К вопросу об этнической принадлежности кривичей

Dec 17, 2012 17:31

В последнее время, как в российской, так и в белорусской историографии и в особенности, в публицистике, стала набирать популярность идея о неславянской, а точнее, балтской, этнической атрибуции упоминаемого в древнерусских летописях этнополитического союза кривичей. В этой связи имеет смысл вернуться к вопросу об этнической принадлежности ( Read more... )

Археология, Тёмные Века, Научная литература, Россия

Leave a comment

sverc December 18 2012, 21:44:53 UTC
"Летописец перечислял соседние племена - полочане, а "от сих" (то есть рядом с ними) смоленские кривичи, "таже Северо от них" (то есть рядом со смоленскими кривичами) и т.д. Это же азбучная истина ( ... )

Reply

sverc December 20 2012, 20:19:00 UTC
"Миграционная волна VI - VII вв. на Балканы была в значительной степени полиэтнической, в этом движении рядом с антами принимали участие также готско-гепидские, сарматские и балтские группы, среди которых, по-видимому, могли присутствовать и представители "кривичей"-банцеровцев".

Т.е. этноним был "славянизирован" уже к VI-VII вв.? Замечательно. Как это согласуется с тезисом о поздней славянизации кривичских земель?

Reply

(The comment has been removed)

sverc December 20 2012, 21:14:34 UTC
Первая фиксация, на сколько мне известно, относится к XIV в. ("Хроника Мореи"). Массовая миграция славян на Балканы - это VI-VII вв., о более поздних их массовых вторжениях в регион ничего неизвестно.

Reply

(The comment has been removed)

sverc December 20 2012, 21:45:56 UTC
Вряд ли носитель совсем иного языка мог что-то "славянизировать", а в XIV в. и этноним вполне мог ещё сохраняться.

К тому же эти "кривичи" оставили топонимические следы (гляньте в статье Трубачёва, на которую ссылка в посте).

Reply

ext_1492245 December 19 2012, 15:29:36 UTC
"во всём рассказе о расселении славян он употребляется именно в значении происхождения ( ... )

Reply

sverc December 20 2012, 15:06:59 UTC
1) Значение "от" в летописном рассказе о расселении славян ( ... )

Reply

ext_1492245 December 20 2012, 19:47:50 UTC
а) В приведенных вами примерах к делу относится только пример с радимичами и вятичами. Однако он ни в коей мере не может быть применим к тем фрагментам, о которых мы с вами ведем речь, поскольку в них нет ни слова "родом", ни слов "прозвашася от", ни уточняющих деталей типа "бяста бо два брата в лясех". Поэтому эти примеры мало что доказывают. А ваши апелляции к тому, что Нестор якобы считал кривичей происходившими от полочан, даже если они верны, все равно ничего не доказывают. Ну, Нестор так считал - и что дальше ( ... )

Reply

sverc December 20 2012, 20:09:52 UTC
1) "Вместе с тем известные мне попытки славянской этимологизации корня в слове "кривичи" выглядят довольно неубедительными. Хотя могу и ошибаться, но убедительных лингвистических обоснований что-то не встречал ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

sverc December 20 2012, 21:09:57 UTC
"Кстати, имеют. И не только множество лексических балтизмов, но и фонетических ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

sverc December 20 2012, 21:48:36 UTC
"Балтские острова до совсем недавнего времени сохранялись на западе страны, а до раннемодерного времени и на Востоке (Обольцы)".

Это как раз идеально вписывается в гипотезу субстрата, а вот для гипотезы об ассимиляции вследствие языковых контактов этого явно маловато.

"Еще в XVI веке во многих городах Северо-Западной Беларуси в костелы назначались ксендзы с обязательным требованием знания литовского языка".

Что удивительного? Это вообще-то время ВКЛ, в городах могло проживать много выходцев из Литвы.

Reply

ext_1396441 February 27 2013, 21:17:03 UTC
Смешно. Каким образом аканье, возникшее в области Верхней Оки, совр. Орловская область, т.е. область будущего южновеликорусского наречия в 14-15 вв. и в первые закрепляемое в документах ВКМ, могло быть балтским наследием белорусов?

Никакого цеканья у литовцев, латышей и латгальцев - нет.

Дзеканья нет у литовцев и латгальцев - наиболее близких к белорусам балтийских народов.

Ничего подобного не было и у представителя западнолитовских языков - пруссов.

Ничего подобного нет и в Курсениекском, и Жемайтском наречиях восточнобалтийской подгруппы.

Зато цеканье и дзеканье представлено в польском.

Повесть временных лет как бы намекает:

«Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко… а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи»

Согласно «Повести временных лет», вятичи и радимичи были «от рода ляхов», то есть западных славян.

По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья[7] или даже с верховьев Днестра (где обитали дулебы)[13].

Reply

ext_1492245 December 20 2012, 20:38:44 UTC
"генетически население Сувалок отличается как от остальных жителей Польши, так и от балтов."

Малярчук, однако, пишет, что сходство есть и с "литовским" населением:

Малярчук (с. 26): Генетическое сходство
псковско-новгородского населения с польско-
литовским населением Северо-Восточной
Польши (Сувалки) свидетельствует о запад-
ных истоках генофонда северо-западных рус-
ских.

Мда, все в мусорку, все такие аргУменты и докУменты.

Ценность имеет комплексное построение аргументации, в котором каждый элемент глубоко осмыслен, доказателен и не противоречит другим данным. А надергать с пылу с жару "височных колец", "белорусских народных диалектов", маловразумительных генетических опытов над жителями Сувалок и т.п., проигнорировав целую библиотеку ключевой литературы по вопросу - это все не имеет никакого значения. Дискуссию закрываю.

Reply


Leave a comment

Up