Часть 3 (ранее -
часть 2)
6. Общественное управление городов.
«Городское общественное управление ведает дела местного управления и хозяйства, а равно и другие дела, особыми законами него возложенные» [56].
«Город как общественное управление составляют [57] :
1) Городская Дума,
2) Городской Голова и
3) Городская Управа с состоящими при ней исполнительными учреждениями.
Примечание 1. В городах с населением не менее ста пятидесяти тысяч жителей городским думам предоставляется учреждать участковые городские управления на основании правил о сих управлениях, при сем приложенных.
Примечание 2. Учреждение участковых управлений обязательно для всех городских Дум в тех случаях, когда на некотором расстоянии от города устраиваются самим городским управлением или строительными товариществами и другими организациями поселки («Города-сады«), если сии поселки имеют не менее ста застроенных усадебных участков и в них находится не менее пятисот избирателей».
В отличие от станицы, город не может быть казачьим, не казачьим, православным, мусульманским, русским или горским, все его постоянные жители являются горожанами. (гражданами города): «Правом участия в выборах гласных пользуются российские граждане обоего пола, всех национальностей и вероисповеданий, ко времени вторичного распубликования избирательных списков (ст.281): а) проживающих в данном городе не менее двух лет, б) достигшие двадцатипятилетнего возраста» [58].
Денежные знаки времен Кубанской Народной Республики (
источник)
Города относятся к первому, нижнему этажу общественного управления, как и станицы (за исключением тех городов, которые имеют права округов), но компетенция их намного шире, чем у станичных общественных управлений потому, что город - очень сложный организм [59] :
«К предметам ведомства городского общественного управления в особенности относятся:
1) составление плана города и последующих изменений его, а также попечение о лучшем устройстве города в соответствии с планом и надзор за правильным в нем строительстве;
2) заведование установленными в пользу города сборами и повинностями;
3) заведование капиталами, движимыми и недвижимыми имуществами города;
4) попечение об устройстве и содержании в исправности улиц, площадей, мостовых, тротуаров, общественных садов, бульваров, бечевников, набережных, пристаней, мостов. переправ, каналов, гатей, прудов, колодцев, канав,. естественных протоков и т.п.
5) устройство и содержание в исправности освещения города, водоснабжения, канализации, различных способов передвижения и сообщения, скотобоен и связанных с ними городских предприятий, а также иных предприятий и сооружений общего пользования; надзор за производством извозного и перевозного промыслов;
Примечание. Устройство и содержание скотобоен и утилизационных при них заводов в городах составляет исключительное право городских управлений.
6) принятие мер предосторожности против пожаров и наводнений и других бедствий, устройство и содержание пожарных и трубочистных команд и пожарной сигнализации, а также попечение об организации и развитии взаимного страхования имуществ от огня;
7) попечение об учреждениях, имеющих целью понятие нравственности городского населения, и меры борьбы против пьянства и непотребства;
8) устройство и содержание городских начальных училищ, а равно и других учебных заведений, устройство и содержание коих приняты на городские средства; заведование означенными училищами и заведениями в учебном и административно-хозяйственном отношениях, а также установленное законом участи в заведовании иными учебными заведениями; организация дошкольного и внешкольного обучения; попечение об устройстве просветительных и общеполезных учреждений, как-то: народных университетов, консерваторий, общественных библиотек, музеев, театров и т.п., и вспомоществовании этим учреждениям;
9) устройство выставок, попечение об охране состоящих в заведовании города общественных сооружений, памятников и остатков старины;
10) принятие мер по охранению народного здравия; изыскание способов к улучшению местных условий в санитарном отношении; развитие врачебной помощи городскому населению, устройство и содержание лечебных заведений, родильных домов, городских аптек, санаторий и тому подобных учреждений; устройство городских кладбищ и надзор за их санитарным состоянием, устройство санитарных попечительств; участие в ветеринарно-полицейских мероприятиях;
Примечание. Устройство и содержание аптек в городах составляет исключительно право органов городского самоуправления. Открытие частных аптек в Кубанском Крае впредь не допускается.
11) попечение о продовольствии населения и устранение недостатка и дороговизны предметов первой необходимости и жилищ; устройство и содержание в этих целях домов с дешевыми квартирами, народных столовых и чайных, а равно организация продажи хлеба, мяса, молока, топлива и т.п.;
12) оказание юридической помощи городскому населению;
13) попечение о прекращении нищенства; устройство попечительств о бедных и вообще меры общественного призрения, законом на города возложенные;
14) охрана труда; устройство общественных работ; борьба с безработицей; устройство бирж труда и посреднических контор по приисканию работы, а также заведование этими учреждениями; устройство благотворительных заведений, общественных мастерских и ночлежных домов;
15) воспособление зависящим от общественного управления способами развитию местной торговли, промышленности; устройство и содержание рынков и базаров, товарных складов, холодильников и проч.; надзор за правильным производством торговли; ближайший надзор за применением в торговле и промышленности законных мер и весов; устройство кредитных учреждений по правилам устава кредитного, а равно содействие устройству биржевых учреждений;
16) производство статистических обследований города;
17) принятие установленных законом мер к охранению личной и общественной безопасности и порядка; участие в содержании и заведовании городской стражей, согласно действующим узаконениям;
18) удовлетворение потребностей воинского и гражданского управления, возложенных на города законом;
19) дела, предоставленные ведению городского общественного управления на основании особых уставов и законоположений».
Компетенция есть не только права но и обязанности, публично-правовые организации не просто имеют право, но и обязаны заниматься тем, что вменено им в компетенцию. Как видно из перечня, наряду с общими для всех общественных управлений полномочиями (образование, народное здравие, санитария, оказание юридической помощи, попечение о нуждающихся и.т.п.) на город возлагается ответственность не только за городское благоустройство в узком смысле слова, что уже есть сложная по сравнению с сельской местностью задача, но и составление плана города и производство статистических обследований города, что требует значительных знаний и навыков. Впрочем, в отличие от сельских, городские общественные управления действуют в Российской Империи уже давно и накопили достаточных опыт самостоятельного управления и хозяйствования.
Следующая статья подчеркивает большую самостоятельность городов по сравнению с сельскими общественными управлениями [60] :
«Круг действий городского общественного управления ограничивается пределами города. При разрешении подведомственных ему дел, городское общественное управление действует самостоятельно».
Такой фразы в отношении станичных общественных управлений Положение не содержит.
Такая самостоятельность городов приводит к тому, что по сравнению со станичными общественными управлениями серьезно расширено их право на издание обязательных постановлений [61] :
«Городская Дума вправе издавать обязательные постановления по следующим предметам:
1) о правильной застройке города и соответствии с планом;
2) об определении местностей, и которых не допускается устройство фабрик, заводов и других промышленных и торговых заведений;
3) о производстве частных построек; о разбивке частных владений на мелкие участки и застройке их; о предельной высоте зданий и числе этажей в них и отдельных частях города; о высоте жилых помещений и зданиях и обеспечении их светом; об устройстве подъемных приспособлений и вообще о техническом оборудовании зданий; о внешнем виде их; о постройке брандмауэров; о сроках для сноса или замены деревянных строений каменными и кварталах, предназначенных ,по плану города для застройки каменными зданиями; о производстве насаждений и палисадах, на улицах и площадях; об устройстве тротуаров и других сооружений, осуществление коих лежит на обязанности обывателей;
4) о мерах против пожаров; об устройстве кровель, печей и дымовых труб и об исправном содержания и осмотре их; о местах, где не допускаются склады легко воспламеняющихся предметов, об условиях хранения и продажи этих предметов и о мерах предотвращения опасности, сопряженной с их вспышкою или воспламенением; об обеспечении мест скопления людей пожарными средствами и о мерах предосторожности от пожаров в них; о содержании ночных караулов; об устройстве дворовых проездов для сообщения между внутренними дворами и улицей; о тушении пожаров, о мерах к спасению людей и защите имущества при пожарах и т.п.;
5) о мерах к предупреждению наводнений и других бедствий и о мерах к спасению людей и защите имущества при таких бедствиях;
6) о мерах к охранению целости состоящих в заведовании города общественных сооружений, памятников искусства и остатков старины; о мерах к охранению памятников природы и редких пород животных, деревьев и растений;
7) о порядке содержания в чистоте и исправности улиц, площадей, мостовых, тротуаров, общественных садов, бульваров, бечевников, набережных, пристаней, мостов, переправ и других мест общего пользования, а также каналов, гатей, прудов, колодцев, канав и естественных протоков, не исключая и тех, которые находятся на землях, принадлежащих частным владельцам, учреждениям и ведомствам;
8) о порядке устройства и содержания домовик и дворовых водопроводов и канализации, о способах пользования ими, об отводе и спуске с крыш дождевых вод в и о порядке упразднения сточных и других подобных приспособлений старого устройства;
9) об установлении в пределах города мест для ярмарок, базаров и рынков, об устройстве и содержании их, а также о внутреннем распорядке и о времени производства торговли на них;
10) об устройстве и порядке содержания пристаней, переправ и перевозов, о мерах к упорядочению судоходства и сплава в пределах местных водных сообщений и о порядке действий ли, служащих при приеме и отправке товаров;
11) о содержании городских железных дорог с конною и механическою тягою или иных усовершенствованных средств сообщения, а также о содержании предприятий общего пользования по освещению, водоснабжению, канализации и проч. и о пользования указанными средствами сообщения и предприятиями;
12) о производстве пассажирского в грузового извозного промысла, а также промысла перевозного; о пассажирских и грузовых экипажах, конных и с механическими двигателями; о дежурствах извозчиков и стоянке их возле вокзалов, пристаней, театров и других мест скопления публики;
13) о мерах безопасности и порядке движения по улицам, а равно рекам, каналам, бечевникам и набережным, не состоящим в ведомстве путей сообщения;
14) о порядке нумерации домов, а также об освещения номеров, домовых фонарей, домовых лестниц и дворовых отхожих мест;
15) о принятии мер для охранения благочиния и порядка в общественных местах;
16) о мерах предупреждения и борьбы с заразными болезнями;
17) о мерах против пьянства, одурманения и непотребства;
18) об устройстве и порядке содержания в санитарном отношении, а в подлежащих случаях и в отношении ветеринарного надзора, ремесленных и торговых заведений залов общественных собраний, а также театров, кинематографов; цирков и других увеселительных мест; учебных, лечебных и благотворительных заведений; кумысолечебных заведений и молочных ферм; аптек, лабораторий в врачебных кабинетов; жилых квартир, помещений для прислуги, гостиниц, меблированных комнат, постоялых дворов, помещений для рабочих, угловых квартир, коек, сдаваемых в наем и ночлежных приютов; бань, купален и прачечных; мясных лавок и всякого рода мест изготовления, хранения и продажи пищевых продуктов и напитков; складов и мест продажи сырых животных продуктов, а также кожевенных, овчинных и других заведений, обрабатывающих эти продукты; дворов, предназначенных для извозного промысла, н других мест скопления домашних животных; ассенизационных дворов и обозов;
19) об очистке дворов; об устройстве в содержании помойных ям, хранилищ домашних отбросов и отхожих мест; о порядке удаления нечистот и отбросов, а также об устройстве и содержании свалок их;
20) о мерах к истреблению вредных животных и насекомых;
21) о мерах против порчи воздуха, почвы и воды, а также о порядке расходования воды из источников, служащих для общего пользования;
22) об обеспечении доброкачественности пищевых продуктов и напитков, обращающихся в продаже;
23) о скупке, продаже и хранении старья в о производстве тряпичного промысла, а также и других промыслов по использованию отбросов и остатков;
24) о покровительстве животным и о порядке и содержании их:
25) об уборке или уничтожении трупов домашних животных и об устройстве и содержания заведений, предназначенных для технической обработки этих трупов;
26) о времени открытия и закрытия торговых и промышленных заведений, а также об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых и ремесленных заведениях, складах и конторах;
27) об ограждении от физического и нравственного вреда малолетних, занятых в промышленных, торговых и т.п. предприятиях или участвующих в качестве исполнителей в увеселительных заведениях и публичных зрелищах.
28) об устройстве и порядке содержания заведений трактирного промысла соответственно их назначения, о местностях, в коих заведения этого рода не должны быть вовсе допускаемы, о соблюдении в означенных заведениях благоустройства и благочиния;
29) о внутреннем устройстве оптовых складов пива и меда и пивных лавок и о соблюдении в них благоустройства и благочиния, а также о местах продажи и об ограничении или продажи виноградных вин;
30) о порядке производства развозной и разносной торговли; об обязанности взвешивания всякого рода зерновых продуктов на общественных весах и о тарифах сбора за взвешивание продуктов и товаров на общественных весах;
31) о мерах против недостатка и дороговизны предметов первой необходимости; о недопущении продажи сельскохозяйственных продуктов вне базаров и других мест, назначенных для торговли ими;
32) об установке вывесок, реклам и т.п.
33) о надзоре за производством торговли и промыслов со стороны как соответствия выбираемых документов роду и размеру торговли и промысла, так и добросовестности отпускаемых и выделываемых в мастерских товаров, продуктов и проч.
34) об отнесении на особые сборы с домовладельцев: а) содержания и устройства мостовых и тротуаров, б) очистки дымовых труб; в) содержания в видах пожарной 6езопасности ночных караулов; г) вывоза нечистот и отбросов из городского поселения и д) удаления нечистот посредством канализации.
35) по всем прочим предметам, по коим Городским Думам, на основании действующих узаконений, предоставляется составлять обязательные постановления.
Примечание 1. В приморских портах, на кои распространяется действие статей 607-653 Устава Торгового (изд.1903 год и прод. 1912 г.) действие составляемых Городской Думой обязательных постановлений по предметам, отнесенным к ведению Присутствия по Портовым делам (Уст.Торг. изд 1903 г. ст.638) не распространяется на местность, занимаемую торговым портом.
Примечание 2. Участие Городских Дум в составлении обязательных постановлений по ветеринарно-полицейской части, перечисленным в ст. 671, определяется примечанием к этой статье».
Отметим небольшое, но важное примечание 1 к статье 36 - на территорию торговых портов действие обязательных постановлений Городской Думы не распространяется, они подчинены особому порядку управления. Так что местное самоуправление, в отличие от Российской Федерации, действует не на всей территории Кубанского края, есть и исключения, что ни у кого не вызывало возмущения.
Куда значительнее, чем у сельских общественных управлений, и налоговая база городов [62] :
«Городским Думам предоставляется устанавливать следующие сборы:
1) оценочный с недвижимых имуществ;
2) специальные с недвижимых имуществ;
3) добавочный к государственному подоходному налогу и самостоятельный подоходный;
4) квартирный;
5) с промысловых свидетельств на торговые в промышленные предприятия;
6) с помещений контор, кабинетов, лабораторий, лечебных и других частных учреждений, открытых для публики и не выбирающих промысловых свидетельств;
7) с заведений трактирного промысла, пивных лавок и погребов русских виноградных вин;
8) с теплиц, питомников и т.п.;
9) с разносного и развозного торга;
10) с извозного промысла;
11) с перевозного промысла;
12) с реклам, вывесок и объявлений;
13) с грузов, привозимых и вывозимых по железным дорогам;
14) с грузов, привозимых и вывозимых по внутренним водным путям;
15) за зимовку судов и барок с водных пространств в пределах города;
16) за остановку на улицах и площадях возов с привозимыми в город для продажи сельскохозяйственными продуктами и другими товарами, а также с пригоняемого на городской рынок крупного и мелкого скота и лошадей;
17) за санитарный осмотр привозимого в город мяса;
18) за занятие тротуаров при постройке новых и перестройке существующих зданий;
19) за рассмотрение планов на новые постройки и за выдачу разрешений на перестройки и капитальные исправления существующих зданий, а также за установку подъемников;
20) за производство осмотров возводимых в городе построек, капитальных перестроек и вновь устанавливаемых подъемников;
21) с аукционных продаж движимого имущества, производимых при участии городских аукционистов;
22) за употребление общественных мер и весов на торговых местах;
23) за клеймение мер и весов;
24) с различных актов: при их совершении, засвидетельствовании, протесте и предъявлении к взысканию;
25) с лошадей и экипажей;
26) с собак;
27) с велосипедов, самодвижущихся экипажей, яхт и моторных лодок;
28) сезонный, а также санитарный (ст. 26 Положения о санитарной и горной охране лечебных местностей);
29) добавочный налог к сбору с денежных капиталов, обеспеченных в качестве долгов на недвижимых имуществах;
30) с публичных зрелищ и увеселений;
31) за право содержания прислуги;
32) налог на незаслуженный прирост ценности недвижимых имуществ.
Примечание. Указанные в пунктах 3 и 4 сборы: добавочный к государственному подоходному, самостоятельный подоходный и квартирный могут быть вводимы лишь по установлении оценочного сбора».
А если учесть еще большую стоимость городской недвижимости, большие доходы жителей, наличие крупных предприятий и вообще большую налогоспособность городского населения, то поступления от сборов в городах значительно превышает поступления от сборов в сельской местности. Не случайно в Российской Империи в земских губерниях в сельской местности платили два налога - государственный и земский, а в городах три - государственный, земский и городской.
Тем не менее и для городов доходы от хозяйственной деятельности и принадлежащей им собственности был совсем не лишним [63] :
«Городское общественное управление имеет право именем городского поселения, на основании общих гражданских законов и сего Положения, приобретать и отчуждать имущества, заключать договоры, вступать в обязательства, вчинять гражданские иски и отвечать на суде по имущественным делам, с соблюдением правил, установленных для казенных управлений».
Городам также предоставляется право на создание товариществ и союзов: [64]
«Городским общественным управлениям предоставляется, на основании особых правил: 1) заключать между собою, а также с другими органами местного самоуправления, по взаимному соглашению, договоры товарищества; 2) образовывать союзы и 3) устраивать съезды».
Повышенная самостоятельность городов предполагает и более высокий уровень надзора, если надзор за законностью действий станичных общественных управлений возлагается на Окружного Атамана, то [65] :
«Надзор за законностью действий городского общественного управления возлагается на председателя Совета местного самоуправления».
7. Городской район. Мелкая городская единица.
Вопрос о общественном управлении в городских районах («внутригородских территориях» по терминологии ныне действующего в России законодательства [66] ), «мелкой городской единицы» [67] , не казался разработчикам Положения важным, поэтому они вынесли его в Приложение, именуемое «Правила об участковых городских управлениях» (в Положение «участком» называется городской район). Однако, хотя авторы уже обращались к вопросу «мелкой городской единицы» [68] , они сочли полезным не просто еще раз коснуться этой темы, но и полностью привести текст этого небольшого Приложения с незначительными комментариями. Причины для этого две:
1. Дискуссия о городском районе в современной России продолжается;
2. В XXI веке городские агломерации, раскинувшиеся на больших территориях и состоящие из относительно автономных частей, стали массовым явлением.
Приложение:
«1. В городах с населением не менее ста пятидесяти тысяч жителей Городские Думы могут учреждать участковые городские управления. Распределение города на участки с этой целью проводится по соображению как с существующим административным делением его на части, так и с топографическими, бытовыми и другими особенностями различных частей города.
2. В городах, вмещающих поселки, отвечающие условиям, указанным в примечании 2 к статье 272, участковые управления в поселке должны быть установлены безотносительно к числу жителей в городе.
Примечание. На этих же основаниях городские думы вправе учреждать участковые городские управления для отдельных частей города, не разбивая на участковые управления всего города» [69] .
Еще раз приведем Примечание 2 к статье 272: «Учреждение участковых управлений обязательно для всех городских Дум в тех случаях, когда на некотором расстоянии от города устраиваются самим городским управлением или строительными товариществами и другими организациями поселки («Города-сады«), если сии поселки имеют не менее ста застроенных усадебных участков и в них находится не менее пятисот избирателей» [70] .
«3. Участковые городские управления содействуют городскому общественному управлению в выполнении задач городского хозяйства и управления, касающихся отдельных частей города.
4. Участковое городское управление составляют участковое собрание и участковое бюро.
5. Ближайшее определение предметов ведения участковых городских управлений, упомянутых в ст. 1, предоставляется городской думе, причем для разных участков предметы ведомства могут быть различные в зависимости от местных условий.
6. К ведомству городских управлений, упомянутых в ст.2 сих правил, относятся предметы, перечисленные в пунктах 1-4, 7, 10, 17-19, 22, 23 в лит. а и б пункта 12-го и лит. а пункт. 13-го ст.313 сего Положения, а также дела, порученные Думою.
7. Обязательные постановления по предметам, означенным в пунктах 1, 2, 3, 7, 8, 11, 14, 19, 28, 32 и 34 ст. 346 в отношении поселков, упомянутых в ст.2, городские думы издают с согласия участковых собраний.
8. Участковое собрание состоит из выборных, избираемых в порядке, уставленном в ст. 9 сих правил. Число выборных участкового собрания определяется в двадцать, если избирателей не более двухсот, а если более, то на каждые сто избирателей сверх двухсот прибавляется два выборных, с тем, однако, что число их не должно превышать сорока.
9. Выборные участкового собрания избираются в те же сроки, что и гласные Думы. Выборы производятся участковым бюро через месяц по избрании городских гласных по тем же избирательным спискам и тем же порядком, под руководством городской управы.
10. Участковое бюро, как исполнительный орган, состоит из председателя и членов, число коих определяется городскою думою. Но Думе предоставляется право, взамен коллегиального бюро, смотря по надобности, установить должность участкового старосты и его помощника. Содержание членам бюро или старосте с помощником назначается городскою думою.
11. При обсуждении в городской думе и управе дел, касающихся данного участка, в заседание думы и управы приглашается, в случае усмотрения городским головой, управой или думою надобности, председатель участкового бюро либо староста, с правом совещательного голоса.
12. Участковые городские управления осуществляют свою деятельность по выполнению возложенных на них задач на основании инструкций думы, составляемых применительно к правилам, установленным в законе для городского общественного управления.
13. Денежные средства, необходимые для осуществления задач, лежащих на участковых городских управлениях, отпускаются им Городскою Думою или по сметам участковых управлений, или за счет кредитов общегородской сметы.
14. Правила о расходовании сумм и об отчетности участковых городских управлений, равно о ревизии их устанавливаются городскою думою.
15. Все постановления участковых собраний с необходимыми к ним приложениями, в пятидневный срок со дня подписания этих постановлений, предоставляются, в копиях, председателем участкового бюро (или старостою) в городскую управу Если городская управа признает постановление участкового собрания несогласным с действующими законами, либо противоречащим общегородским интересам, она может сделать распоряжение о приостановке приведения его в исполнение и передать дело на рассмотрение городской думы, которая и выносит окончательное по делу решение, не подлежащее обжалованию ни по существу, ни с формальной стороны.
16. Надзор правительственной власти за закономерностью деятельности участковых городских управлений осуществляется в порядке, установленном в законе для такого надзора за деятельностью городского общественного управления.
17. Городская Дума, с соблюдением правила, уставляемого ст.323, может в любое время распустить одно, или несколько, или все участковые городские управления, образованные в порядке ст. 1 и примечания к ст. 2 сих правил и принять на себя возложенные на них обязанности» [71].
Итак, участковые городские управления могут быть двух видов:
1. Те, которые создаются в больших городах на их целостной территории. Эти участковые управления создаются по решению Городской Думы для удобства управления городом как на всей территории города, так и на отдельных его участках, их полномочия определяются Городской Думой и Городской Думой они могут быть ликвидированы. Этот вариант более приемлем для разгрузки городского управления от мелких дел и приближения их решения к жителям.
2. Те, которые создаются на обособленных территориях («Города-Сады») при наличии необходимого числа жителей [72]. В этих поселениях городские участковые управления создаются в обязательном порядке вне зависимости от численности населения города, они обладают установленной законом компетенцией (более узкой, чем городская, но все же достаточной для управления и хозяйствования на своей территории), и не могут быть ликвидированы Городской Думой. Именно этот вариант более всего подходит для относительно автономных поселений, входящих в городские агломерации, позволяя осуществлять управление целым с сохранением самостоятельности отдельных частей агломерации.
Примечания:
[56] Положение, статья 262
[57] Положение, статья 272
[58] Положение, статья 274
[59] Положение, статья 263
[60] Положение, статья 264
[61] Положение, статья 316
[62] Положение, статья 371
[63] Положение, статья 266
[64] Положение, статья 269
[65] Положение, статья 270
[66] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, статья 10
[67] Дурденевский В.Н. «Мелкая городская единица». Москва 1917 год
[68] Т.М.Говоренкова, А.И.Жуков, Д.А.Савин, «Перемены. Время московское», Муниципальная власть, №2, 2004 год, Москва, стр.58-65
[69] Положение, Правила об участковых городских управлениях.
[70] Положение, статья 272, Примечание 2
[71] Положение, Правила об участковых городских управлениях.
[72] Т.М.Говоренкова, А.И.Жуков, Д.А.Савин, А.В.Чуев «
Жилищный вопрос и логика его решения. Эпизод XII. Города-сады.», Муниципальная власть, №5, 2007 год, Москва, стр.100-115
далее -
часть 4