Спустя примерно год после затраченных мною трудов я приближаюсь к концу исследования антикоммунистического кино эпохи маккартизма. На сей раз мы обратимся к истокам. Перед нами практически самый-самый первый из антикоммунистических фильмов 1940-х годов - антикоммунистический нуар «Walk a Crooked Mile», чье название происходит от английской считалки о кривом человеке. Этот фильм интересен тем, что был типичным процедуальным нуаром тех времен, который был создан на волне моды на документально оформленные детективы. Моду эту ввел ключевой фильм 1940-х - шпионский триллер «Дом на 92-й улице» (1945). Сделанный в сотрудничестве с ФБР и частично основанный на реальных событиях, он рассказывал о разоблачении группы немецких шпионов в США, похищающих ядерные секреты. Его отличали хроникальный стиль повествования, использование документальных и архивных пленок, пояснения диктора, съемки на натуре и демонстрация технических возможностей ФБР. Все это заслуга не столько режиссера, сколько продюсера фильма Луиса де Рошмонта, который вошел в кино вначале именно благодаря своему документальному циклу 1930-х гг. «Марш времени». Фильм я видел и был совершенно не впечатлен, так как из-за документальности его сюжет был откровенно скучен, а режиссура слаба с художественной стороны. Но в те времена туповатая и привыкшая к нереалистичным фильмам публика была просто в бешеном восторге от его аутентичности и жизнеподобия. В итоге мода на такие фильмы продержалась практически десять лет, и отличались они теми же чертами, что оригинал. И «Идти преступным путем» - полная перепрошивка оригинала, только тут ФБР противостоят в охране ядерных секретов не нацистским шпионам, а коммунистическим. Впоследствии сам Луис де Рошмонт повторит эту схему, сняв
«Курс на восточный маяк» (1952) якобы по мотивам дела Розенбергов. Каков же он - красный нуар?
Открывается фильм пафосными титрами, которые утверждают: «Этот фильм предназначен для ознакомления граждан Соединенных Штатов с проблемами наших федеральных агентов, уполномоченными хранить государственные тайны, и наших врагов, каждый раз «соскальзывающими на кривую дорожку» в свободной Америке». То есть, вы кагбэ поняли, пропаганду вам будут пихать уже со вступления.
Далее нас встречает традиционный главный герой таких фильмов, которого я уже хочу придушить - закадровый голос. Болтать он будет весь фильм. Вот и сейчас под виды Южной Калифорнии он важно вещает о ядерном центре в Лейквью недалеко от Лос-Анджелеса, который охраняют отважные и прекрасные федералы. Один из них - это Дэниел О'Хара, руководитель секции по борьбе со шпионами. Так как тут нуар, то он сидит в темном, как рожа негра, кабинете, где скорее ослепнешь, чем что-то разберешь, и просматривает списки врагов американского народа - всяких вражеских коммунистов с именами типа Федор Булгаров.
К нему заходит сослуживец, с которым они проведут очередное ночное дежурство, но тут вдруг на столе звонит телефон. О'Хара берется за трубку - оказывается, звонит агент Джеймс из того самого ядерного центра. У него какое-то важное сообщение, явно о вражеском шпионе, проникшем в подведомственное ему учреждение. Но договорить ему не удается - потому что происходит довольно типичная в нуарах ситуация.
Просунувшаяся в будку длинная рука вражеской разведки убивает агента Джеймса. Вывод ясен.
Меня, впрочем, больше порадовало, что Джеймс перед смертью и не подумал испугаться. Великолепная актерская игра!
Услышав выстрел, О'Хара с товарищем быстро прыгают в машину и едут на место происшествия под рев невидимых мигалок. Возле будки уже столпились люди. Выстрел слышала девушка - уличная продавщица, но она не видела убийцы. Остальные свидетели говорят то же. Ну а чего вы хотели, Америка - тут людей можно безнаказанно убивать посреди улицы, это давно известно. Вот так создается напряжение относительно личности убийцы, которое... тут же сливается, потому что нам его показывают крупным планом. Это некий бородатый злодей в шляпе с явно недобрыми помыслами на лице.
Не заметив злодея, О'Хара вернулся в офис для поиска убийцы. К счастью, агент успел упомянуть некоего иностранца Антона Чигура Радчека. За фамилию отдельный плюс. Потрудились с фантазией. Достаточно ведь заменить одну букву и получится Redcheck - «обнаружить красного». Не хуже Ивана Драго-Дракона. Тонко, тонко, хвалю. Вдобавок о нем ничего толком неизвестно - место жительства, род занятий, даже национальность - в карточке написано просто: «Slavic». К счастью для О'Хары, стоит только захотеть - и результат приходит сам собой: звонок оперативника сообщает, что Радчек нашелся, он купил билет на автобус до Лос-Анджелеса. Решив лично участвовать в деле, О'Хара схватил шляпу и поспешил в автобус, где с еще кучей агентов устроил за Радчеком оперативное наблюдение. Через нуарные кадры Радчек прибыл в Лос-Анджелес, где поселился в старом пансионе. Разумеется, проследившее за ним до самого дома ФБР оперативно устраивает коммуняке своего Оруэлла. Вход в дом контролирует кинокамера, поставленная в замаскированном фургоне, которая, судя по всему, работает в режиме 24 на 7 (во объемы записи были в сороковых!). Одновременно к телефону Радчека подключается стойкий оператор.
Какое-то время Радчек живет спокойно, не делая ничего необычного, и преследуемый толпой наблюдателей, который незаметно ходят за ним из кадра в кадр. Но однажды он все-таки сорвался и позвонил по телефону в коридоре некому Игорю. Разговор был короток и неясен, но и этого хватило. А ведь если бы глупый коммуняка позвонил бы из телефонной будки, ФБР бы обломалось... Совковые бездари, что тут скажешь.
На следующий день О'Хара решает посетить пансион, где под видом электрика работает наблюдатель ФБР. Тот отчитывается, что с прошлой ночи Радчек не показывался, что довольно странно. Может, простудился? Решившись, федералы аккуратно стучатся ему в дверку, не получив ответа, аккуратно открывают ее отмычкой и видят, что Радчек спокойно сидит в кресле, всего лишь с кинжалом в груди. Не особенно удивленные этим федералы (актерское мастерство!) осматривают комнату, где нет ничего интересного, кроме газеты с сообщением о том самом убийстве в телефонной будке. Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять - Игорь и есть тот самый убийца, так что связь между двумя смертями не случайна. А О'Хара это понимает...
Вид улицы. Закадровый голос рассказывает, как в черном-черном нуарном городе на черной-черной нуарной улице в черном-черном нуарном кабинете черный-черный, но не афроамериканец О'Хара расследует дело Радчека. Вместе с командой он смотрит кинопленку, запечатлевшую всех, кто входил в пансион, и замечает, что в доме 15 минут пробыл некий незнакомец в костюме священника и с рожей уголовника. Это и есть убийца! - сразу понимает гений дедукции. Но так как убийца канул как пятак в воду, то ниточка обрывается.
Сразу после этого О'Хара зашел к начальству, которое дало ему в подкрепление напарника. И это, к сожалению, не развеселый шутник-негр с пистолетом, как в «48 часов» или «Час пик», потому что у нас 40-е и всюду нетолерантность. Но зато это тоже иностранец - следователь Скотленд-Ярда Филип Грэйсон. Он рассказывает, что в Лондоне его службой были обнаружены картины с пейзажами Лос-Анджелеса, в которых под слоем краски были скрыты формулы, явно связанные с ядерными исследованиями. А единственный в Лос-Анджелесе ядерный центр находится в Лейквью - а это, вестимо, неспроста. Тут как раз на стол начальника приходит факс... стоп, факса тогда не было, был телетайп. Так что приходит телеграмма от директора ядерной лаборатории Таунсенда, который подтверждает эти догадки. Итак, связь преступников с ядерными исследованиями очевидна, но тут заходит агент и сообщает, что никаких контактов Радчека с неким Игорем обнаружить не удалось. Казалось бы, следствие зашло в тупик! Но тут пораженный Грэйсон говорит: Игорь! Я его знаю! Он в фильмах про Франкештейна снимался. Автор этих самых картин - это некий Игорь Браун. А значит, следствие - продолжается!
Как же найти этого Игоря? Разослать запросы в местные отделения полиции или еще куда, где есть осведомители? Нет, О'Хара решил использовать способ надежнее - он разослал агентов по окрестностям, чтобы они определили по пейзажам точки, с которых сделаны картины. Это... оказалось довольно просто. Уже через полминуты хронометража федералы вычислили квартиру некого художника и устроили слежку в комнате напротив с подзорной трубой на штативе - классика шпионских детективов. Как раз когда детективы прибыли с инспекцией поста наблюдения, наш Игорь собрался на обед. И это был - кто бы мог подумать! - тот самый лже-священник! Решив не терять возможность, Грэйсон и О'Хара проникли в его комнату и проверили картину переносным рентгеном или там ультрафиолетовой лампой, которая работает от розетки (я точно не понял, что это там изображало, но в любом случае это был голимый киномонтаж). Само собой, проверка показала те же самые формулы под краской. Как видите, фильм просто поражает своей непредсказуемостью.
Картину Браун вскоре закончил и отправил в Лондон, но наши детективы ее лично перехватили в порту и проверили. А сам он после этого взял билет на самолет и приехал в Лос-Анджелес, в художественный салон в Лейквью, который крышевал некий Адольф Майзнер. Вот так заложена традиция давать в американских послевоенных фильмах советским шпионам немецкие имена. На самом деле там, разумеется, штаб-квартира коммуняк, которые сидят кружком за столом и пьют водку. Этой теплой компании Игорь и рассказал, что убил Радчека, так как тот попал под наблюдение ФБР. Увы, но жертвы неизбежны в деле борьбы за революцию, комрадс - говорит он. Заодно ему передал фото О'Хары тот самый таинственный убийца-бородач. Это некий Кревс. Латышская фамилия? Интересно. Роль исполняет молодой и красивый телеактер 50-х Рэймонд Берр, который по иронии судьбы всего через три года сыграет еще одного коммунистического шпиона в фильме
«Рука с хлыстом» - на сей раз седого усатого толстяка. Понятно, что Игорь с большим интересом относится к фото и решает пустить все силы на борьбу со своим главным врагом. Кто же победит - Бэтман от ФБР или коммунистический Джокер?
Тем временем детективы приехали к директору Таунсенду, который, рассмотрев формулу, подтвердил, что она действительно из их лаборатории. Но что еще интереснее - она вычислена буквально несколько дней назад в их узкой группе ведущих исследователей. Надо выходить на место! - понимают детективы. После небольшой просветительской экскурсии по лаборатории, которую проводил закадровый голос, они обсудили положение дел в кабинете директора. Взгляд О'Хары упал на зеркало, и он сказал что-то типа: «Ребят, я смотрел «Дом на 92-й улице», там агенты вычисляли шпионов через двойное зеркало, давайте так же сделаем!» Идея поддержана. Федералы, поставив зеркало, устроили слежку за группой Таунсенда. В нее входит, по традициям американской толерантности, целый интернационал ученых. Это гениальный австрийский математик Риттер Ван Столб, британский учёный Уильям Форрест, американский учёный Гомер Аллен и секретарь группы, женщина Тони Нива, которая знает несколько языков.
На первом же заседании участники вычисляют какую-то там новую формулу, которая очень продвинет их по пути исследования. Все радуются и все довольны. Ну, а федералы в ходе своих съемок передачи «За стеклом» 1948 года понимают, что Тони не только заведует всеми делами группы и хранит их в сейфе Таунсенда, но еще и крутит шуры-муры с Риттером! Он ее даже подвозит после работы на машине.
Парочка голубков-федералов продолжает работу, а ночью, лежа в раздельных кроватях, потому что 1940-е и нетолерантность, болтают за жизнь... Однако наблюдение за учеными ни к чему не приводит, а гнусный Браун тем временем отправляет очередную формулу в картине. Детективы недоумевают - где же утечка? И лишь в кабинете начальства Грэйсон, как земляк Шерлока Холмса, понимает - а что если Тони передает данные через белье, которое сдает в химчистку после работы! Надеюсь, зритель не догадался об этом раньше детективов после того, как ему показали сцену со сдачей белья в химчистку крупным планом. Чтобы вычислить утечку, Грэйсон в итоге устроился в нее рабочим.
И вдруг ему неожиданно повезло! Однажды, когда он возился с бельем, в открытую дверь он увидел, как в химчистку пришла Тони, которая сдала белье хозяину. Тот незаметно взял из кучки платок, который передал некому связному - тот пришел во всем черном и с мефистофельской бородой. Рога сатанистский коммуняка, очевидно, прятал под шляпой.
Смекнувший все Грэйсон по договоренности с дежурившим на улице в автомобиле О'Харой тут же вышел типа покурить и дал ему знак. О'Хара последовал за Кревсом, спрятался за забором, дождался благоприятного момента и неожиданно на него напал, избив комми и отняв его сверток а заодно деньги и часы для отвода глаз. Возможно, конечно, стоило работать более тонко... Например, сымитировать карманную кражу или там арест полицией с осмотром вещей... Ну да ладно, это все слишком сложно. В итоге платок попал в руки лабораторных крыс ФБР, которые долго и пафосно с ним химичили, стараясь найти формулу. При этом фильм всерьез пытался нагнать напряжения музыкой и планами, типа, удастся ли расколоть платок, как будто мы и так не знаем, чем это кончится. Платок долго и многозначительно просвечивали, проявляли, обкуривали, и лишь когда его догадались перевернуть опрыскать каким-то дихлофосом, там действительно обнаружилась формула. Поистине, финал неожиданный, как выборы Единой России.
Однако и коммуняки в салоне Майзнера не дремали! С нетерпением дождавшись избитого Кревса, они его допрашивают. Тот кричит, мол, я погиб, ко мне приходил следователь! А Браун ему такой: тебя посодют, а ты не воруй!.. А, нет, что-то я путаю... В общем, таваристч Браун мрачно выговаривает ему за провал, пока остальные коммуняки расселись вокруг в позах гангстеров. Да они и впрямь явно намереваются сделать Кревсу бо-бо как гангстеры, в заливе там утопить или из томми-гана расстрелять... Но к счастью, хозяин прачечной весьма вовремя вспоминает про нового рабочего...
Легко сложив два и два, коммунистические ганстеры сразу поняли, где копать, и прибыли на квартиру к Грэйсону, который снимал ее в каком-то частном домике на окраине. Там устроили засаду, и когда ночью он вернулся домой, легко его схватили, да еще вместе с домохозяйкой. Товарищ Кревс, как настоящий коммунистический ганстер, стал допрашивать Грэйсона и бить его по лицу. Но тот старательно изображает, что он ничего не знает, поэтому Кревс перешел на домохозяйку и стал бить бабу по физиономии. К счастью, старушка оказалась не робкого десятка и вдобавок стойкой американской патриоткой. Она даже произнесла спич о том, как жалки и убоги угрозы коммунистических наймитов сломить дух Ее Страны! Кстати, эту высокопатриотическую роль сыграла уроженка России Тамара Шейн, эмигрировавшая в 1929 г. на свою Великую Американскую Родину, где играла во всякой ярой клюкве типа
«Красный Дунай».
Как на грех, тут приехал и О'Хара, потому что Грэйсон с подозрительно доброй гомосячьей улыбкой пригласил его по телефону к себе домой на ужин, типа победу отпраздновать... Ну вы кагбэ понимаете, о чем я... Цветов и шампанского О'Хара не захватил, но зато привез платок... зачем-то... Кревсу только того и надо. Захватив в плен федерала, он довольно бьет его по наглой капиталистической морде, берет платок и уходит, приказав подручным расстрелять федералов, и те после его ухода ставят тех к стенке. Война коммунизма с капиталистическими карателями требует ставить к стенке врагов революции!
Но на счастье капиталистов, по традиции Cheka красные гангстеры сначала решили обобрать буржуев и приказали им снять пиджаки и часы. Пока те возились, старушка домохозяйка решила пожертвовать собой и ударила одного охранника по руке. Федералы, конечно, воспользовались моментом. Стрельба, жестокая драка, битва - и вот они на свободе. Увы, старушка схватила пулю и потому героически умирает смертью храбрых. Но все же это не помешало ей перед смертью не только стоически улыбаться и не выдавать боль, но даже прочитать патриотическую речевку о том, что она рада была умереть за свою великую и прекрасную американскую родину. Жаль, что она не могла еще написать своей кровью пальцем на стене: «Да здравствует Америка! Умираю, но не сдаюсь! За Родину, за Рузвельта!» Но уверен, что ей помешало только традиционное для кино тех лет отсутствие ранения от пули в кадре.
Разумеется, сладкая парочка поспешила в салон, где располагался коммунистический штаб. Через нуарные кадры вооруженные револьверами крутые мэны разбивают дверь, проходят длинными темными комнатами, спускаются крутой лестницей в черный подвал с мрачными силуэтами на стенах... И ничего не находят, потому что коммуняки уже успели сбежать через дырку в стене. Красный след потерян.
Тогда федералы решили надавить на совесть Тони и пригласили ее в кабинет Таунсендта. Однако та, узнав об обвинениях, категорически все отрицает и заявляет, что она честная американская гражданка и член пар... э-э-э-э-э, тьфу ты... То есть, патриотка. А если Ван Столб чего через нее и передавал, то она не в курсах, ей много чего передавали. Естественно, федералы отправились домой к Ван Столбу. Открыв дверь, они прошли в спальню и увидели, что Ван Столб там спокойно лежит. Дохлый как мечты коммуняк оккупировать Америку. По косвенным уликам понятно, что он умер от отравления. Однако - что такое! - стакан с ядом почему-то оказался в другой комнате! Это неопровержимо свидетельствует, что это убийство! - понимают наши детективы. И это явно советские шпионы. Ведь только тупые коммуняки забудут перенести его в спальню.
Нда... Напоминает «Пистолет с крыльями» Рекса Стаута, только там убийца, изобразивший самоубийство выстрелом в рот, по глупости положил пистолет на стол, а тут вместо пистолета - яд. Детективы тех времен, конечно, были глубоко интеллектуальны...
В общем, Ван Столба скорее всего подставили, чтобы скрыть реального крота в ведомстве. Но кто это? Тогда федералы решили еще последить за учеными и ночью посадили хвост к Гомеру Аллену, когда он уезжал с работы. Слежку возглавляли лично детективы на служебных автомобилях с телефонной связью. Внезапный поворот! Когда О'Хара ехал вслед за Алленом, он испачкал руку о непотушенную сигарету и сообразил, как крот мог передавать данные... Однако почему-то рассказать по телефону соседу он не хочет, обещает, мол, потом скажу, сюрприз будет. Неудивительно, что злодеи в очередной раз телепатией поняли, что его надо заставить молчать! Внезапно на машину О'Хары налетел инфернальный черный автомобиль аццкого коммунистического сотоны Кревса! Погоня! Напряжение! Саспенс!
(под музыку из «Берегись автомобиля»): «Погоня! Какой детективный сюжет обходится без нее. Один бежит, другой догоняет... таков непреложный закон жанра. Детектив без погони, это как жизнь без любви»
Далее - сцена, которая даже в те времена была штампом: Кревс стреляет из револьвера в героя ФБР, бьется стекло, машина виляет и падает с обрыва в кусты. Автомобиль переворачивается на бок и загорается, О'Хара не может вылезти и открыть дверь. К счастью, Грэйсон, не дозвонившийся до приятеля, успел примчаться на помощь и вытащил друга из загоревшегося автомобиля. Остро не хватает традиционного взрыва бензобака в конце сцены, но тогда такое еще не научились делать.
По рации детективы оповестили полицию в округе о таинственном черном авто Кревса, который преследовал Аллена, и полиция приводит их в загородный дом, где собрался весь коммунистический штаб. Окружив дом полицией, О'Хара взял в руки микрофон от мегафона и закричал что-то типа: с тобой не гавкает, а разговаривает старший оперуполномоченный Калифорнийского отдела ФБР! Предлагаю сдать оружие и выходить с поднятыми руками, руки вверх, ноги врозь, рот открыт на ширину приклада! Но надо отдать должное коммунистам, коммунисты не сдаются - они ответили ожесточенным сопротивлением. В ответ ФБР и полиция открыли по зданию не менее ожесточенный огонь из револьверов и автоматов. Традиционная финальная перестрелка - какой же нуарный боевик без нее!
В процессе пострелушек О'Хара лично убил Кревса и выпустил немало пуль из автомата с бесконечным боезапасом. Осознав бессмысленность сопротивления, владелец прачечной пытался сдаться властям, но гнусного перебежчика на Запад хладнокровно покарал на месте выстрелом в спину товарищ политрук Игорь Браун. Когда же все защитники дома Игоря закончились, федералы рискнули войти внутрь черного дома в непроглядную тьму. И конечно, обнаружили там массовое побоище...
Выстрел! Но защитники добра целы - это Грэйсон успел застрелить высунувшегося из-за укрытия Игоря, который чуть не убил его любов... любимого друга. «Хороший выстрел, приятель», - улыбается тот. А в одной из комнат обнаружен и мрачный Гомер Аллен.
ФиналЪ. В лаборатории Аллен невозмутимо заявляет, что его похитили и удерживали у себя злые коммуняки, во что федералы, конечно, не верят. После долгого разговора они хватают его за руку, наносят раствор - и выясняется, что формулу профессор с помощью специального состава скопировал на руку и передавал коммунистам, видимо, сваливая свое грязное белье в общую кучу. Аллен, увидев неопровержимые доказательства, тут же меняет тактику и заявляет, что будет жаловаться в Конгресс, Верховный суд ООН, Путину - ну, и так далее: «Я знаю свои права, меня защищает Конституция, я американец!» В общем, типичный американский предатель, который прикрывается демократическими правами для шпионажа против своей Американской Родины. Какое счастье, что такие предатели вроде супругов Розенбергов были справедливо посажены за это на электрический стул, а тысячи этих подонков разоблачили святоносные Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности! Извинившись перед Тони за подозрения, федералы пафосно выходят под рок-запил из здания и шествуют к новым делам и новой борьбе с теми, кто готов повести Америку по кривой дорожке. Конец.
Итог.
Перед нами был типичный, невзыскательный, но все же смотрибельный и небезынтересный фильм категории Б своего времени, который заложил основу изображения коммунистических шпионов как обыкновенных гангстеров. И все же по-своему он неплох. В принципе, самостоятельный и не слишком глупый сюжет прописан вполне сносно для своего жанра и содержит нужную интригу. Актеры отыграли вполне достойно, благо, на главные роли взяли харизматичных и обаятельных звезд нуарных фильмов - Денниса О'Хида и Луиса Хейуорда. Да и отрицательные типажи сыграны хорошо и со вкусом. В сюжете много действия, поворотов, стрельбы, пальбы, динамики. Но главное его достоинство - из всех антикоммунистических нуаров это самый нуаристый нуар. Полное соответствие канонам жанра. Темнота в половине хронометража, растворение героев в сумраке, черные тени повсюду, силуэты персонажей в кадре, злодеи в черных шляпах, черные автомобили, черные револьверы, закадровый голос, западни, обман, преследование, экшн, наконец! Все-таки это мой первый нуар, где я увидел автопогоню. По этой части фильм не хуже, а даже лучше других антикоммунистических нуаров, что я видел, фильмов
«Я был коммунистом для ФБР» (1951), «Я была замужем за коммунистом» (1949),
«Происшествие на Саут-стрит» (1953), «Вор» (1952),
«Рука с хлыстом» (1951),
«Красная угроза» (1949) и
«Человек на веревочке» (1960). А это были не худшие конкуренты.
Собственно, весь фильм и планировался как вполне типичный нуар категории Б. Продюсер фильма Эдвард Смолл на них к тому времени уже собаку съел и это был уже третий его нуар с Деннисом О'Хидом после фильмов «Агенты казначейства» (1947) и «Грязная сделка» (1948). Их ставил один из классиков нуара Энтони Манна, но «Идти преступным путем» достался Гордону Дугласу - знаменитому американскому многостаночнику, который готов был поставить что угодно за какие угодно деньги, но вполне качественно. Именно он потом снял «Я был коммунистом для ФБР», который был той еще парашей, но многим понравился. Зато работал он с тем же оператором, Джоном Олтоном, благодаря которому фильм получил такую блестящую нуарную атмосферу. Разве что с нагнетанием и запутанным сюжетом не сложилось, но это из-за хроникального стиля. Как я уже говорил, «Пройти преступным путем» был выпущен на волне популярности псевдодокументальных нуаров, популярных на волне «Дома на 92-й улице» во второй половине 1940-х. Там даже диктор тот же, Рид Хэдли. Он идеально укладывался в ряд таких фильмов как «Агенты казначейства» (1947), «Обнажённый город» (1948), «Он бродил по ночам» (1948), «Звонить Нортсайд 777» (1948), «Таможенный агент» (1949), «Паника на улицах» (1950), «Курс на восточный маяк» (1952), «Вниз по трём тёмным улицам» (1954) и др. Да и тема, хотя и была тогда модной, вскоре будет избита: похищающие ядерные секреты коммунисты и просто безликие шпионы будут возникать в американских триллерах еще часто, в лентах типа «София» (1948), «Проект Х» (1949),
«Атомный город» (1952), «Пуля для Джоуи» (1955),
«Происшествие на Саут-стрит» (1953), «Вор» (1952), «Целуй меня насмерть» (1955), «Кафе на 101-й улице» (1955) и др. Оригинальнее всех поэтому поступил Фриц Ланг в «Плащ и кинжал» (1946): там американцы наоборот, похищают ядерные секреты у нацистов!
Впрочем, и недостатки фильма вполне очевидны - шаблонные образы, невзыскательные повороты сценария, пропаганда, а главное - откровенная предсказуемость большей части сюжета. Понятно, что шпионов найдут, что из горящего автомобиля вылезут, что враг тот, о ком говорили и т.д., и только интрига с кротом в лаборатории кое-как прописана, но ее постоянно забывают, выставляя злодеев на первый план. Ну, и то, как быстро киностудия Коламбия Пикчерз повернула нос по ветру и стала обличать коммунистов ради того, чтобы угодить пропаганде, показательно. Короче, до шедевра далеко, но как нуар - работает и работает неплохо.
А следующим будет последний (во всех смыслах) фильм из этой когорты, и наконец-то я смогу покончить с этой темой. Всем привет, комрады, эпоха заканчивается и слава богу.
Click to view