Начало 1950-х - это пик маккартизма в Америке. Облавы на коммунистов, суды над ними и допросы, остракизм и травля, возбуждение ненависти к СССР, третирование выступавших в защиту демократии звезд от Чарли Чаплина до Поля Робсона, злобная антикоммунистическая пропаганда в кино, комиксах и на телевидении с демонизацией коммунистов и СССР вплоть до призывов к атомной войне - все это про те времена. Тысячи людей лишились работы и попали в черные списки за коммунизм. Людей вносили в списки даже за поздравительные телеграммы МХАТу 10-летней давности. Не отставали и рядовые реакционеры. В 1949 году в городке Пикскилл, штат Нью-Йорк, добропорядочные расисты встретили горящими крестами Поля Робсона, выступавшего на благотворительном концерте в пользу Комитета гражданских прав. С криком: «Ниггеры, убирайтесь в Россию!» они ранили битами 13, а на втором концерте 140 человек. Особенно
пострадал Голливуд. В 1947 г. после обстрела автомобиля, а потом избиения и похищения Херберта Соррела развалилась Конференция студийных профсоюзов. Вскоре все голливудские профсоюзы были уничтожены. Уровень остракизма показывает то, что фильмы с участием «красной» Кэтрин Хепберн забрасывали помидорами. Но настоящие репрессии Комиссии по антиамериканской деятельности развернулись именно в 1951 г. и бушевали два года, лицемерно прикрываясь делом Розенбергов и войной в Корее. Сотни людей прошли через нее, большинство выдало своих друзей, знакомых и родственников, многие потеряли работу, кое-кто сел в тюрьму или эмигрировал, а оставшиеся ломались после потери работы, паспорта и многолетней слежки ФБР, которое следило едва ли не за всеми, кто был в черных списках. Все это, разумеется, во имя демократии. Ответом было нагнетание антикоммунистической истерии в кино. Во всей
этой продукции довольно ярко выделяется небольшое количество нуарных лент, в которых для обличения коммунистов просто использованы стандартные приемы криминальных драм. И сегодня мы расскажем о двух самых известных антикоммунистических фильмах той поры, про которые всегда заходит речь при воспоминании о этой теме: «Я был коммунистом для ФБР» (англ. I Was a Communist for the FBI) и «Женщина на пирсе 13» (The Woman on Pier 13) - первоначальное название «Я вышла замуж за коммуниста» (I Married a Communist). Итак, встречайте - полудокументальный политический триллер студии Warner Brosers «Я был коммунистом для ФБР».
В начале фильма нам долго под угрожающую музыку показывают, что доблестные органы ФБР интересует некий коммунистический шпион с чисто коммунистическим именем Герхардт Айслер. Он объезжает всю Америку, инспектируя местные отделения компартии. Его следующая цель - Питсбург, центр американской промышленности, который коммуняки хотят остановить.
Но на самом деле наш главный герой - это Мэд Светич, словенец по национальности, из семьи эмигрантов в первом поколении, судя по бриллиантам его престарелой матушки, не бедной. Работает в сталелитейной промышленности Питсбурга, одновременно является парторгом местного отделения компартии. У него из-за этого проблемы с многочисленными братьями, хотя матушка регулярно пытается всех примирить. Они же не знают, что Светич - агент ФБР и работает на благо американского народа!
В связи с приездом Айслера Светича срочно вызывают в отель на партсобрание. Коммунисты здесь - самые отвратительные люди. Они совершенно не похожи на настоящих, а напоминают больше каких-нибудь беспринципных американских бизнесменов. Пьют виски, хорошо едят, носят дорогие пиджаки, весьма цинично отзываются о рабочих и «нигерах». Светичу они даже предлагают ikra, а потом пьют виски с содовой со словами: «За Сталина!»
Герхадт Айслер, лысый очкастый старикашка, узнает, что Светич яро поддерживает коммунистов - увольняет беспартийных, ставит на их место членов партии, приводит новых членов. За это Айслер назначает Светича парторгом округа. Его задача - спровоцировать саботаж и массовые волнения в Америке, чтобы подорвать ее мощь.
Фильм раскрывает всю подноготную деятельности компартии США, которая характеризуется им не менее как шпионская сеть СССР. Суть работы коммунистов проста и чудовищна. Акт первый - набив полный зал негров, они агитируют среди них за хорошую жизнь и призывают отбивать свое у белых.
Тем самым они вызывают расистские волнения: негры идут бить и убивать белых, что провоцирует безобразия, а партия готовится собирать деньги для защиты негров на суде, половину, как водится, прикарманив. Итого - в расистских волнениях в Америке виноваты коммунисты.
Светич пытается настучать об этом в передвижную машину ФБР по телефону в баре. Да, вы не ослышались, мобильные телефоны в автомобилях в начале 50-х! Это не хуже, чем ЖК-телевизоры в «Красной планете Марс»! Слава Америке, где будущее уже наступило!
Но хитрые коммунисты не так просты! Они следят друг за другом! Вот и сейчас они внезапно возникают за спиной и спрашивают - кому звонишь? Но хитрый американский Штирлиц ловко обманывает коммунистическое гестапо, сделав вид, что звонил подружке. Мастер конспирации!
Акт второй - коммунисты устраивают вредительство на заводах и отправляют пострадавших в больничку, а на их место ставят партийный пролетариат. Итого - в неполадках на заводах виноваты коммунисты.
Общество обо всем этом не знает, но почему-то упорно ненавидит коммунистов, а значит, и Светича. Кроме того, его собственного сына бьют в школе за то, что его отец - коммунист. Отец вынужден признаться в партийности, и сын тут же убегает от него как от чумного! Ибо лучше быть мертвым, чем красным! Разочарованный Светич даже пишет ему письмо с признанием о работе на ФБР, которое решает оставить у приходского священника.
Но тут как раз умирает и его старая матушка - так и не успев попрощаться с сыном, который был на очередной явке... А священника переводят в Рим, так что письмо приходится оставить себе. Разочарованные смертью матери и иронией пришедших на похороны коммунистов, дорогие братья Светича бьют его прямо после церемонии - потому что это очень высокодуховно и по-христиански благочестиво! Драку останавливает, что показательно, священник.
Но коммунисты продолжают слежку друг за другом! За Светичем шпионит его секретарша, а потом к нему подсылают для проверки хорошенькую учительницу его сына, которая сама является коммунисткой и пропагандирует коммунизм в школе вместе с еще 30 учительницами в их секции. И хотя благодаря ФБР Светич предупрежден, именно эта учительница подбирает письмо, выпавшее во время драки. Однако, проникнувшись симпатией к американскому Штирлицу, она решает не сдавать его...
А партия продолжает свою гнусную антиамериканскую деятельность! Акт третий - коммунисты набивают зал рабочими из профсоюза, подавляют их многочасовой болтовней и квакерами и в итоге заставляют пойти на однодневную забастовку, чтобы добиться чудовищных вещей - увеличения рабочих мест и заработной платы, социальной защиты, соблюдения трудового законодательства; словом, всего, что противоречит священным традициям Америки. На забастовку они также засылают своих людей под видом рабочих и спецотряд громил из Нью-Йорка, который избивает руководство профсоюза железными трубами, завернутыми в газеты. В итоге приехавший на митинг братец Светича, избивший его после похорон, получает хороший шрам на лице от трубы, а пораженная зверствами над профсоюзниками учительница уходит с пикета. Итого - в профсоюзных волнениях и актах неповиновения рабочих в Америке виноваты коммунисты.
Кстати, газеты тоже не абы какие - это еврейские газеты. Понятно, что это не случайность. Скромная учительница, хочет сказать, что это может спровоцировать антиеврейские настроения, но ее обрывают, сказав, что она не понимает политики партии. Итого - в антисемитских настроениях в Америке виноваты коммунисты!
За отсутствие партийной дисциплины учительницу исключают из партии, и она произносит горячую речь о человеконенавистической сущности коммунизма и легкомысленно обещает выдать всех однопартийцев в суде. Разумеется, злобные коммуняки не оставляют это просто так и готовятся ее убить. Но рядом был Светич, который спас ее и ликвидировал киллеров (следует долгая беготня, стрельба, раздавленные поездом в метро трупы и прочая нуарщина на целых десять минут - причем благодаря нуару это единственное смотрибельное место в фильме).
Все это не останавливает деятельности коммунистических шпионов. Акт четвертый. Прибывает очень важный человек из Москвы, который призывает их компрометировать деятельность маккартистских комиссий по расследованию антиамериканской деятельности, подло используя идеи демократии и презумпции невиновности! Все это так затрудняет работу доблестных разоблачителей антиамериканской деятельности... Одновременно он сообщает, что Северная Корея готова перейти 38-ю параллель, а значит.... «наш Советский Союз покоряет весь мир к Неве на восток! Над землей везде будут петь - Столица, Водка, советский медведь - наш!..»
Но чтобы помочь коммунистам, которые томятся под судом, нужны деньги. Деньги компартией собираются в качестве пожертвований для защиты подсудимых «товарищей». Даже если дело проигрывается, остаток все равно остается колоссальный. Но так как с деньгами всегда напряженка, коммунисты придумывают зловещий план. Они поручают бородатому мужику на скрине сверху провести работу в его немецком квартале и сагитировать там обывателей на нацистское шествие - как Сталин сотрудничал с нацистами перед войной. Это не только принесет деньги, но и спровоцирует проблемы в стране: стравит немцев и американцев, католиков и протестантов, иудеев и все остальных. Итого - в нацистских выступлениях в Америке виноваты опять-таки коммунисты!!!
Однако тут опознают партийных киллеров, задавленных в метро - благо, они наивно взяли на дело свои партбилеты. Настоящий коммунист скорее оставит жизнь, чем родной партбилет!
Конечно, руководители партии понимают, что это не случайность, и теперь Светич под подозрением коммунистов, которые злобно его избивают. К счастью, наш Штирлиц в стопитсотый раз обманул советское гестапо - его арестовала полиция за мнимое убийство училки. Пораженные коммунисты тут же ему верят, с трудом вытаскивают его из тюрячки, и он благодарит их тем, что раскрывает на заседании Комитета по антиамериканской деятельности всю правду о коммунистах. Что это беспринципные людишки из числа американских предателей, желающие поработить Америку и превратить ее в советскую колонию. А потом еще за сценой избивает своего секретаря парткома. Радостный брат со шрамом и сын вскакивают, кричат, как они рады, что Светич не коммунист, а тот в ответ радуется, как сильно его сынок ненавидит «этих тварей» и под гимн «Звезды и полосы» обнимает будущего морпеха USA. Все заканчивается крупным планом на бюст Линкольна. Конец.
Итог. Изо всех маккартистских фильмов, что я видел (а я уже повидал их) - «Я был коммунистом для ФБР», безусловно, самый бредовый и нелогичный. Из него мы узнаем, что коммунисты - это подпольная сеть СССР, которая цинично, подло, не скрываясь даже от собственных членов, действует самыми грязными методами. Они стоят за любой мало-мальски важной проблемой в Америке, они стоят за каждым, кто требует демократии и свободы, но на самом деле они сами не верят в собственные идеалы и желают только власти для обогащения. Словом, коммунисты - лживые ублюдки, нелюди и недочеловеки, недостойные существования. Ненавидеть их, презирать, травить и избивать - не только можно, но и нужно: даже если это члены твоей семьи. Только так можно защититься от врагов американского народа! Слава Океании!.. Тьфу ты... Америке! Причем фильм тут ничего нового от себя не придумал, а просто пересказал клинически антисоветскую брошюру аж 1947 года «Is this tomorrow»; желающие могут убедиться:
https://voencomuezd.livejournal.com/1485407.html Что до художественной стороны, то, вопреки тому, что писали рецензии критиков и тупорылые дебилы на IMDB, кроме некоторых сцен нуара и действительно неплохой игры главного героя и злодеев, фильм не имеет никакой ценности. Операторская работа стандарта, нуара крайне мало (почти весь - в схватке с киллерами), второстепенные герои играют посредственно, сценарий ходульный, примитивный, бредовый и напрочь лишен интриги. Только конченный американский даун, жрущий попкорн, искренне может думать, что финал был непредсказуем.
Причем фильм поставлен, как принято говорить, «на основе реальных событий». В 40-50-х целый ряд деятелей компартии попал на скамью подсудимых благодаря показаниям правительственных провокаторов. Так, еще в 1949 году одиннадцать лидеров компартии были осуждены благодаря показаниям в Нью-Йорке против коммунистов внедренного агента ФБР Анжелы Коломирис. В 1950 году ее история была издана в виде книги «Красный Маскарад. Тайна для ФБР» (Red Masguerade: Undercover fof the F.B.I.), в приложении к книге для американцев были даны выдержки из Маркса, Ленина и Сталина, которые она читала в отчетах на суде. Фильм же основан на истории агентов Мэта Светича и Херба Филбрика - осведомителей ФБР на протяжении 40-х годов. Светич внедрился в коммунистическую партию в Питсбурге, а Филбрик в Бостоне. Эти два свидетеля в 1949 году обвинили нескольких высших членов Компартии в заговоре с целью свержения американское правительство. После суда их благосостояние заметно выросло. Светич, сильно пьющий человек, избивший когда-то родственницу так, что она попала в больницу, продал свою историю в газету «The Saturday Evening Post», и именно на этих публикациях и был основан сценарий фильма. Позднее этот материал был выпущен отдельной книгой, ставшей бестселлером, а также в виде радиосериала, который читал звезда Дэна Эндрюс из «Железного занавеса» (1948).
На главную роль в фильме был весьма удачно взят Фрэнк Лавджой, характерный актер 50-х, исполнитель ролей копов, военных и детективов - обычных людей в сложных обстоятельствах, и именно его харизме во многом обязана лента. Режиссером был назначен Гордон Дуглас, многостаночник, готовый снять, все что угодно быстро и хорошо, который вскоре прославился классикой научной фантастики - фильмом «Они!» (1954) о гигантских муравьях. Картина о агенте ФБР сопровождалась шумной рекламой, собрала хорошие сборы и даже выдвигалась на Оскар. Причем в категории - «лучший ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ фильм»!
Чтобы переплюнуть Светича, Херб Филбрик продал издателю Маку Гроу историю, как он уничтожил Бостонское отделение Компартии, которая была издана под названием «Я прожил Три Жизни» (I Led Three Lives) в 1952 г. Годом позже национальное телевидение создало на ее основе сериал. Филбрика пригласили в газету «The Gerald Tribun» вести постоянную колонку в качестве комментатора о деятельности «красного подполья». Всего Светич и Филбрик назвали более 500 членов компартии, среди которых некоторые оказались агентами ФБР, что неудивительно: вся компартия тогда едва насчитывала 5000 человек, а стукачей в ней было 1500. Сам Светич даже Комиссией не был сочтен за надежного свидетеля и она решила верить ему только при предъявлении доказательств. После попытки войти в политику как республиканец и выхода из психушки, куда он угодил в 1955 г., он остался в антикоммунистическом движении и бесславно умер в 1962 году. На этом все.
Click to view
Ну, а теперь расскажем о втором фильме, «Я была замужем за коммунистом» - он же «Женщина на пирсе 13», который, несмотря на бредовый антикоммунистический сюжет, все же не может победить на этом поле «Я был коммунистом...». И да - в нем гораздо больше нуара и менее тупая пропаганда.
Знакомьтесь - в красивый отель приезжают молодожены: вице-президент транспортной компании «Корнуолл шиппинг» из Сан-Франциско Брэдли Коллинз и дизайнер декоратор интерьеров Нэн Лоури. Они знают друг друга всего три дня, но уже безумно любят друг друга, поэтому Брэд увел Нэн у своего хорошего друга, профсоюзного лидера Джима Трэверса.
В отеле они неожиданно встречают популярного фотографа Кристин Норманн, которая отрабатывает тут типичное для нуара амплуа роковой женщины. Поэтому в своё время у Брэда был с ней роман, и Кристин еще не оставляет надежд вернуть бывшего любовника...
Но все гораздо хуже, чем может даже показаться на первый взгляд. Кристин - не просто роковая женщина и мстительная любовница! Она еще и kommunistka! Вернувшись в Сан-Франциско, она приезжает к коллеге по компартии Дж. Арнольду, и вместе с ним обращает внимание на Джона Лоури, брата Нэн, которого Брэд недавно устроил в порт докером.
После того, как зритель понимает, что режиссер обожает переходы в виде крупных планов на пейзажи - деревень или городов, не суть важно - мы узнаем, что в порту назревает кризис. Негодные докеры под руководством Трэверса хотят устроить забастовку. Начальство поручает переговоры Брэду, благо, он сам из бывших докеров и найдет с ними общий язык. Тот радостно принимает поручение большого белого господина.
Трэверс в свою очередь обещает, что не будет путать личное с профессиональным - всегда бы так, правда? И все бы хорошо, но внезапно к Брэду приходит некий мистер Вэннинг. По жирной фигуре и неприятному взгляду можно понять, что это коммуняка, ибо в тогдашних фильмах коммуняки в 90% случаев выглядели именно так. Вэнниг вежливо здоровается, достает некую папочку, а потом начинает изображать Остапа Бендера перед Корейко - и рассказывает о прошлом некого члена партии Фрэнка Джонсона.
И кто же этот Фрэнк Джонсон?.. Да это же и есть наш Брэдли! Да, по молодости он путался с коммунистами, имел партийный псевдоним и работал на дедушку Джо. Но эти времена давно в прошлом, и Бред даже думал, что все уже забыли про это. Но партия помнит своих сыновей - все эти годы товарищи верно хранили его партийный билет!
И теперь партия требует от Брэда, чтобы он работал на нее, иначе коммунистка Кристин не преминет доказать перед судом их бывшую партийную связь. И не только партийную. Брэд пытается изобразить на лице возмущение, но так как лицо у него не пластичнее бетона, то он просто едет домой к Кристин, и там они проводят длинный сопливый диалог в духе романтических мелодрам того времени. Сурово пристыдив бывшую полюбовницу и однопартийницу, Брэд возвращается к любимой супруге.
Казалось бы все, карта коммунистов бита! Но коммунисты просто так не сдаются! Во время вечернего приема в особняке Брэдли, где тот принимал каких-то буржуев, к нему приезжают товарищи Вэннинга и, угрожая скандалом, требуют, чтобы тот поехал с ними. Тот вынужден подчиниться.
Так как фишкой любого нуара являются темные закрытые сооружения и черная вода, они приезжают в порт, где коммунисты свили свое логово.
Здесь Вэннинг вершит суд и tribunal над заподозренными в работе на ФБР стукачами. Брэд, конечно, поражен этими зверствами, хотя по его каменной роже не скажешь.
Вэннинг требует, чтобы Брэдли перевел две пятых зарплаты на их счета - видимо, как я понял, это оплата долгов по партийным взносам (партия ничего не забывает!). Тогда гордый как кавказский утес Брэдли решительно говорит, что порвал со своим коммунистическим прошлым, потому что у капиталистов пайка слаще и денег больше - ну, как я предполагаю. Коммунисты хитро смотрят на дурака и отпускают, а мистер Арнольд даже отводит его вниз. По пути он останавливается, демонстративно закуривает, и Брэд видит, как коммунистические гангстеры топят в воде того самого стукача, связав его по рукам и ногам.
Брэд реагирует на это той же блистательной актерской игрой.
После этого гордый как кавказский утес герой бросается к телефону! Но партия и здесь не отпускает его!
Его перехватывает Вэннинг, который угрожает разоблачить его досье! Но гордый как гималайский шлях герой говорит, что он сам все скажет жене и начальству! Только тут до сценариста доходит, что он сам загнал себя в ловушку, так как никаким преступлением бывшее членство в партии тогда еще не было. И тогда Вэннинг выкладывает главный козырь - во время забастовки Брэдли убил корабельного стюарда, так что в случае разоблачения ему грозит электрический стул! Об этом вы можете тут же забыть, потому что к этому фильм больше никогда не вернется и мы не узнаем обстоятельств этого убийства. Просто примите как факт. Как факт. ЧТО НАШ ГЕРОЙ - УБИЙЦА!!! УБИИИИИИЙЦАААА!!!
После этого гордый как американский флаг герой чего-то приуныл и передумал звонить в полицию. Он живет себе потихоньку дальше, а Кристин начинает обрабатывать глупенького мальчика Джона, захватывая его в свои загребущие щупальца...
Получилось - с блеском. Джон знакомит Кристин с Нэн и Брэд, ходит к ней домой, как к себе, торчит на приемах, так что Кристин параллельно приходится проявлять для партии секретные снимки в вечернем платье.
А Джона тем временем обрабатывают подкованные коммунисты, отравляя его своей теорией - особенно они напирают на то, что коммунисты защищают демократию. О, лживые коммунисты!
Наконец и Вэннинг дает партийное задание Брэду - сорвать переговоры с докерами, чтобы порт стоял два месяца - не меньше! Возмущенный герой пытается ударить американского гауляйтера, и тогда коммунистические гангстеры делают предупредительный выстрел в туловище!
К счастью, не попали. Так что далее нам в динамичном монтаже, под смену планов и закадровой музыкой вместо речи показывают бурные события: Кристин продолжает зомбировать Джону моск, Брэд отказывается идти на какие-либо уступки рабочим, коммунисты в рядах профсоюзов, начинают вести активную агитацию среди рабочих, требуя от профсоюзных лидеров не идти ни на какие компромиссы. И это тонкий ход авторов, потому что если показывать эти сцены нормально, пришлось бы придумывать речи коммунистов на митингах.
Трэверс пытается успокоить накал страстей, но неожиданно на сторону коммунистов выступает юноша гордый со взором горящим - зомбированный коммуняками Джон!
Соцреалистический фильм «Коммунист» - американская версия.
В итоге порт закрывается, все расходятся. Зато Джон искренне влюбляется в Кристин и делает ей предложение перед ее поездкой в Сиэттл. Самое интересное, что и Кристин влюбляется в Джона. Что? Зачем тогда была любовь к Брэдли? Ну... вы знаете... женщины все такие... внезапные... все такие противоречивые...
Далее, выжимая воду из растянутых событий, обобщим - Трэверс пытается поговорить по поводу позиции Джона с Нэн, а потом с самим Джоном. От него-то брат и сестра и узнают, что Кристин - коммунистка! Только тут до Джона доходит, что женщина, которая сводила его с коммунистами и промывала моск как коммунистка, скорее всего... КОММУНИСТКА!!! Боже, красная угроза даже ближе, чем все думали! Русские идут!
Естественно, он идет к ней домой и добивается правды, что становится поводом для очередной сцены с великолепной актерской игрой.
И диалогами уровня: «Ты меня использовала! Ты не любишь меня!» «ДА Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯЯЯЯЯ!»
Пытаясь доказать, что и среди коммунистов есть нормальные люди, Кристин показывает ему свои интимные семейные фотки с Брэдли и копию партбилета.
Тут очень «вовремя» заявляется Вэннинг, который требует от Джона никому про это не говорить, но Джон бьет его по хлебалу и уходит. Возмущенный Вэннинг понимает, что у него нет выбора. Бабе он приказывает не выходить из номера, а на Джона натравливает штатного партийного киллера - товарища Бэйли, который работает в парке аттракционов заведующим тиром. Правда, вместо того, чтобы застрелить предателя из пневматички в глаз и свалить это на несчастный случай на охоте, он предпочитает тупо задавить Джона у ворот собственного дома автомобилем.
Нет, не так. Вот так.
Нэн, которой пыталась дозвониться Кристин (да, наивный товарищ Вэннинг забыл про капиталистическое удобство в виде телефона в гостиницах), понимает, что это все неспроста. Несмотря на протесты мужа, она едет к Кристин и, узнав о нее всю правду-матку, мчит в парк аттракционов. Кристин же, осознав свою ошибку, садится за мемуары признательную записку. Но тут приходит товарищ Вэннинг, который хитро улыбаясь, сжигает записку, говорит злобные речи, а потом, пока блондинка трясет губами, изображая кролика в предкоматозном состоянии, медленно и демонстративно отрывает окно... Неужели он решил подышать свежим воздухом, хммм...
Но, конечно, это был СААААААСПЕЕЕЕНС! Он выбрасывает (за кадром) бабу в окно! Смерть врагам народа!
Кристин падает на мостовую со звуком уроненного мешка тракторных деталей. И все это на глазах подоспевшего Брэда, который задумчиво проводит взглядом на падающее тело (ну а чо, в Америке еще со времен Великой депрессии таким не удивишь), а потом, по-прежнему мастерски держа на лице невидимую огуречную маску, бросается к консьержу. От него-то он и узнает, что его женушка уехала в парк развлечений на такси. Там Нэн, выдавая себя за несчастную жену, которая хочет избавиться от богатого мужа, успешно клеит партийного киллера Бэйли.
Они ходят по злачным местам, где звучит образцовая нуаровая музыка - и нескольких часов знакомства и драки с пьяным ухажером профессиональному киллеру Бэйли оказалось достаточно, чтобы признаться, что он наемный убийца и два часа назад легко убил человека. Леон в шоке от такого непрофессионализма!!!
Брэд тем временем пытается накрыть женушку в парке, но безуспешно - зато его замечает смотритель, который для растягивания времени водит его по барам, а сам предупреждает Бэйли с помощью Арнольда. Возмущенный Бэйли хватает Нэн и мчит в порт, где коммунисты свили логово - но зато Арнольда берет в плен Брэд, который уже догадался, что его надули, разобрался со смотрителем и вооружился его револьвером. И хотя уже в порту Арнольд пытался победить его, потушив свет в лифте, это не помогло - Брэд прорывается к логову коммуняк и спасает свою любовь!
Пока он держит коммуняк на мушке, Нэнси звонит в полицию. Но - внезапный поворот! - Вэннинг говорит что-то типа: «Коммунисты не сдаются!», кладет портсигар за пазуху, долго там копошится, а потом ВНЕЗАПНО ранит Брэда из револьвера в плечо!
Раненый Брэдли, тем не менее, оглушает Бэйли и запирает фанерную дверь, которую почему-то не может пробить револьвер Вэннинга. Вместе с супругой Брэд убегает, мафия... то есть, коммунисты выламывают дверь - и начинается беготня по темному, как рожа негра, складу. Но бежать некуда! Конец близок! Укрывшись за ящиками, Брэд просит у Нэн прощения за то, что не рассказал ей о своём партийном прошлом - ведь партия она такая: войти легко, выйти невозможно...
В оставшиеся три минуты разыгрывается адовая перестрелка. Коммунисты саааааспенсово набигают короткими перебежками на ящики, стреляя из револьверов с бесконечным боезапасом. Выстрелы, вспышки, напряжение!
Но Брэд благодаря грамотной тактике выглядывания из-за угла и чит-коду сценариста убивает двух из трех коммунистических гангстеров. Тут он видит, как Вэннинг уже нацелился на его женушку! Патроны вышли, так что герой бросается на злодея, невзирая на пули, устраивает с ним потасовку, а потом забивает подвернувшимся под руку роялем крюком в сердце - и Вэннинг с криком Гуфи падает на платформу и разбивается.
Несмотря на то, что Брэд получил несколько смертельных ранений, он дождался приезда полиции и скорой и только тогда пафосно скончался на руках у супруги, сказав ей, что он совершил ошибку - и надо было Нэнси выходить за Трэверса. Ыыыыыых, ха, кх-кх-мммм-кхааааааа (Х_Х)
HAPPY-END
Что тут скажешь? Фильм - со странным и не слишком продуманным сценарием, помесь мелодрамы и триллера категории Б со слабо раскрытыми персонажами и очень плохо играющим главным героем. Но все же он лучше, чем «Я был коммунистом для ФБР». То была откровенная пропагандистская халтура с бредовым сценарием. Здесь же - вполне классический нуарный фильм о человеке, которого прошлое тянет на дно, только мафию механически заменили на коммунистов, а также добавили мелодрамы и пропаганды. Фильм все же имеет хоть какой-то сюжет и развитие, помимо глупой демонизации коммунистов. А после часа действия, где-то после убийства Джона, сопли и мелодрама наконец остаются в стороне, и перед нами предстает вполне интригующий триллер. Признаюсь, я даже стал под конец получать некоторое удовольствие - правда, в основном благодаря атмосфере. Спасибо основоположнику жанра нуар оператору Нику Мусураки, его шикарное визуальное оформление, бывшее визитной карточкой студии RKO, вытягивает все на себе.
У фильма была крайне интересная история, которую можно прочитать в Википедии. За него ответственен Говард Хьюз, знаменитый эксцентричный миллионер и яростный антикоммунист, как раз перед этим ставший обладателем кинокомпании RKO, в которой моментально уволил три четверти сотрудников, а остальных подверг политической проверке. Купив сценарий, он начал работу над фильмом, одновременно превратив съемочный процесс в тест для выявления политической лояльности киносотрудников. Проект предполагался довольно масштабным, на главные ролик пытались взять таких звезд как Барбара Геддес, Роберт Янг, Джейн Грир. Но в итоге многочисленных замен за постановку взялся только британский режиссер Роберт Стивенсон, который известен как автор экранизации «Мэрри Поппинс» 1960-х - а тогда как автор экранизации «Джейн Эйр».
Из звезд нашли только исполнителя главной роли - Роберт Райан уже был хорошо известен как актер ряда нуарных триллеров, а за свою вторую роль убийцы-антисемита в фильме «Перекрестный огонь» даже номинировался на Оскар. Вэннинга сыграл многостаночник Томас Гомес, который тоже номинировался перед этим на Оскар, Кристин - популярная актриса Дженис Картер, роль Нэн дали второплановой, но талантливой Лорейн Дэй. Для роли ее брата взяли начавшего набирать популярность Джона Агара - причем его взяли «в аренду» у кинокомпании Columbia. Вскоре Джон пойдет в гору, снявшись в успешных картинах «Она носила жёлтую ленту» и «Пески Иводзимы», но после кратковременного брака с Ширли Темпл, знаменитой девочкой-звездой 1930-х, карьера разрушилась, он стал сниматься в плохой фантастике и окончил ролями на телевидении.
Съемки начались в апреле 1949 года, шли месяц, а в октябре 1949 года состоялся «пробный прокат» картины в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско под названием «Я вышла замуж за коммуниста». После них Хьюз снял фильм с проката, так как интереса к нему публика не проявила. После перебора вариантов фильму дали максимально безличное название «Женщина на пирсе 13» и перемонтировали, убрав всю лишнюю пропаганду и усилив там мелодраму - что особенно заметно в первой половине действия. Но это не помогло - фильм провалился в прокате, потеряв 650 тысяч долларов. Самое смешное, что его глупый сюжет тогда мало чем отличался от других боевиков категории B, а критики без стеснения воспевали деревянную игру Райана. Но, как ни забавно, Говард Хьюз на этом не остановился, а продолжил создание пропаганды - в виде триллера
«Рука с хлыстом» (1951) и шпионского боевика с примесью комедийной мелодрамы
«Пилот самолёта» (1957) о влюбившейся в американского пилота советской летчице, на который деньги собирались целых семь лет. Последний фильм был настолько феерически бредов, что его не переплюнула даже неофициальная британская пародия «Железная юбка». Об них мы тоже как-нибудь расскажем. Оставайтесь на нашей радиочастоте, товарищи!
Click to view