Маккарти Продакшнс представляет: «Атомный город» (1952) / «Пуля для Джоуи» (1955)

Apr 05, 2018 11:09

В американском антикоммунистическом кино 50-х всячески эксплуатировалась не только тема подрывных действий коммунистов в ряде стран, не только внешняя угроза в лице СССР, но и атомная истерия, вызванная угрозой ядерной войны. Соответственно, это совпало с набирающим популярность жанром триллера, и в итоге появилось множество второсортных книг, фильмов и комиксов на тему о похищении вражескими агентами ядерных секретов. Апогей этого был явлен в «самом мрачном фильме классического нуара» «Целуй меня насмерть» (1955), в котором частный детектив-дуболом Майк Хаммер, герой популярных книг и комиксов, охотится, ни много ни мало, за ядерным чемоданчиком - который еще и срабатывает в конце. Но для примера мы рассмотрим пару других фильмов 50-х об атомном шпионаже, объединенных темой похищения людей.



На территории Соединенных Штатов, в Лос-Аламосе, в пустынных просторах штата Нью-Мексико расположен американский исследовательский центр, где проводятся секретные ядерные разработки. В этом городе главный физик-ядерщик Фрэнк Эддисон живет обычной жизнью среднего американца - у него любимая работа, жена и обожаемый сынишка. И вот однажды всё рухнуло... Сын Фрэнка похищен вражескими агентами. Охотники за секретными разработками рассчитывают прибегнуть к шантажу и угрозам, чтобы выведать у Фрэнка тайну водородной бомбы...

От фильма с таким постером и с такой аннотацией ждешь шпионских интриг, погонь, перестрелок, антагонистов в плащах и шляпах, мрачных ночных сцен, потасовок на узких железных лестницах, нуарной музыки, пожаров и диверсий на заводах и прочих остросюжетных красивостей в духе шпионских лент тридцатых-пятидесятых. И вот обломитесь, ничего этого не будет.

Итак, наш герой - это ученый Фрэнк Эддисон, который работает в атомной лаборатории небезызвестного «ядерного» города Лос-Аламос из Нью-Мексико. У него типичная семья 50-х - красивая жена, красивый сын, страшненькая дочка. Самая большая проблема в жизни - сломанный телевизор, для которого приходится вызывать мастера.




Ну, вы же знаете, телевизор в американских семьях в 50-е - окно в мир.



И да, заметьте - у Фрэнка есть светильник-самовар. И это не будет иметь никаких объяснений.

Так как это Лос-Аламос, «Атомный Город», то учебные взрывы тут такое же будничное дело, как дребезжание шкафа от уличного трамвая, а дети гуляют прямо рядом с забором атомного комплекса. И я не шучу - ни в первом, ни во втором случае.




Да уж, здесь только полковника Бастора Монро не хватает для полной идиллии.



К сожалению, насладиться бытом городка нам не дадут, так как всё переходит к похищению. На школьной поездке на какую-то ярмарку пропадает сынок Фрэнка Том. Его учительница Эллен, молодая и красивая девушка (а судя по кино 50-х, все учительницы того времени были молоды и красивы), бежит со всех ног домой к его родителям, но дома ее успокаивает Фрэнк - он просто забрал Томми пораньше после работы. Незаметно от училки, ну да, ну да. На самом деле Фрэнк вынужден лгать, потому что его заставляют молчать похитители, которые коварно крутят родителям голос пацана по магнитофону.




Они заставляют Фрэнка обменять сына на выкраденный секретный файл, и тот идет на преступление. Но не зря бойфрендом Эллен был агент ФБР, который быстро заметил странное поведение Фрэнка!




Но Френк говорит, что нарочно хотел подсунуть устаревшие данные, и его, конечно, прощают за эту минуту слабости. Все вместе они проворачивают операцию по выслеживанию похитителей. Далее идет полицейская работа, которая не изменилась с 50-х - прослушка телефонов, пафосное создание плана, слежка на оперативных автомобилях и прочая документальщина. Наконец фбровцы передают связному файл с формулой через почту.




Но связной, который постоянно жуёт, как животное, жвачку, не торопится что-то передавать файл. Вместо этого он едет на стадион - единственное место в фильме, где есть чернокожие - и там с увлечением следит за матчем по бейсболу, пока фбровцы следят за ним. Жвачному повезло - он даже поймал мяч и вернулся в машину самым счастливым человеком на свете. Но тут-то лафа и закончилась, потому что зверские комми взрывают использовавшегося им втемную мелкого бандита в автомобиле, тем самым обрубая kontsы. Файла при убитом, конечно, не оказалось.




Кстати, это тот же самый парень, который был убит коммунистами в «Красной угрозе» за то, что смел сомневаться в партийной доктрине. Видать, переубедили после этого.

Далее еще один традиционный момент - ФБР проверяет съемку связного по камерам видеонаблюдения. Нет, блин, я не шучу - они смотрят на кинопроекторе заснятые планы со связным из предыдущего видеоряда фильма. И ладно там, на стадионе типа снимали камерой для телевидения - но вот камеры ВНУТРИ и СНАРУЖИ почты я могу объяснить только видеонаблюдением 1952 года! Хотя почему нет? Если в «Красной планете Марс» и «Вторжении в США» уже в 50-х были телевизоры с ЖК-экранами, а в «Я был коммунистом для ФБР» - мобильные телефоны в машинах, то почему здесь не может быть видеонаблюдения?!




Это еще что, отыщите забытый нуар Radar Secret Service (1950): там полиция следит за похитителями радиоактивного урана, которые ходят продать его иностранцам для изготовления атомных бомб и уничтожения США - ПО РАДАРУ. Причем радар настолько продвинут, что в штаб-квартире просто крутят ручки и транслируют четкое изображение грузовика с ураном на присоединенный телевизор! Обожаю технику 50-х!

Проверка навела агентов на мысль, до которой зритель дошел с самого начала - файл передан связным в единственный момент, когда его не было видно и он был закрыт вставшей толпой вместе со стоящим рядом продавцом хот-догов. Могучее детективное прозрение!!!




Продавец оказывается... Кем бы вы думали? КОММУНЯКОЙ!!! Его арестовывают и начинают допрашивать. Фрэнку показывают этот допрос через стекло - причем стекло каким-то образом умеет по повороту ручки делаться из темного прозрачным. Потрясающий эффект, который сплагиатили из классического нуара «Дом на 92-й улице» и которого добились, тупо включая в комнате допросов свет. Но предъявить арестованному нечего - а кино 50-х подтверждает, что в спецслужбах того времени служили сплошь и только законники! Мерзкий продавец лишь усмехается, ссылаясь на какой-то там Билль о гражданских правах.






Безутешный отец в ярости хочет отомстить агенту Сталина, но его останавливают агенты ФБР, которые с искренними лицами говорят: Шурик, это же не наш метод! И лишь успокоив Фрэнка, все три агента ФБР... Просто выходят из комнаты. Не заперев кабинет с продавцом. А потом очень картинно удивляются тому, что Фрэнк зашел в камеру и вытряс из арестованного душу (процесс остался за кадром). В общем, понятно. Кагбэ, закон законом, а семья семьей - в общем, не стесняйся бить коммуняку по хлебалу.




По названному продавцом адресу агенты прибывают на явку коммунистов, но находят там только расшифрованную подставную формулу - а значит, коммуняки поняли обман и исчезли безвозвратно.




Где же на самом деле скрывается маленький Томми? Его держат в национальном парке индейских поселений в Нью-Мексико, в пустыне близ Санта-Фе, в руинах Пуйе на высоких южноамериканских горах, где в XII-XVI веках жило племя индейцев-пуэбло и от которых подпольщики регулярно отгоняют назойливых туристов.




Тут прибывает доктор физики Рассет, осматривает документы и говорит, что они, сцуко, фальшивые. А значит надо в отместку пойманного мальца немного убить. Но героический Томми не лыком шит! Пока все подпольщики говорили у подножья, он с немалым трудом сам выбрался из хижины и бросился бежать. Мужики бросаются в погоню.




Томми удается заныкаться в пещеру в скале, и мужики его там замуровывают камнями. Но к счастью, выигрышный лотерейный билет Томми с ярмарки выпал возле скал, уцелел за эти дни, его случайно нашел ребенок туристов и случайно его потом увидел агент ФБР, который тупо сидел рядом и пил пиво. С помощью этой череды неожиданно удачных совпадений, заменяющих сценаристу процесс детективной логики, полиция все поняла и нагрянула под скалы.




Подпольщиков долго пугают полицейским вертолетом, который с помощью громкого шума отрабатывает все спецэффекты фильма, и берут в плен. Остальные - в пещере - решают сдаться, но их в спину застреливает доктор Рассет. Акция бессмысленна, так как потратившего патроны доктора тут же взяли в плен самого. Это коммуняки, не ищите в их человеконенавистничестве логики...




Но Томми вышел из замурованного уголка и случайно выпал, чудом ухватившись за почти отвесную скалу. Так он висит добрых минут 15. К нему лезет агент ФБР с талантами альпиниста.




Но наконец ребенок спасен и возвращен родителям. Семья обнимается и радуется на фоне южноамериканских пустошей. Федералы ликуют. Ура, конец.



Что сказать? Фильм - в целом малопримечательный экземпляр своего времени. Первый час действия - добротный, но стандартный триллер о похищениях тех времен, в котором бандиты просто заменены на коммунистов. Сценарист Сидней Боэм таких триллеров еще с 30-х настрогал достаточно, да и позднее ими отметился наряду со всякими трэшаками и вестернами. У режиссера Джерри Хоппера это вообще был полнометражный дебют. Для дебюта, правда, справился неплохо, а позднее он отметился как крепкий телесериальщик. В целом сделано качественно, но как-то сухо благодаря документальному стилю. Но вот последние минут 25 - в принципе, интересное зрелище благодаря динамике, побегу мальчика и его борьбе за жизнь на скалах. А, и еще в роли родителей какие-то тогдашние звезды. Лучше бы уж быт атомного городка показали, а то вместо этого в начале показали кинохронику работы в атомной лаборатории, а потом постоянно эксплуатировали форму маскарадных ковбоев... Ох уж эти маскарадные ковбои 50-х...



Ладно, может, второй фильм будет лучше? Ведь там все-таки нуар.



Из отеля в Монреале выходит доктор Карл Маклин, именитый физик-ядерщик. По пути на работу он беседует с обезьянкой местного шарманщика и радостно идет дальше. Но на незнакомого бродячего шарманщика обращает внимание проходящий патрульный констебль, который ВНЕЗАПНО замечает в шарманке ТЩАТЕЛЬНЕЙШИМ ОБРАЗОМ замаскированную киномеру. Конечно, это был на самом деле агент коммунистов!




Штирлиц никогда еще не был так близок к провалу...

После этого мужик с обезьяной и тяжелой шарманкой легко убегает от длинноногого офицера полиции с помощью волшебного монтажа. Но офицер тоже умеет пользоваться магией монтажа, бежит за ним и неожиданно оказывается... впереди него.




Важный полицейский обыскивает шарманку, и когда он неосторожно наклонился над ней, начисто проигнорировав шарманщика с тяжелой палкой сзади, тот забивает ею констебля по голове! Боже, какое жестокое коварство...

По заветам нуара на место убийство съезжаются хмурые детективы в шляпах «федора» и дождевых плащах. Следуют гениальные диалоги в традициях жанра: «Серега, у нас труп, возможен криминал, по коням» «Он был моим другом!» «Он был и моим другом, бро». Благодаря расспросу доктора органы понимают - надо искать шарманщика. И шарманщик быстро находится... В виде анонимного трупа на улице - заказчики подстраховались. Следствие, само собой, заходит в тупик.

А тем временем мафия... простите, коммунисты - не спят. Им во что бы то ни стало нужно выкрасть доктора. Для этого они обращаются к профессиональному киллеру Джоуи Виктору, суровому мену, называющего всех «baster», который после побега от правосудия прозябал где-то в канадской эмиграции. Через некоего подставного винодела Рафаэля Гарсия они показываю Джоуи пленку с профессором (видимо, это была единственная цель съемки) - и предлагают 80.000 долларов за похищение файла, что даст Джоуи возможность вернуться на родину и умереть на родной земле.




Джоуи, разумеется, согласен. Он прибывает в Канаду, где его тщательно инструктирует заказчик - мистер Хартман.




Но Джоуи не работает один! Он собирает компанию своих бывших дружков в стиле «12 друзей Оушена». Вместе они маскируются под... ну вы знаете этих странных людей, которые посреди улицы торчат с геодезическими камерами и шкалами и что-то вычисляют. Идеальное прикрытие, на самом деле. Проследив за доктором немного, они решают подобраться к профессору через его секретаршу Юван Тембли, которую подручный Джоуи встречает в танцевальном клубе и начинает за ней ухаживать.




Катя Пушкарева - версия 50-х.

Подручный легко завязывает с дурнушкой отношения. А у Джоуи тоже - любопоффь. К нему приходит старая пассия - мисс Джойс Гири. Когда-то они были вместе, но расстались... Ведь именно этого вы ждете от нуарного триллера - люпффи?




Теперь Джоуи уговаривает ее выступить для подстраховки в деле и стать любовницей доктора. Поломавшись, блондинка соглашается и сходится с доктором в гольф-клубе и за шахматами. Далее штамп - она втягивается, и Джоуи ревнует. Но не время думать о любви, когда на носу работа! Опять же, сестра секретарши замечает, что та лжет ей и скрывает отношения с каким-то мужчиной.




Но доктор Маклин не придает этому значения и мило воркует с Гири - а зря! Ночью за городом, в автомобиле, где секретарша трахалась целовалась с подручным, тот выведал у нее, где доктор проводит свою работу, а потом, раскрыв себя, застрелил убегавшую девушку в спину! Какое жестокое коварство... И вот уже второй человек палится на ровном месте и решает все проблемы мокрухой - дилетанты, чего с них взять.

Тело находят. Сестра сообщает о подозрениях тому же инспектору, что расследовал убийство констебля, и по отпечаткам пальцев на взятой напрокат машине полиция подбирается к подручному. Хартман возмущенно орет на Джоуи, хотя давеча прокололся на том же самом. И тогда Джоуи легко решает проблему с подручным - тем же старым-добрым американским способом, как в той истории про двух зайцев...




Но и полиция не дремлет. Она устанавливает наблюдение за одним из подозреваемых, старым знакомым Джоуи. И вот когда он в ресторане танцевал с симпатичной дамой под джаз из музыкального автомата, на него напал ее ухажер и как следует навалял. Такое впечатление, что все фильмы 50-х обязаны были иметь хотя бы одну сцену драки - экшн, чо.




Канадская полиция относится к этому с пониманием и радостью... На самом деле все это была, конечно, полицейская операция. В КПЗ с подозреваемого снимают отпечатки и, установив совпадение, организуют наблюдение, с помощью которого полиция выходит на ферму вблизи Монреаля, где скрываются наши подпольщики. Те, прочухав неладное, улепетывают в машине под носом агента, маскировавшегося под телефонного мастера - но след уже взят...

Инспектор допытывает у простофили-доктора, откуда он знает мисс Гири. Но подозрений не раскрывает, паразит этакий. Маклин тогда звонит ей домой, и Гири отвечает ему под настоянием прискакавшего Джоуи. Доктор так наивен, что даже сам предлагает проводить ее в аэропорт, но дома у Хартмана, приняв на посошок, не выдерживает первой же рюмки.




На самом деле, конечно, это была вражеская операция - Маклину подсыпали снотворное. На прощание Джоуи дает бабе деньги за работу и отнимает признательное письмо, которое та написала под действием смерти секретутки. Замаскированного под пьяного Маклина и всех остальных вывозят из страны на подкупленном канадском пароходе. Полиция, спохватившись, едет во все концы в поисках доктора - но тут люди Джоуи хватают того самого инспектора на пустынном шоссе, каким-то образом вычислив, в какую именно сторону он поедет.




Их сажают в кузов грузовика, грузовик - на платформу корабля Хартмана - и тот отправляется в путь! ЗАЧЕМ ИМ СЫЩИК?!! - спросите вы? Э... Ну... А... Понятия не имею. Может, они хотят их познакомить с прелестями GULAG. Но полицейские легко, без намека на напряжение выбираются из грузовика с помощью найденного ломика - и подают сигнал по служебному радио. Однако в самый неподходящий момент люди Джоуи возвращаются, убивают шофера инспектора, а самого инспектора... а самого инспектора, проходившего весь фильм с лицом старой жабы, тронуть, конечно, нельзя - он же суровый персонаж! Поэтому его просто отводят к Джоуи и Хартману в каюту.

Далее завязывается прям-таки гениальнейший триллер, в котором инспектору дают ходить по каюте, болтать и говорить что угодно. Но Хартмана ему не переспорить...




В разгар беседы судно отходит. Вместе с компанией Джоуи на борту. Джоуи в шоке, но протестовать бесполезно - его тут же обезоруживают.




В оставшиеся семь минут фильма инспектор так же без напряга переманивает Джоуи на свою сторону, тот легко соглашается на сотрудничество - и так как их и не подумали запереть, новоиспеченные союзники сразу устраивают бунт на корабле. Инспектору даже удалось пробраться к грузовику с рацией, но оказалось, что ее уже сломали, и тогда он на глазах Хартмана пускает сигнальную ракету для морского патруля. Хартман тогда пытается вывести Маклина и убить его, чтобы не оставлять следов... вместо того, чтобы просто набрехать пограничникам - логично, ну да. Но Маклина спасает решивший напоследок отомстить Джоуи...




Хартман был убит, но, как это бывает в фильмах, последней пулей успел забрать с собой и Джоуи. Отсюда и название фильма, о котором вы давно забыли. Все оставшиеся в живых актеры, конечно, скорбят с каменными харями.




Напоследок перед тем, как вдохнуть воздуху и неубедительно умереть, Джоуи просит перевезти его прах в Америку, чтобы захоронить на родине... Инспектор, конечно, обещает. И он уше-е-ел, не встретяв перваю вясну-у-у-у, домой прише-е-ел - в салдатскам цинкавам грабу...




Вот на этой возвышенной ноте смерти наемного убийцы, рэкетира, похитителя, бандита и честного патриота - и заканчивается фильм.

Что сказать? Откровенно скучный и штампованный проходняк своего времени. Технически снято хорошо, но - в сюжете нет ни интриги, ни интереса, ни - особенно - напряжения и тревоги. Просто пустой сюжет с неожиданным финальным твистом про патриотизм как последнее прибежище негодяя. Хорошо хоть актеры отыгрывали - кроме бездаря-доктора. Оно и понятно, Джоуи сыграл профессиональный киногангстер Джордж Рафт, а инспектор Ледук, боровшийся с коммунистами - это именитый актер Эдвард Г. Робинсон, который тоже часто играл гангстеров. Также он был ярым критиком фашизма и расизма и делал пожертвования антифашистским организациям, за что потом дважды давал показания Комитету по антиамериканской деятельности. Был оправдан, потому что назвал «имена коммунистических сторонников» - Альберт Мальц, Далтон Трамбо, Джон Ховард Лоусон, Фрэнк Тутл и Сидни Бухман - и отказался от некоторых «красных» организаций, заявив: «Меня обманули и использовали». Не всем такое поведение демократа-акробата понравилось, так что карьера его после этого поугасла, и из-за этого он снимался вот в таком. Злодея же Хартмана сыграл Петер ван Эйк - польский немец-эмигрант, который после войны приехал в Германию и, как офицер армии США, стал здесь киноконтролером, а потом и режиссером. В Америке же в основном снимался в роли всяких немецких офицеров и нацистов. И это показательно - ведь о том, что злодеи здесь коммунисты - можно догадаться только по фразе Хартмана, что, мол, мы боремся за мир, больше о их мотивах ни слова. Словом, совершенно рядовой и штампованный детектив своего времени. Как вы уже поняли, такая копродукция была в те времена самой типичной...

Что ж, посмотрим, что нас ждет дальше.

image Click to view

а) Кино, 5) Клюквоведение, 4) Какая-то другая ягода

Previous post Next post
Up