Прекрасный вопрос (единственный, и от того еще более ценный) появился в комментариях моего
предыдущего поста о фильме "Скандальный военачальник".
Наши старые знакомые
с комиссионного аниме-коврика Гуань Юй и Чжан Фэй, не чуждые современности, иногда на молитвы откликаются с помощью новейших технических средств.
Вопрос от
winter_25-сан: "Странным показался эпизод, описанным в Википедии, когда Чжан Цзунчан прислал в подарок военачальнику две пустые корзины. Многозначительность этого подарка, которую еще и пришлось разъяснять, от представителя бедноты и воинственных разбойников выглядит как некое приукрашивание.
Или он в свои 20 лет был уже таким хитромудрым? :)"
Я ответил в ветке, но получившийся ответ на стадии дальнейшего додумывания получился более удачным, так что выношу его в отдельный пост, который можно будет использовать в дальнейшем на правах удобного примечания.
Если применять к истории с корзинным подношением принятый в наших краях подход, то лучше всего вообще держаться на почтительном расстоянии от китайских (а заодно и соседских) историй про людей, оставивших свой след в истории. Эти истории зачастую мало общего имеют с формулой "факты, факты и ничего, кроме фактов", но нередко являются субъектом неоднократно упоминающейся в этом ЖЖ древней формулы
"семь частей правды, три вымысла", в которой, между прочим, цифры 7 и 3 условные, и могут варьироваться в зависимости от потребности.
В дальневосточной традиции ("дальневосточной" удобно называть все традиции, происходящие от древнекитайской) факт подчинен эстетике, и в ситуациях, когда ради эстетической красоты надо принести факт в жертву, это делается без малейших колебаний. Такой подход неизбежно приводит к тому, что раз в какое-то количество поколений появляется потребность в "очищении" факта от сопутствующих анекдотов и легенд, которыми он оброс, и тогда появляется ученый муж, который изучает источники и пишет "подлинную историю" на заданную тему, которая, однако, не стремится отменить все изложенные ранее версии, но становится еще одной из них. Выбор чему верить, а чему не верить, оставляется на усмотрение интересующегося, которого автор по умолчанию считает человеком умным и способным выбирать самостоятельно.