В последнее время, как в российской, так и в белорусской историографии и в особенности, в публицистике, стала набирать популярность идея о неславянской, а точнее, балтской, этнической атрибуции упоминаемого в древнерусских летописях этнополитического союза кривичей. В этой связи имеет смысл вернуться к вопросу об этнической принадлежности
(
Read more... )
Reply
Т.е. этноним был "славянизирован" уже к VI-VII вв.? Замечательно. Как это согласуется с тезисом о поздней славянизации кривичских земель?
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
К тому же эти "кривичи" оставили топонимические следы (гляньте в статье Трубачёва, на которую ссылка в посте).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Это как раз идеально вписывается в гипотезу субстрата, а вот для гипотезы об ассимиляции вследствие языковых контактов этого явно маловато.
"Еще в XVI веке во многих городах Северо-Западной Беларуси в костелы назначались ксендзы с обязательным требованием знания литовского языка".
Что удивительного? Это вообще-то время ВКЛ, в городах могло проживать много выходцев из Литвы.
Reply
Никакого цеканья у литовцев, латышей и латгальцев - нет.
Дзеканья нет у литовцев и латгальцев - наиболее близких к белорусам балтийских народов.
Ничего подобного не было и у представителя западнолитовских языков - пруссов.
Ничего подобного нет и в Курсениекском, и Жемайтском наречиях восточнобалтийской подгруппы.
Зато цеканье и дзеканье представлено в польском.
Повесть временных лет как бы намекает:
«Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко… а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи»
Согласно «Повести временных лет», вятичи и радимичи были «от рода ляхов», то есть западных славян.
По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья[7] или даже с верховьев Днестра (где обитали дулебы)[13].
Reply
Малярчук, однако, пишет, что сходство есть и с "литовским" населением:
Малярчук (с. 26): Генетическое сходство
псковско-новгородского населения с польско-
литовским населением Северо-Восточной
Польши (Сувалки) свидетельствует о запад-
ных истоках генофонда северо-западных рус-
ских.
Мда, все в мусорку, все такие аргУменты и докУменты.
Ценность имеет комплексное построение аргументации, в котором каждый элемент глубоко осмыслен, доказателен и не противоречит другим данным. А надергать с пылу с жару "височных колец", "белорусских народных диалектов", маловразумительных генетических опытов над жителями Сувалок и т.п., проигнорировав целую библиотеку ключевой литературы по вопросу - это все не имеет никакого значения. Дискуссию закрываю.
Reply
Leave a comment