Данный обзор сделан при неоценимой поддержке товарища
cyber_tracker, за что ему огромное спасибо.
Эпиграф:
Голоса этих двух людей были слышны не очень разборчиво из-за шорохов фона, что служило доказательством применения дистанционного микрофона; понять, о чем они говорили, было довольно трудно, но возможно.
Во время этой сцены в варианте "А" Рузвельт и Сталин говорили по-английски. Рузвельт с интонациями выпускника Гарвардского университета, Сталин - с сильным славянским акцентом, гортанным, похожим на хрюканье.
Итак, понять слова Рузвельта было легче. А слова его были очень важны, потому что он говорил откровенно, не зная о "дистанционном микрофоне". И из слов его было ясно, что он, Франклин Делано Рузвельт, - коммунистический агент. Подчиненный партийной дисциплине. И он продавал США своему начальнику, Иосифу Сталину. Начальник говорил: "Да, товарищ, ты понимаешь, что нам нужно, ты задержишь армию союзников на Западе, так что Советская Армия сможет как можно дальше продвинуться к центру Европы, к самому Берлину, чтобы установить советское господство".
Филип К.Дик. Предпоследняя истина
Удивительно, но фильм «Walk East on Beacon» мало кто помнит даже на родине, хотя это один из самых характерных фильмов эпохи маккартизма. И дело не только в том, что это шпионский детектив о работе ФБР против коммунистических шпионов, которые на сей раз четко определены как советские, что в тех фильмах бывало далеко не всегда. И не то, что фильм поставлен на одной из самых крупных киностудий Америки: Columbia Pictures. Куда более характерно, что его сценарий создан на основе статьи главы ФБР Эдгара Гувера «The Crime of the Century: The Case of the A-Bomb Spies» в журнале Reader's Digest, которая была выпущена в мае 1952 года - спустя месяц после кинопремьеры - и рассказывала о деле супругов Розенбергов. Да и сам фильм был создан при поддержке ФБР и некоторые его сотрудники играли в нем самих себя. А значит, перед нами крайне редкий пример того, как ФБР непосредственно влияло на умы граждан в кино, переделывая текущую политическую реальность. Что же из себя представляет этот уникальный фильм?
Фильм, как и многие другие фильмы того времени, стилизован под документальный. Поэтому идет он с закадровым текстом диктора и псевдодокументальными вставками. Действие начинается с пафосного вступления о том, что бойцы невидимого фронта в лице ФБР отважно несут службу по спасению граждан США от всемирного заговора, угрожающего стабильности в стране. Следует демонстрация повседневной работы ФБР и лично господина Гувера, да продлит Аллах годы его, в борьбе с коммунизмом.
Кстати, часть этих кадров взята из документального фильма ФБР
«A Day With The Federal Bureau of Investigation» (1951).
Далее начинается непосредственно сюжет. В парке Бостона на лавочке сидят мужчина и женщина, которые читают газеты, очень старательно не обращая друг на друга внимания. Ничто не выдает в них шпионов.
Женщина, посидев, берет газету мужчины и уходит. Вы только что видели кадры, снятые скрытой камерой местного телешоу агента ФБР. Мужчину зовут Роберт Мартин и он заставлял мужа этой женщины работать на коммунистов. После этого Мартин невозмутимо гуляет по городу и прибывает в порт, где заходит на некое судно.
Оттуда он не возвращается, но вместо него в той же одежде выходит другой мужчина. Неотступно следившие за Мартином на подставном продуктовом грузовике агенты ФБР сообщают об этом начальству по встроенному в кабине телефону. После недолгого преследования решено брать незнакомца. Зачем? Ведь это может побудить подозрения у вражеской разведсети? Комментарий за кадром: «ФБР использует метод взятия агента с последующим выпуском его на свободу. Это делается с целью раскрыть всех членов подпольной сети». А, тогда ладно.
Арестованный оказывается польским беженцем с чисто польским именем Михаил Доурндорф. Он без признака польского акцента жалуется, что Польша превращена коммунистами в лагерь рабов, поэтому он сбежал в страну, чтобы найти работу и прокормить семью, оставшуюся на родине. Мда, все прямо как сейчас, хотя коммунистов нынче нету, даже удивительно... На вопрос, зачем он взял чужую одежду, Михаил говорит, что ее хозяин был пьян, поэтому он его и ограбил. После этого он с совершенно серьезным лицом удивляется, что его арестовали и кричит, что он не преступник. Ну точно поляк.
Параллельно ФБР едет в полицию Сиэтла и просматривает там проституток от нечего делать задержанных женщин, чтобы найти связную Мартина. Но безрезультатно.
Также ФБР идёт к мисс Мартин и просит у нее разрешение посмотреть бумаги в столе мужа. Вы не знаете, где мой муж? - плаксиво спрашивает она. Боимся вас огорчить, но возможно, что в Польше, - отвечают те. Та, поняв, что муж в Польше, радуется и пускается изменять горько рыдает - и ее можно понять...
Ладно, я чутка утрировал, но было нечто подобное. Впрочем, это неважно. Агенты ФБР тратят дни на всякие исследования и быстро собирают на Мартина досье. Выясняется, что в 30-ых, в студенческие годы, он был членом Коммунистического союза молодёжи США, а в 1940 году с группой студентов путешествовал по Европе и пропал. Как позже выяснилось, он был завербован и идеологически натаскан Коммнтерном. Микрофильм из парка вскоре демонстрируется перед большим числом агентов и тем предлагается выяснить всё о Мартине: когда он вернулся обратно, чем занимался, с кем водился и кто же на самом деле его заменил.
Это довольно бессмысленно, потому что не сыграет никакой роли в сюжете. ФБР просто тупо будет следить за отпущенным Михаилом. Сам Михаил, которого отпустило ФБР после того, как он признался в нелегальной иммиграции и ограблении пьяного, нисколько этим не удивлен и спокойно выходит на свободу. Однозначно, поляк. Далее он гуляет по Бостону и флиртует с дамами в «традиционных местах, где проводятся политические митинги».
Да, уверен, именно в таких дворцах или театрах в те времена традиционно проходили митинги.
На самом же деле Михаил подсадная утка, которая должна отвлекать внимание от главного тайного агента, противостоящего ФБР - советского шпиона Алекса. В его роли - заслуженный чешский актер Карел Степанек с рожей маньяка-детоубийцы.
Алекс прибыл сюда непосредственно из Moskwa.
Прямо из Большого Театра, который охраняет Красная Армия.
Настоящее его имя - Григорий Лажренков. Или Лазченков? Или вообще Лещенков? Но это не важно, интереснее его форма. Судя по помеси арбалета и трезубца на звезде и петлицах с кубарями в форме средневекового щита, на которых нашпилены эмблемы сталинской прокуратуры - он из секретнейшей советской спецслужбы: военно-прокурорского разведуправления! Такого даже на плакате ФБР не отмечено - бойтесь, буржуи!
Он прибыл в Бостон транзитом через Варшаву на том самом польском судне «Прокиевич» - видимо, взяли тупо первую попавшуюся польскую фамилию.
Именно там он, подготовив пистолет, стал страстно ждать свидания с Мартином.
Ин Совьет Поланд Сталин ин олл шипс!
Целью суперагента Алекса является секретный американский проект Фалькон, разработки которого Алекс собирается похитить через его ведущего специалиста доктора Альберта Кейфера, выдающегося математика, еврея, выжившего в нацистском концлагере и эмигрировавшего в США. Но для этого сначала к нему надо подобраться. Для этого Алекс берет у Мартина контакты с местным подпольем, а потом с ласковой улыбкой удава говорит, что за свою доблестную службу Мартин поедет в Польшу. Нет! - кричит тот. Я не хочу в Польшу! Но кто его спрашивает - по приказу Алекса Мартина хватают дюжие советские моряки. У Мартина наконец пробуждается дух американца и он кричит: правов таких не имеете! «Я американский гражданин!» (с)
Алекс на это только улыбается и говорит: «Комрад! Айм нид ё бутс, ё клоус энд ё байк Дайте мне свой паспорт». Отдав поддельный паспорт Михаилу, Алекс готовится уйти за ним, пользуясь уходом ФБР. На прощание он жмет руку капитану в явно не польской форме. «Жилаю щастья» - говорит тот. «Spasibo» - отвечает Алекс и отправляется в логово врага...
С помощью половинки доллара он устанавливает контакт с первой явкой - это местный цветочник Лютер Дензинг.
Вместе цветочник и Алекс долго подбирают варианты из местных людей, готовых предать Родину ради коммунизма, причем цветочник очень деятелен и расхваливает товар чуть ли не как цыган на базаре. Наконец нужный контакт найден - вечером Лютер устраивает в ресторане встречу с мисс Элейн Вилбдейн из Вашингтона, которая там работает неизвестно кем. Галантнейший джентльмен Алекс легко опутывает даму своими коварными коммунистическими щупальцами, делает комплименты и даже вручает ей дорогой подарок - советские часы. Не шуба, конечно, но ради такого родину предать тоже не грех.
Ведь часы не простые - они с музыкой! Алекс показывает, как часы играют гимн СССР и торжественно говорит, что это мелодия под названием «Spasskie vorota». Неудивительно, что Элейн загипнотизировано смотрит в рот коммунисту: она согласна на все.
Боюсь представить, что бы она ему за новый айфон сделала...
Итак, впечатленная красивыми речами и дорогущими по советским меркам подарками, дама согласна. После нее Алекс идет к владеющей фотомастерской паре - это Крис и Мили Зеленко. Оба они натурализовавшиеся выходцы из Польши. На самом деле это тоже кадровые шпионы - Джино и Тереза Хеннинг. Джино, например, буквально вчера свой польский паспорт отнял в похоронном бюро, где как раз скончался поляк. С помощью разорванной фотокарточки от Мартина они признают Алекса и начинают сотрудничество с ним.
Тяжесть переговоров с Кайфером возложена на Мили. Она идет в кафе, которое обычно посещает математик, где начинает склонять его к сотрудничеству и передает записку от его сына, давным-давно потерянным в годы нацизма. Теперь он в Восточном Берлине, и профессор должен никому не говорить об этом разговоре. Заодно она припугивает его самой распространенной угрозой в фильмах 50-х - сообщить в ФБР, что он вступил в коммунистическую партию. В Бухенвальде. В КОНЦЛАГЕРЕ БУХЕНВАЛЬДА. Тот говорит - что за бред, как можно вступить в партию в концлагере? я, мол, всего лишь сидел в Бухенвальде и не более того. Но Мили знает по советскому примеру, что вступить в партию, живя в концлагере, очень легко...
И вот тут-то тщательно продуманный план пошел наперекосяк! Доктор почему-то не побоялся настолько тупых угроз и позвонил в ФБР. Обеспокоенные спецслужбы быстро поняли, откуда ветер дует и наведались к нему на работу, а потом и домой, где стали показывать фотоальбом с портретами агентов. Листая его, Кайфер и опознал пропавшего Мартина! Тут-то мы заодно и узнаем причину его робости: «Я был во Вьетнаме в Бухенвальде, инспектор» - сурово говорит он, - «Я видел, как работают коммунисты». Как видишь, товаристч, коммунисты настолько суровы, что могут заставить целый нацистский концлагерь плясать под свою дудку!
Итак, доктор вовлечен в оперативную игру. Поздним вечером он должен встретиться со связным, поэтому нам долго показывают, как он ходит по нуарным видам города.
Наконец благодаря подброшенной в карман записке он встречается в парке с таксистом Мелвином Фоссом, и тот приказывает отдать ему копии вычислений проекта Фалькон. Доктор, разумеется, не отказывается и говорит, что на перевод потребуется пара дней. Все это время ФБР оперативно следит за таксистом, который ведет жизнь простого американского гражданина. В назначенный день ФБР усиливает слежку до предела и преследует таксиста на машинах со скрытыми камерами в фарах на лобовом стекле, которые могут дистанционно поворачиваться! Передовые технологии 50-х на службе спецслужб!
Что-то подсознательно чувствуя, таксист предпочитает поскорее высадить Мили, которой передает пленки. Та передает их Крису для проявки, тот передает их Алексу, тот передает их через шкафчик в аэропорту подсадной утке, утка зайцу, заяц в сундук, сундук на дубе, дуб на Лукоморье а та передает их толстой старухе прямо в зале ожидания. И только тогда пленки улетают в Москву. Многоступенчатая система конспирации - русская матрешка!
Сразу после этого происходит нечто необъяснимое с точки зрения простой, не американской логики. Как это водится, таксист ни с того ни с сего вдруг начинает мучиться совестью. В муках он признается жене, что его настоящее имя Винсент и им интересуются власти. Добрых пять минут они пытаются понять друг друга и наконец плачут во взаимных объятьях. Не было у них семейного психолога, сразу видно.
Ну, а ФБР, вышедшее на супругов Зеленко, устанавливает у них в фотомастерской скрытые видеокамеры. Да, вы знаете, те самые видеокамеры 50-х из «Мой сын Джон» или «Атомного города», которые идеально передают изображение прямо по радиоканалу на экран приемного аппарата.
Большой брат следит за тобой, мурло!
Далее совершается так много всего, что и описать тяжело. Прежде всего однажды к цветочнику заявляются товарищи таксисты и покупают ему цветы. Скажете, мужикам цветы не дарят? Дарят, но только на похороны... Да, таксист не выдержал мук совести и покончил с собой.
А параллельно доктор Кайфер наконец-то получает на ЭВМ (которую каким-то образом настроили на вычисление дифференциальных уравнений) долгожданные результаты, обеспечивающие весь успех проекта Фалькон.
Параллельно ФБР продолжает слежку за Зеленко по видеокамерам. Хитрый Крис пользуется своим положением подставного мужа и склоняет Мири к поцелуям, со словами: «Комиссар должен делать все бесплатно!» Какой-то долбанный Дом-2, а не ФБР получается.
Шоу от ФБР: «Дом-2: Накрой свою любовь!»
Успехи доктора не проходят зря. Кайфер рассказывает федералам, что с ним по телефону разговаривал мужик с немецким акцентом. Он говорил, что его сын содержится в заложниках в Восточном Берлине и если доктор не будет сотрудничать и дальше, он его никогда не увидит. Что же такого важного в этих секретах? Только на пресс-конференции в честь открытия Кайфера зритель это понимает - это что-то там, связанное с космическими полетами и спутниками. Странно, что не очередные ядерные секреты, как во всех фильмах 50-х.
Наконец Элейн благодаря знакомству с учеными в Фальконе узнает, что их ведомство очень часто посещают чекисты и быстро смекает, что к чему. Она сообщает Мири, что Кайфер их предал, передает записку, но тут ФБР их вовремя хватает. Однако это видит следивший за встречей цветочник Лютер, который сообщает Алексу о провале. Решено переходить к решительным мерам. Поэтому хотя ФБР уверяет доктора, что его сын с помощью армии переправляется в Западный Берлин, на самом деле судьба Кайфера решена в другом месте - однажды ему на дом наведуются дюжие мужики и под дулом пистолета увозят в неизвестном направлении.
ФБР, разумеется, встает на уши и голову и ищет зацепки, чтобы отыскать математика. С помощью тех же уникальных скрытых камер, которые позволяют снимать пребывающих под оперативной слежкой крупным планом, им удается засечь разговор цветочника с Михаилом. С помощью специалистов сурдоперевода им удается понять, что доктора собираются переправлять морем. Наконец ФБР удается засечь русскую лодку на побережье, и ночью федералы вместе с береговой охраной устраивают ее штурм. Совершается традиционное финальное побоище с массой ненужных телодвижений. Шпионы дерутся с Кайфером, пытаясь его задушить, но тот отбивается, получая травмы. Алекс пытается застрелить Кайфера, но глупо промазывает. На что вообще годны эти коммуняки, которые не могут старенького беженца ни прибить, ни пристрелить?
ФБР бросается на лодку. Один самый хитрый и самый тупой агент отплывает в сторонку на лодочке и, распластавшись на ней, надеясь, что его не заметят в складках местности, пытается отстреливаться, но его тут же расстреливают из автоматов. Алекса и весь остальной экипаж также оперативно обезоруживают.
Гранд-финал. Закадровый голос сурово говорит: «Взятие Лажзцсчшщренкова было рядовой главой в долгой войне ФБР против тайных врагов нации. Инспектор Джеймс Белден и отважные федералы и дальше будут бороться с коммунизмом». Кейфер, лежа в своей блевотине на кушетке, переживает за сына. Два его сына погибли в нацистском концлагере, не хватало ещё одного потерять в щупальцах коммуняк. Но федерал его успокаивает и говорит, что его сын вот-вот вылетит в Америку первым же рейсом. Ведь главное - это, как известно, семья. The End.
Кстати. Когда Доурндов и Лащенков пересекаются в баре, на фоне играет песня «I'm Tickled Pink» Джека Шендлина. Видимо, ирония над «красными». Отсылка к этому моменту еще есть в «Фоллауте-3», где в баре тоже играет эта песня.
Вот таков сюжет этого динамичного, но скучноватого и не всегда вменяемого полицейского процедурника на тему красной истерии. Традиционно немного о составе создателей. В главной роли федерала Джеймса Белдена снялся Джордж Ллойд Мерфи - знаменитый актер и танцор, звезда крупных киномюзиклов. Фильм стал его последней работой (он еще снялся в «Deep in My Heart», но там сцены с ним вырезали) - из кино он ушел в политику, став членом руководства калифорнийского отдела Республиканской партии. В 1965-1971 гг. был сенатором от Калифорнии, намного опередив Рейгана и Шварценеггера. Но я вам его не показал, потому что его роль в фильме настолько ничтожна, а сам Мерфи настолько безлик, что я его просто пропустил. Главным героем тут является, конечно, Карел Степанек - чешский актер, живший в Австрии, а в 1940-м эмигрировавший в Великобританию, где и провел большую часть своей карьеры. Остальные актеры... в общем-то, не сказать, чтобы плохие, но их имена мало кому и мало что скажут. Как видим, ФБР-муви на звезд тратиться не стало, взяли тех, на кого хватило денег киностудии, которая отрабатывала заказ. Режиссером был назначен Альфред Веркер, работающий в кино еще с 1917 г. - большая часть его работ мало чем примечательна, но несколько раз он выдал успешные хиты. В 1949 г., в частности, получил пару каких-то неплохих премий - за полицейский фильм «He Walked By Night»; и мелодраму о расовом насилии в Гарлеме «Lost Boundaries». Самое смешное - это личность сценариста. Как указано в предисловии, сценарий основан на статье Эдгара Гувера «Преступление века» о супругах Розенбергах и фильм снимался при поддержке ФБР, так что если у кого есть сомнения в достоверности показанного - вопросы лично к Гуверу. Но кто же сценарий адаптировал? Пальму первенства получает - Лео Ростен, уроженец польского города Лодзь, автор нескольких романов, профессиональный сценарист и публицист. Сценарий потом доводили до ума еще аж три человека, которые писали сценарии к чему попало, от вышеупомянутых «Lost Boundaries» до «Она написала убийство». Это объясняет, почему в сюжете столько поляков... И такая антирозово-красная пропаганда.
Некоторые весьма любопытные факты о фильме рассказал американский исследователь Тони Шоу в книге «Голливудская холодная война», в которой он уделил ему довольно много внимания. Оказывается, Гувер так горел желанием снять фильм по своему произведению, что вступил в союз с Луи де Рошмонтом (Louis de Rochemont) - успешным кинодокументалистом, режиссером и продюсером, который отметился к тому времени и несколькими нуарными шпионскими триллерами. Первую славу ему принес спродюсированный им детектив «Дом на 92-й улице» (1945) о борьбе с нацистскими шпионами, похищающими атомные секреты. Он делался при тесной поддержке ФБР и лично Гувера, заинтересованного в популяризации своего ведомства, так что выходил фильм в свет фактически по его же команде. Фильму сопутствовал большой успех и он надолго породил моду на псевдодокументальные нуары, став образцом для таких фильмов. Рошмонт позже отдал еще одну дань делу борьбы с коммунизмом, экранизировав в виде анимационного фильма «Скотный двор» (1954). Он отнесся к сделке с большим вниманием и занялся продюсированием, для чего даже заложил свою ферму. Гувер тоже лично выделил на съемки из своего кармана 15.000 долларов. Общий бюджет картины составил в итоге 600.000$ - далеко не передовая сумма на тот момент, но вполне приличная. Получился... По сути, более смотрибельный клон «Дома на 92-й улице», где было все то же самое: псевдодокументальность вплоть до вставок кинохроники, безликие герои, посредственный шпионский сюжет и бесстыжее прославление ФБР с упором на ее могучую шпионскую технику. Разница была разве что в том, что «Курс на восточный маяк» вышел более живым и интересным, но это не удивительно: стиль «Дома на 92-й улице» копировали тогда все, кому не лень, но облегчая документальный настрой фильма для удобства, так что даже Рошмонт понял, что тут не стоит перегибать палку. В итоге успех нового детища побил все ожидания. Несмотря на то, что фильм ничем принципиально не отличался от тогдашней пропаганды или предсказуемых шпионских фильмов с их тупыми сюжетами и деревянной актерской игрой, за что критики не стеснялись их ругать, магия трех волшебных букв «ФБР», которые витали над лентой, действовала безотказно. Фильм расхваливали критики, его лично превозносил знаменитый республиканский сенатор с очень патриотичным именем Карл Мундт (который был известен как составитель черных списков в Голливуде), его расписывали со слезами патриотического восторга как невиданный образец документального расследования, крутили в ЦРУ как полуучебный материал (!), сделали комикс-адаптацию и даже перевели на пять языков для международной продажи. В итоге, несмотря на прокат вне сети голливудских кинокомпаний, лента собрала аж 2 миллиона долларов. Старый негодяй Гувер мог быть доволен. Другое дело, что сейчас эта смехотворная тупая пропаганда смотрится как чистое издевательство и закономерно забыта.
Click to view
Ну, и раз уж зашла речь про очередную пропаганду по восхвалению ФБР, будет к слову упомянуть еще один, еще более надменный и самодовольный фильм (если это вообще возможно) на эту тему - «История агента ФБР», в которой Гувер окончательно обнаглел в апологии своего ведомства.
Фильм «The FBI story» 1959 г. представляет собой набор небольших, по 15 минут, новелл о работе героического ФБР с разномастными врагами - ворами, мошенниками, гангстерами, ку-клус-клановцами, нацистами, коммунистами - на протяжении 1930-50-х. Рассказывается это все от лица такого агента перед молодыми сотрудниками параллельно с показом его семейной жизни, в которой его женушка постоянно о чем-нибудь плачется. Сделано все это с большой примесью шпионских, романтических и комедийных штампов своего времени и, разумеется, призвано воспевать соколов Гувера в лучших традициях советских детективов о чекистах. Снято прилично, но чудовищно затянуто - короткие новеллы при постоянной мелодраме занимают аж ДВА С ПОЛОВИНОЙ ЧАСА!!! Сюжеты при этом либо штампованные, либо глупые. Например, в первой новелле сын взрывает свою матушку в самолете ради страховки. Федералы откуда-то знают, что подозревать надо именно его, а не его сестру, например, и ловят убийцу на элементарных противоречиях в показаниях. Решающей уликой является составленный сыночком наряд в магазин, где с детской непосредственностью написано: «Временной таймер и 25 шашек динамита». Вторая новелла посвящена борьбе с ку-клус-клановцами, которые были виновны в том, что не соблюдали Билль о правах, грабили дома и «оскверняли древние святыни» - судя по видеоряду, в брошенных еврейских домах. Что? Негры? Какие негры? Негры и Ку-Клус-Клан - какая тут вообще может быть связь! Вы что, не американец? Здесь черных нет вообще во всем фильме.
Правда, в фильме есть индейцы, которые нашли нефть у себя на земле и от внезапного богатства совсем одурели, став похожими на карикатурных цыганских баронов. Неудивительно, что ради земли их убивает по одному местный банкир. А еще там борьба с немецкими агентами аж в Южной Америке, причем агентов в упор не видно.
Ну да ладно. Последняя новелла посвящена борьбе с главным врагом ФБР в 50-е - коммунизмом!!! Который угрожал «образованию, труду и администрированию, церкви и дому».
Естественно, все коммунисты были предателями своей страны и гнусными советскими шпионами!
Но один из таких шпионов погорел на мелочи - его квартирная хозяйка отослала за свой счет костюм в химчистку, а там случайно нашли в кармане монетку с микрофильмом и, конечно, стуканули в ФБР.
Владельца тут же взяли под наблюдение. Это был простой гражданин, переплетчик типографии, бывший член Молодежной коммунистической лиги и еще каких-то «подставных организаций».
Он в основном сидит дома, но иногда встречается с каким-то известным шпионом в Центральном парке. Шпион, разумеется, носит типичное коммунистическое имя Метцгер, ведь в фильмах 50-х 90% коммунистов - немцы.
Наконец шпион в воскресенье поехал на стадион передавать монету шпиону Метцгеру. Почему он не передал ее еще в Центральном парке? Что вообще мог разведать переплетчик, не выходящий из дома? Да какая разница! Он коммунист и шпион, вот и весь сказ. После длиннющего преследования, составляющего почти весь сюжет новеллы, шпион прошел в ресторан передать монету - и их обоих схватили. Все. Захватывающий сюжет! Это ж какие надо иметь мозги, чтобы в 1959 г. скормить зрителю тот же самый псевдодокументальный процедурник из 40-х?!
И далее финал фильма с проездом по местам боевой славы Вашингтона, крупным планом на герб КГБ ФБР и личной признательностью главе ФБР Гуверу за то, что он опять сделал мир безопасным, как Лесли Нильсен в «Шестом элементе».
Так что теперь, товаристч, ты знаешь, какой идиотией прославлял себя любимого ФБР в 50-х. А ты, небось, был недоволен советскими детективами 50-х, а, враг народа? Так что на радостях выпей водки, закури Беломор и подари часы-кукушку с гимном Коминтерна на польском ветеранам советской разведки в сердце страны желтого дьявола: ведь там им пришлось тяжелее, чем в Бухенвальде, где они держали в ежовых рукавицах всех заключенных.
Click to view