Об альтернативах

Mar 05, 2011 01:37

Я была сегодня на пьесе Юрия Клавдиева „Развалины“ в постановке Кирилла Вытоптова в рамках проекта Мастерская на Беговой . Главный вопрос в пьесе, где действие условно происходит в голодном блокадном Ленинграде, - можно ли решиться на то, чтобы ради собственного выживания в этих чудовищных условиях питаться человеческими трупами. На такой вопрос ( Read more... )

книжная пыль, ex profundis, театр

Leave a comment

Comments 69

amere_de_rien March 5 2011, 00:58:41 UTC
Здесь, в принципе, два разных табу. Убить и съесть собаку мешает (мне, по крайней мере) ещё ветхозаветное "не убий" (в моём случае на собак оно распространяется тоже). Есть человечину мешает ещё более "ветхозаветное", генетически обусловленное табу на поедание существ одного с тобой биологического вида (и, наверное, мертвечины в принципе). Поэтому, наверное, второе шокирует больше и вызывает отвращение, связанное с инстинктами сохранения всего вида в целом, не только себя одного. Но, если абстрагироваться от этого, с точки зрения мировой гармонии и несотворения зла собаку убивать всё-таки страшнее. Так что, наверное, получается примерно одинаково...

Reply

wyradhe March 11 2011, 18:25:52 UTC
Простите, но генетически обусловленного подобного табу нет. Генетического, природного отторжения от поедания себе подобных у приматов нашего вида нет ( ... )

Reply

rien_a_faire March 11 2011, 19:54:21 UTC
То есть Вы в экстремальной ситуации есть мертвецов будете? И никакого нравственного преступления в этом чувствовать не будете?

Собак Вы есть тоже будете, как я понимаю. А какую-нибудь разницу между поеданием живых собак и мёртвых людей Вы видите?

Reply

wyradhe March 11 2011, 21:11:50 UTC
Буду ли? Понятия не имею. Это зависит от степени моего отвращения к подобной пище и силы воли. Вот что совершенно точно - что нравственного преступления или вообще чего-го, подлежащего этическому учету, я в этом чувствовать не буду, за исключением двух случаев: если это труп человека, чью волю на этот счет мне подобает уважать в силу моих с ним связей и в воле которого было то, чтобы тело его осталось нетронутым; или если это действие будет причинять ущерб и страдание духу покойного в глазах людей, которые об этом узнают и чувства которых на этот счет мне также подобает уважать в силу моих с ними связей. В остальных случаях я не увижу здесь повода для этических расчетов, поскольку не увижу ни единого живого существа, которое могло бы потерпеть от моих действий вред ( ... )

Reply


lyric_heroo March 5 2011, 21:08:54 UTC
ну и вопросы у вас праздничные ) я бы, не колеблясь охотился за собакой, ну а она за мной полагаю. но это наверное, мужское, да и собаки у меня никогда не было, так что жалко конечно, но...

Reply

rien_a_faire March 11 2011, 19:50:07 UTC
Я не очень люблю такие праздники, да :) Но вопрос к этому не имеет ни малейшего отношения.

А есть мертвых людей - ни при каких обстоятельствах?

Reply

lyric_heroo March 11 2011, 21:01:35 UTC
мы в детстве так развлекались - разрывом шаблонов. Типа а ты мог бы ....? Нет? А за десять тысяч долларов? А за десять миллионов? А если бы от этого зависела жизнь твоей семьи?
Ответ будет зависеть от пирамиды ценностей на данный момент и не будет иметь смысла, потому что ясно, что эти ценности в обстоятельствах типа блокады изменятся и сидя сейчас в кресле невозможно представить как именно. Взять того же Милгрэма.

Reply

rien_a_faire March 11 2011, 22:34:41 UTC
Ну, тут-то вопрос стоит жесче - а если бы от этого зависела твоя жизнь?

Reply


wyradhe March 11 2011, 18:14:37 UTC
Против питания человеческими трупами _этических_ аргументов не может быть вообще (если только не считается, что дух покойного от этого пострадает). По определению - поскольку от этого не несет ущерба и страданий ни одно живое существо ( ... )

Reply

rien_a_faire March 11 2011, 19:51:46 UTC
Ну знаете, валенки и тело человека - это всё-таки несколько разные вещи. И потом, не всякий человек осмелиться снять валенки с трупа - особенно с трупа близкого человека.

Reply

wyradhe March 11 2011, 21:27:22 UTC
Мы не осмеливаемся делать многие вещи, этически нейтральные или и вовсе этически положительные, если вызывают у нас эмоциональное отторжение, страх или культурное неприятие. В частности, отрицательное отношение к раздеванию тела опирается (в конечном счете) на три ассоциативно-эмоциональных момента: 1) это ощущается как бы как причинение ущерба телу, а ущерб телу - это ущерб духу покойного, см. выше по треду; 2) поскольку само тело ассоциируется с покойным, представляется нам как бы покойным (хотя на самом деле имеет к покойному не больше отношения, чем обрезки его ногтей и волос, состриженные им при жизни), то раздевание его частично подсознательно ощущается как ограбление беззащитной персоны, находящейся в беспомощном состоянии; 3) живым вообще страшно прикасаться к покойникам и "тревожить их покой" - тут уже не ради покойного, а из иррационального страха перед мертвым телом. 3а) - во множестве культур еще и считается, что дух покойного отомстит за такое, так что страх при этом не только иррациональный ( ... )

Reply

rien_a_faire March 11 2011, 22:38:35 UTC
Послушайте, а если бы Вы стояли перед телом Вашей родной мамы или Вашей жены или Вашего сына - Вы бы тоже так рассуждали? Про большинство культур и дух покойного?

Reply


wyradhe March 11 2011, 18:31:35 UTC
Касательно охоты на собак - осуждаете ли Вы охоту охотников и собирателей первобытности? В частности, охоту с приманиванием добычи?
Если не осуждаете - то осудите ли Вы охоту на добычу у современного человека, оказавшегося, например, выброшенным на остров и стоящего перед перспективой голодной смерти, если он не будет охотиться? В частности, осудите ли Вы его, если он при охоте применит приманивание добычи?

Если не осуждаете ни то, ни другое - то какой нравственный запрет, в таком случае, нарушали по Вашему мнению ленинградцы, когда охотились на собак, чтобы избежать голодной смерти?

Reply

rien_a_faire March 11 2011, 19:52:55 UTC
Я уже поняла, что с Вашей точки зрения - никакого. Спасибо за участие в дискуссии.

Reply

wyradhe March 11 2011, 21:36:46 UTC
Видите ли, я Вас как раз спросил про _Вашу_ точку зрения. Не по вопросу о поедании трупов - Ваша точка зрения на этот счет как раз Вами была заявлена с самого начала - а по смежным вопросам. Их я и задал тут: http://rien-a-faire.livejournal.com/69785.html?thread=247961#t247961 - и Вы пока на них не отвечали, поэтому они так и остаются вопросами, заданными в этой дискуссии, но не получившими в ее рамках ответа. Важность же этих вопросов для темы заключается в том, что, скажем, если Вы считаете, что первобытным людям охотиться с целью выживания незазорно, а современным зазорно - то это одна точка зрения, с одной внутренней логикой; если Вы считаете, что вообще охотиться ради выживания незазорно ни тем, ни другим, а вот именно на собак - зазорно - то это другая точка зрения, с иной внутренней логикой. А возможно, Вы считаете, что и на собак можно, но вот подманиванием - нельзя. И т.д. Вот я и спросил, так какую же из точек зрения на этот счет Вы ( ... )

Reply

rien_a_faire March 11 2011, 23:20:59 UTC
О, это мой журнал, и вопросы здесь, уж извините, задаю я. А уж если их задают мне, я вольна выбирать, отвечать ли на них или нет. На глупые я обычно не отвечаю.
А Ваша ссылка, кстати, ведет на этот самый пост.

Reply


yukkale March 11 2011, 21:00:07 UTC
я не вижу разницы между собакой и, например, коровой, и добытое кем-то другим мясо не вызвало бы у меня вопроса, чье оно, - я спрашиваю разве что из любопытства.
через запрет на убийство переступить было бы сложнее, но, думаю, настоящий голод подтолкнул бы к этому - выживание людей (и себя как представителя) считаю более важным.
ну и вообще потенциал цинический велик, так что и человека съем, если действительно придется.

Reply

Как понял, речь о подманивании голодных домашних собак farnabazsatrap March 11 2011, 22:01:16 UTC
которые сами на людей не охотятся, а ждут от них помощи.Это этически иная ситуация.Далее-съедение собственной собаки.

Reply

Re: Как понял, речь о подманивании голодных домашних соб rien_a_faire March 11 2011, 22:43:30 UTC
И это тоже. Тем более что городские собаки все-таки в большинстве своем ручные и человека воспринимают не как добычу, а как товарища.

Reply

Дело в том, что Ваш гость wyradhe-автор этической теории, farnabazsatrap March 11 2011, 23:12:59 UTC
в которой важное место занимает т.н."Клятва"(общественный договор по умолчанию)
Небезынтересно по этому, когда в его собственных рассуждениях я вижу неувязки с применением этой самой "Клятвы".

Reply


Leave a comment

Up