Одновременно он и все они вместе

May 16, 2015 15:00

image Click to view


В обширной (я насчитал 72 снятых им фильма, на то, чтобы посчитать количество спродюсированных им лент, я даже не стал замахиваться) фильмографии великого гонконгского кинорежисерра Ли Хань Сяна есть снятый им в 1979 году фильм 軍閥趣史 - его китайское название цзюньфа цюйши переводится, как "История увлечений Главнокомандующего" (у него есть еще и более броское и вызывающее английское название The Scandalous Warlord - "Скандальный военачальник").
И Ху Цзинь, и Ширли Ю в этой ленте, будучи актрисами из главного режиссерского набора, сыграли блистательно. При этом Ху Цзинь сыграла свою "эпизодическую главную" роль как бы вне фильма - в экранизации рассказа, который поведал Начальник штаба Главнокомандующему (в данном случае это не должности, а имена собственные, и по сему они написаны с большой буквы). Фильм, само собой, снят в том самом некогда бросавшем вызов общественной морали жанре "легкое порно", который в наше время свободно помещается в определение "содержит сцены с обнаженной натурой". Помимо того, что это хорошо продававшееся "легкое порно", это еще и антивоенная китайская комедия, временами плавно переходящая неуловимую сатирическую грань, а потом не менее плавно возвращающаяся в легкое комедийное русло. Короче, для антивоенного и антиколониального 1979 года фильма получился, что называется, на злобу дня - Ли Хань Сян не всегда снимал "для вечности" экранизации китайской классики и ленты про боевые искусства, сделавшие его классиком китайского кинематографа. Время от времени он снимал и ленты, подобные "Скандальному военачальнику", рассчитанные на кассовые сборы от показов.
Если угодно, это были этакие ложки, которые бывают в коммерческом смысле дороги только к обедам в строго определенное историей время. При этом я вовсе не подразумеваю, что в отрыве от понимания времени, в которое этот фильм появился на экранах этот фильм совершенно непонятен зрителю, но какая-то часть его юмора, вне всякого соменения, пропадает. Как знать, возможно в Поднебесной когда-нибудь подобные фильмы будут выпускать с книжками-толкованиями на манер того, как в старые времена выпускали древние трактаты с комментариями.
Я ни коим образом не претендую на то, что в подобных лентах вижу все заключенные в них нюансы. На самом деле, если у меня получается видеть чуть больше, чем у среднестатистического любителя китайского кино, то это уже неплохо. Более того, я не желаю быть ходячей версией киножурнала "Хочу всё знать!" хотя бы потому что знать всё - это очень скучно. Один раз прочитал-посмотрел, разглядел все детали, усвоил главную тему, и потом уже никогда не возвращаешься к источнику. Нет уж, увольте-с!



Дкорациями фильма стал период из истории Поднебесной XX века, в отечественной историографии известный как "Эра милитаристов". Собственно, на помещенном выше фото один из этих самых милитаристов Чжан Цзунчан (статья в русской Вики довольно схематичная), на мой вкус, в свете своих тесных "китайско-российских международных связей", весьма колоритный персонаж, хотя нельзя сказать, что все остальные цзюньфа этого, гм, 火器乃戰國時代 - хоци най Чжаньго шидай - "периода Сражающихся [с применением] огнестрельного оружия царств", менее колоритны.
У Ли Хань Сяна местом действия является провинция Шаньдун, что также отсылает зрителя к личности Чжан Цзунчана (равно как его любвеобильность и склонность к экстравагантным выходкам), но при этом отождествлять Главнокомандующего из "Скандального военачальника" с реальной исторической личностью столь же уместно, сколь уместно ловить на неточностях и несоответствиях автора "Троецарствия", или пытаться изучать историю Японии по "историческим" сюжетам Кабуки. На самом деле, Главнокомандующий - это одновременно олицетворение сразу всех исторических цзюньфа, и вместе с тем еще и собирательный образ того, что в китайском представлении является аналогом нашего слова "военщина", благо в 1970-е годы в Азии недостатка в военных монтажниках "сильных режимов" не было. По большому счету, он вообще мог прекрасно обойтись без этого кино и снять что-нибудь иное, не менее коммерчески ориентированное, если бы не был режиссером прогрессивным, испытывавшим временами потребность в выражении подобных взглядов.

Тюгоку, искусствоведческий флуд, полюбился как родной

Previous post Next post
Up