение-стилизацию под Скарлатти. Как делал подобное, скажем с сюитой в стиле Вайса, долго позиционировавшуюся разными источниками как собственное сочинение С.Л.Вайса.
Об истинном авторстве Сюиты можно найти сведения в исследовании американского автора Рикардо Рейса Паза (Государственный университет Аризоны, 2013) Manuel M. Ponce’s Suite in D Major for Solo Guitar Performance Edition and Analysis by Ricardo Reyes Paz. В котором приводится факсимиле авторской рукописи, с её дешифровкой.
И М.М.Понсе и А.Сеговия любили пошутить.
Click to view
Andres Segovia, prelud em E - M.M.Ponce
Мануэль де Фалья, восторгавшийся талантом Понсе, высоко ценил его пьесы в стиле Вайса. «Мой дорогой друг и товарищ, - писал Мануэль де Фалья 5 апреля 1943 г. Мануэлю Понсе, - опубликовали ли Вы прекрасную пьесу в стиле XVIII века, которую Андрес Сеговия лет десять назад играл в Гранаде? Никогда не забуду впечатления, которое она произвела на меня».
Сюита в стиле Вайса бесподобна - завершающая её блестящая, виртуозная жига подчёркивает танцевальный характер произведения и, безусловно, должна вызывать фурор у слушателей. Прекрасны так же изысканная аллеманда, чувственная сарабанда, а моторная динамика гавота просто побуждает вас броситься в пляс, но на мой взгляд наиболее выразительна среди всех пьес прелюдия. Очень точно уловил и подчеркнул все тонкости музыкального стиля присущего эпохе барокко, заложенные Мануэлем Понсе в эту сюиту, аргентинский гитарист
Эрнесто Битетти, убедиться в этом вы можете прослушав аудио приложение к нотам.
Щедрый мелодический дар Мануэля Понсе раскрывается и в его двенадцати прелюдиях посвящённых Сеговии. «Мексиканская сюита», трехчастная «Тема с вариациями и финал» - все эти пьесы составляют неотъемлемый репертуар современных гитаристов.
Композитор до сих пользуется признанием на родине, да и во всём мире. 10 - 13 марта 1982 года в Мехико к столетию со дня рождения Мануэля Понсе состоялся Первый международный конкурс гитаристов его имени.
Из творческого наследия М.М. Понсе (в жж-версии доступны не все файлы):
Композиция
НОТЫ
ТАБЫ
АУДИО
Примечания
image
Adobe
Acrobat
guitar Pro
midi
mp3,
wav
Сюита в стиле Вайса (Suite Ponce-Weiss):
И здесь написали «Сюита Вейса»…
1.
Прелюдия
rar292Kb 411Kbигр. Э.Битетти
(1.)
Прелюдия
rar231Kb (ещё одна редакция прелюдии из «Сюиты в стиле Вайса»)
2.
Аллеманда
rar243Kb midi 3.
Сарабанда
rar152Kb 885Kbигр. Э.Битетти
4.
Гавот
rar170Kb 614Kbигр. Э.Битетти
5.
Жига
rar471Kb 1,6Mbигр. Э.Битетти
Сюита Ре-мажор в стиле А. Скарлатти Мануэля Понсе (Suite D-dur Manuel Ponce):
1.
Преамбула
midi 2.
Куранта
midi 3.
Сарабанда
midi 4.
Гавот
midi 5.
Жига
midi Три мексиканские песни
rar359Kb Вариации и фуга
на тему испанской народной песни «Фолия»
24 листа
(то бишь вышлю на e-mail)
Это ещё не всё. Ноты и медиа-файлы произведений М.М.Понсе смотрите здесь:
http://www.classicalguitar.nlP.S. Упомянутый выше скрипач Генрих Шеринг (проживает в Мексике), на мой (и не только) взгляд: один из лучших исполнителей Чаконы И.С. Баха (Партита для скрипки-соло №2 h-moll). Очень рекомендую найти его двойной лонгплей на CD (в виниловой версии четыре диска соответственно).
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века. Советский композитор. М.,1989. КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ для шестиструнной гитары. Вып.20 /составитель не указан/. Советский композитор. М.,1982.
Нотная серия «Из репертуара Андреса Сеговии» /сост. Е. Ларичев/. Музыка. М.,1982.
ПЬЕСЫ для шестиструнной гитары. Выпуск 3 /составл. и ред. Я. Ковалевской и Е. Рябоконь/. Советский композитор. Л.,1977.
Manuel M. Ponce’s Suite in D Major for Solo Guitar Performance Edition and Analysis by Ricardo Reyes Paz. Ariona State University, 2013
ИСТОЧНИКИ WEB-a:
Забугорная страничка о М.М.Понсе откуда в частности заимствовано фото музицирующего Мануэля Понсе
Ну, и надеюсь меня простит Эрнесто Битетти за размещение некоторых образцов его записей, ибо в целях защиты покупательской ценности его альбомов, нарочито делал низкокачественные версии аудио-файлов, да и чтобы не подвергать долготерпение хостера искушениям, на сервере место сэкономил!