Один из тезисов текстов
1,
2,
3 состоял в следующем: сообщество людей, делающих друг друга слабыми, слабо, и не способно к реализации имперской политики, с которой отважно экспериментрует Путин. Не по Сеньке шапка.
Имперская политика - достояние имперского общества. Наше общество - «неимперское», в нём сила не концентрируется, а расточается, утекает между пальцев. Она тратится
вот на что: назначить (придумать) врага и размазать его, и так много раз, что было продемонстрировано начиная с Гуся и Ходора и заканчивая вот этой бытовой историей по ссылке, которую курировал чуть ли не лично Бастрыкин. Это такой перформанс в голливудском стиле с цикличностью возбуждения и реакции: пощекотали (нервы), презентовали злодея - с удовольствием расчесали, покарав его - сплотились в ожидании нового раздражителя.
Злодей может принимать индивидуализированный облик (Пусси Райот, Гайзер, Медведев, ранее безвестная Виктория Павленко), метафорический («Тангейзер») или коллективный: чиновники вообще («ворюги»), бизнесмены вообще («олигархи»), офисный персонал вообще («планктон»), украинцы вообще и т. д. Но всегда это кто-то, кто «высовывается» в том или ином контексте, кто допускает нескромность. На страже скромности, осмысленной в качестве главной национальной ценности, пребывают две нивелирующие-нейтрализующие инстанции, официально почти тождественные: цезарь-монарх и безымянный «простой народ» (а между ними брошена в пустоте никуда не ведущая - начало и конец же совпадают - веревочная лестница «аппарата»).
Указанная техника социализации лепит и пестует «путинское большинство» в его нынешнем формате. Ворота в него открыты для всех, но все упомянутые группы, априорно аутсайдеры, получают право допуска внутрь только после «инициации» публичной поркой - которой и создаётся самое публичность в нашей «рес публике». Фальшивый национальный, точнее антинациональный тимбилдинг от противного формирует команду «против» с отработкой навыков «противодействия» на самих себе.
Разрушительная энергия культивируется и разряжается внутрь. В итоге имеется общество, пораженное противоречиями, заряженное ненавистью и желанием ограбить - по сути само себя. Такое общество внешне бессильно. Оно никуда не годится в конкуренции с другими обществами. Оно не обладает преимуществами, которые позволяют играть имперскую роль. Гражданская война для нас приоритетна и не сублимируется в империалистическую.
И вот
по мнению Б. Межуева, ключевой message очередного президентского послания Путина - идея «национального согласия», представленная словами Менделеева «Разрозненных нас сразу уничтожат. Наша сила в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия». «Замечательные слова, адресованные прямо нам сегодня», мудро уточнил цезарь, закончив цитату, специально для собравшихся его послушать в Кремле.
Межуев уверен, что ошибки осознаны и прежняя стратегия поощрения раздоров, культивирования разрозненности под видом культа единства - готовится к пересмотру. Атаки на самих себя отменяются перед лицом внешних трудностей. Сорвавшись в перманентную гражданскую войну в XIX веке, Россия не стала такой великой, пишет известинский автор, какой могла бы; в итоге признанное мировое лидерство досталось не ей, а ушло за океан. Но если исправимся, то сумеем многое наверстать, напоминает Межуев, расшифровывая значение слов, произнесенных кремлевским титаном. Ну дай-то Бог, коли так. Мы в этом блоге только за.
Кстати, надо заметить, что президентское послание, несомненно, услышано и под его впечатлением «идея национального согласия»
уже реализуется на практике. Привычно-доступным аппарату образом.